"...принадлежит к тем людям, о ком все отзываются хорошо, но чьего общества не ищут, кого все счастливы видеть, но с кем забывают затем обменяться даже двумя-тремя словами." (с) Джейн Остин
1. Наука как фен культуры. Пробл. куль-ист. Типов наук.
читать дальше Фс слов. – н – динамичн система О-истинных знаний о сущ связях дейс-сти, получ и развв рез спец общ деят 0 и преара их в непомср практ силу. Н. - специфич. форма деятельности чел-ка, обеспеч-ая получение нов. знания, выраб-ая ср-ва воспрои-ва и раз-ия познават. процесса, осущест-ая проверку, систематизацию и распространение его рез-ов. Выделение и оформление Н. происходит в кон. 1-го тыс. до н. э. Родина евр. Н.- Др. Гр. В 15-18 вв. возн-ет эк. и технич. стимулы, юридич. и моральн. ориентиры для раз-ия и шир. распространения Н. Положение Н в разные периоды времени менялись: Антич.: Н. не была господ-ствуюшей, она сплеталась с др. способами пон-ия дейст-ти. Выраб-ся понятийный аппарат. Рац. способ постьиже-ния дейст-ти сочит-ся с иррацион.(невыделен. Н.от фил-ии и мифологии). Ср.века: на первый план выходит религия= Н. превращается в «служанку религии»?. Нвр.: Н. вводит идею разума, все д. б. осмыслено под углом разума. Вера отодвигается= теор. взгляд= язык Н. Появ. Н. как соц. институт. 19 в.: Н. как производит.сила (з-ны сохран. энергии, клеточ. теория, период. сис-ма).+ позитивизм + ест-науч методология. Н как фен культ – поздно вошло в фс обиход. Н. Связ с др фен культ – рел. Иск-вом, н также завис от куль-ист среды 70-е годы ХХ в. – констатация кризиса фс науки. Методология истории науки сменяет логику науки. М. Фуко: понять природу науки, - обратить-ся к опр культурным пластам, ею оставленным Холтон: понять природу, используя логические методы, в принципе невозможно; необходимо применить инструментарий, свойственный культурным явлениям (например, искусст-ву), т.к. наука по природе своей - культурное явление. Мамардашвили "Наука и культура": Различия между наукой и культурой с тчк зр. онтологии очевидны, но видна и их связь. Научное знание – Оно, культура - Sна. Культура - то, что кодируется, транслируется и воспроиз-водится; наше взаимоотношение с ней воспроизводит в нас человеческие возможности, реализует их. В науке же происходит экспериментирование с этими человеческими возможностями. Наука является культурой в той мере, в которой в ее содержании выражена и репродуцируется способность человека владеть им же достигнутым знанием и источниками этого знания, производить их во ВиП (предполагает опр соц. и систему кодирования). В этом отн разберем пробл культ-ист типов Н.:Шпенглер "Закат евр.": обнаружил изменчивость дух. форм (Кант: апр. формы- неизменны). Стилей познания оч . много. В основе мышления лежат такие формы , кот. показ-ют , как чел-к подчинен данной кул-ре. В кажд. культ. есть глубин. зависимость между различ. составляющ. культуры. В эти взаимосвязи включ. и Н. Нет един. матем., стиль обуслов-лен культурой (Антич. матем: число- сущность всех чувсвен- осязаемых вещей; только целые положит. числа; Космос- число, мера; Зап. матем.: числа- структуры, освобожден. от чувствен. восприятия, чистое мышление= иррацион. число, бесконеч. числовое мн-во). Нет универс. всеоб. Н. Они зависят от тех культур, в кот. рождаются и сущ-ют= куль-истор. типы Н.. Каждая культ. создала для себя свое собственное естествознание, которое только для нее истинно и существует столько времени, сколько живет культура, осуществляя свои внутренние возможности. Вообще выделил 8 типов культур. Данилевский "Россия и Евр.": Основы культ-истор. типов: наука, искусство, эк-ка, политика, промышленность. Каждая культ может разви-вать только одну сферу чел-ой дея-ти (Рим- политика, Евр- пром.). Нука - плод новоевр. культуры, приходится на развитый этап, т. к. наука требует теор. отн-ия к миру. Наука как и др чферы несет всебе печать национальности, особ проявл в общ науках Вернадский – Н как геологиче-ская сила. Она всенародна, всеобща, всем понятна и истинна. Она есть необходимый и неизбежный этап развития вселенной, Она беспристрастна и правильна, ибо основывается на фактах. Поппер."Миф концептуального каркаса": концеп. каркас- особенности понятийного мышления, кот. свойственны опред. культуре. Критикует то, что истина- относительна. Абсолютность истины присуща науке, метод науки позволяет превозмочь культурное влияние. Наука снимает несравнимость, несоизмеримость= истина не зависит от культур- это миф
2. Пробл. науч. реальности.Природа науч. теории.
читать дальше 20в. предм науч поз-я днлится на реальности (ист. матем, физич). Реальность конституирована специфич. ср-вами и методами познания. Н. – познает сущности, метод ее –экспер.,цель – факты. Дост знания, мир О, чк – S, опр кауз. Связи, знание на ур. Законов. Х-р науч реал-сти.-математич. . О-ты - вечны, неизменны, предельные формы, идеальны= общезначимы, основания для бесконеч. прогресса. (Декарт)Алгебра изучает универс. св-ва и отн-ия О-тов. Матем. - универс. инструмент исчисления. Реально - только то, что исчислимо.Благодаря алгебре возникает реальность в матем. смысле слова. + Десубстан-циализация. Реальность того или иного матем. понятия опред. не его связью с тем или иным О-том, а опред-ся широтой применения этого понятия. Дематериализа-ция.Башляр: современ. естест-науч. дух рождается в недрах микрофизики (уходит от связи реальности с массой, локализованной в пространстве). Микрофизика рассматривает вещь как остановленное движение. О-том изучения становится движение, кот. вообще может не иметь никакого носителя+ Объект знание+Н реальн конст. by яз и метод иссл. Н Реальн – резт методологич объекти-вации+вероятностно-статистич закономерности + техноло-гич (управляемлсть) Пробл. референта науч. теории. У науч. теорий нет абс. референта (.Т. обр. любая теория дважды относительна: 1. некоторого предпосылочного языка (обыден.), на кот. мы описываем реальность; 2. К тому науч. языку, на кот. мы его переводим. Науч. язык: метафоричен (световые волны): Ницше, Ортега-и-Гассет. Рац-зм пытался изгнать метафоры из науч. языка (Локк). 20в. - нет противопоставления метафорич. и науч. способа мышления (Кассирер: - мифопоэтич. мышление; - дискур-сивно-логич.). Метафоры позволяют постепен. менять значения термина. Они вносят в науч. текст напряжение (абсурдность). Нов. идея должна прозвучать парадоксаль-но. * полиморфизм науч. терминов. * слэнговый характер (обыд. язык+ спец. термины). Система науч. языка - сис-ма кодов.Теория - результат методологической объектива-ции. Признаки теории: 1. способность ообъяснять сущест-вующие факты и предсказывать новые, т. к. в ней сформу-лировано особ. знание в виде закона; 2. теория имеет опред. логич. структуру (класс логически связанных высказываний); 3. предметность (т.е. имеет область интерпретации, кот. опред-ет границы применения данной теории).Теория- концептуальный класс логически связан-ных высказываний, на основе которых делаются объясне-ния и предсказаният относит. Дейст-сти.
3. Осн пробл. методологии ест наук.
читать дальшеПредыдущ вопрос (2-й) – осн черты естнауч реальности. Основные методологич подходы: 1. системно-структурный. Биология - модель для построения научного зн-ия. Систеиа связана со средой через каналы входа и выхода - получает информацию, реагируя на требования. Система измен. в целях самосохранения - приспо-собленность к внешней среде делает систему устойчивой, но рост доп. связей ведет к кризису системы . Существуют два вых-ода системы из кризиса: 1. разрушение и исчезновение с-мы, 2. выход на новый уровень. Современ. модификации системно-структ. подхода: 1. системный анализ, 2. общая теория с-м (логико-математич. моделирование системных объектов, 3. исследование естествен. объектов, базируется на предпосылке, что каждый объект явл. системой, след. может быть исследован при помощи сист. методологии .Задачи системного подхода: 1. конструирова-ние целенаправленных комплексов, 2. теоретико-математич. моделирование системных связей, создание картины системности природн. объектов. Т.о. системный подход отличается от вещественно-энергетических св-в элементов и делает упор на орган-ии элементов, кот-ые явл. непроницаемыми. Специфич-ность: 1. иерархичность внутреннего строения 2. динамическая устойчивость в среде 3. функциональность в отн-иии какой-нибудь внешней среды 4.наличие ведущего центр. звена 5. внутренняя цикличность взаимоотн-ий между элементами 6. инвариантность во временном преобразовании (сохранение). Функционально-динамич. подход раскрывается через три принципа: 1. инвариантность 2. атомизм 3. детерминизм, т.е. исследование связей состояния физического процесса посредст-вом обмена в-вом и энергией. Осн. хар-ки: 1. объекты предметно-го мира исследуются в краткие промежутки времени, время внешне по отн-ию к объекту 2. изучает субстрат, т.ее.матер-ого носителя взаимодйствия 3. в основе определенная концеп. взаимодействия. Эволюционно-исторический подход Время изучается в кач-ве содержания мат-ых систем (перестает быть внешним). В основе в обл-ти естест-ия лежит учение об эволю-ционирующей вселенной как решение проблемы космогенеза,. так и др. (в зависимости от нее). Пробл. достоверности естест-веннонаучного зн-ия. 1. джастификационизм (оправдание или подкрепление фактами). Научное зн-ие состоит из доказанных высказываний, кот-ые могут быть доказаны двумя способами: а. эмпирический (обоснование высказываниями о фактах) б. рац-ый (научные теории выводятся из системы аксиом - самоочевидные положения, кот-ые достигаются интуицией). 2. пробабилизм (Карнап) - по мере раз-ия научн. зн-ия возрастает степень вероятности научных теорий. 3. фальсификационизм: а) догмати-ческий - существует неопровержимый эмпирич. базис; все теории явл. гипотезами, след. мы не можем их док-ть, но опро-вергнуть; б) методологический - тип конвенционализма.
4 Осн пробл. методологии гум. наук.
читать дальшеОсобенности гуманитарной реальности: 1. Знак. х-р (структур., неокант.) 2 символич. х-р. (герменевтика) 3. Всегда захватывает самого исследователя. 4. Разнородный характер. Гуманитарное знание – это знание, которое основано на интерпретации текста.Есть разные формы жизни (повседневность, наука, искусство). Каждая имеет свой внутренний закон существования, который определя-ет все, что попадает внутрь этой реальности (время, пространст-во) => нет единого метода, с помощью которого можно описать эту реальность (неокант.) Эта реальность всегда уже себя проговорила, описала => работа с этой реальностью - всегда работа переводчика; она требует интерпретации;она может быть описана по кр мере на двух уровнях: 1 – тот, на котором она сама себя описывает (Леви-Стросс) и 2 – уровень анонимных социаль-ных структур. В срвека это наз. свободным искусством. В 19 веке – это моральные науки. А примерно с 1870-х годов – это науки о духе. А в 20 веке это называется гуманитарным знанием. Школа Анналов: 1. Понимание общества как целостности и единство 3-х основных элементов: эконом. структуры, соц. организации и культуры. Совокупность соц-х отнош-й - предмет новой исторической науки. 2. При воспроизведении целостности необх. учитывать не только то видение эпохи, которое складывается у исследователя в результате анализа источников, но и то, которое опирается на воспроизведение субъективных представлений людей той эпохи о самих себе ( ментальность).3. полидисципли-нарность подхода (историк должен разбираться в технике, медицине идр.) 4. подчеркивается активная роль субъекта позн-ия, позн-ие как конструирование прошлого. 5. одна и та же история может быть рассказана по-разному, нет никакой единой объективной истории; книга историка - это комментарий к изученным источникам, кот-ый к тому же может быть по-разному прочитан. Структурализм: рассматривает как можно спасти человеческое в чел-ке. С одн. стор., выступает с критикой классич. рац-ма: 1) критикуется тезис о самопрозрчности созн-ия 2) тезис о понимании истории как процесса, кот. опред. чел. разумом 3) идея европоцентризма, логоцентризма, непрерывно-сти историч. развития и отсутствия качеств. своеобразия отдельн. историч. периодов разных культур. 1. Понятие "структуры" появл. в математике.. Мат-ка становится образцом для построе-ния зн-ия. Наука - образец для построения гум. зн-ия. Структура вв мат-ке задается системой аксиом. Одна ии та же мат. стр-ра мложет быть интерпретирована с пом. различн. чувств. моделей. Математики приходят к выводу, чтл структурный уровень явл. самым глубоким уровнем самой реальности, а эмпирический уровень - это внешнее проявление структурного уровня. К этим идеям приходит Леви-Стросс (1944): использует методы мат-ки для разработки методологии кровно-родственных отн-ий, но соц. отн-ия содержат слишком много переременных - сложность объяснит. принципа. 2.В гум. зн-ие структурализм приходит через структурную лингвистику ( де Соссюр). Вся соц= реальность определяется как тотально языковая реальность (знаковая). Объекты соц. реальности нач. рассматриваться как знаки. (Барт: структурализм - это применение методов структур-ной лингвистики к анализу соц. объектов). 3. Вторая половина ХХ в. - упор на анализ процесса ихменения структур (резервы, механизмы). Лотман "Об изменении структур". 4. Структурализм сталкивается с проблемой соотношения структуры и истории - проблема соотношения синхронии (сохранение структуры в потоке времени) и диахронии (изменение структура в потоке времени). Постструктурализм: 1. образцом построения гум. зн-ия становится лит-ра, т.к. наука исчерпала себя в решении фундаментальных проблем челов. бытия и играет негативную роль в жизни об-ва. Лит-ра позволяет нам переописать самих себя, наука же ищет з-ны, общие для всех. Лит-ра не пытается приписать людям единую цель и правду и воспитывает в че-ке особого рода восприимчивость. Она должна воспитать в чел-ке чувствительность к боли других - ддолжн6а возникнуть челов. солидарность, а не единство научного з-на. 2. Происходит деление на означаемое и означающее, но приоритет - означаемо-му. Знак - след самого себя, т.к. забывается повод, по кот-му знак был введен в язык (он - остаточное состояние самого себя). 3. Понятие структуры: полагается субъективным исследованием, это рез-т волевой деят-ти субъекта. Ядро в стр-ре задается и меняется по желанию субъекта. 4. Особенности дискурса: снимает различие м-ду серьезной и несерьезной лит-рой (все в одинаковой степени). Для постструктуралистов дискурс строится на базе несерьезной лит-ры, в кот-ый может вступить любой. Проблема властных функций дискурса: зн-ие развивается из определенных социо-политических матриц (Фуко). 5. Наррато-логия (нарратив - рассказ). Структура рассказа формирует наше восприятие времени. Нарративный дискурс: в нем значение определяется ретроспективно, в зависимости от его отн-ий к цели повествования (к целому). Герменевтика: в историческом процессе своего развития герменевтика постепенно переходит от осознания себя как технич. процедур по истолкованию текста к пониманию себя как общей философской дисциплины, как общей методологии гум. зн-ия. Эпоха Реформации (16 в.) - Флацеус вводит идею герменевтич. круга (различие м-ду смыслом и значением слова). Задача герменевтич. исследования - обнару-жение единственного значения через анализ различных смысло-вых оттенков. Герменевтика должна двигаться от части к целому, от значения к смыслу и назад. ХХ в.(Ницше, Хайдеггер, Гадамер) - гл. вопрос исторической герменевтики - в чем причина предрассудков, гл. предмет анализа - язык, гл. проблема в герменевтич. анализе - трудность определения характера проявления в языке предпосылок понимания. Т.о., герменевтика превращается в учениие о чел. бытии (своеобр. философс. антропология). ХХ в. - все не такое каким кажется, поэтому требует истолкования. Герменевтика=психоанализ, история и др. соц. науки.
5.Фс как логика науки. От логики науки к истории науки.
читать дальшеНеокантианство. их концепция ФН была прежде всего логикой и методологией науки. фс д исследовать не структуры бытия, а структуры знания, следуя к тезису " В науке столько науки, сколько в ней математики". На базе математики создается новая логика - логика отношений.С ее помощью оценивают достижения науки. В рамках такой ФН выдвигается главная проблема - статус научной реальности. Предмет науки конструируется из объекта с помощью логической деятельности. Поэтому в отличии от Канта неокантианцы определяют логику не как аналитиче-скую, а синтетическую ( добавляет знание ). Т.о. для неокантианцев наука - самодостаточное образование ( развивается за счет внутренних возможностей ). + важна история науки, т.к. научные истины, которые добывались ранее входят в содержание современной науки. Поэтому процесс развития науки - процесс усиления рационально-сти ( освобождается от эмпирического созерцания ). Неорационализм. Башляр Г. (физика, химия) Пиаже Ж. ( генетич.психология). Н не имеет той философии, которую она заслуживает. Их подход к Н - прикладной рациона-лизм, т.е. философы должны учитывать вариативность, изменчивость в науке, противоречивость истории науки. Надо исследовать множественность научных практик, учитывать качественную специфику и выходить к предна-учным практикам. Ставят проб. Н реальности, называя ее реальностью 2-го порядка, т.к. все, что связано с учеными - сконструировано в лабораторных условиях. Научная реальность - исскуственно созданная.+пробле прерывности в развитии науки (заблужения, сомнения). Структура-лизм. Леви Стросс(этнология),Фуко М.(история мысли, история науки),БартР.(мифология,эстетика,литература). Центр. понятие - структура, система, которая глубинным образом пронизывает нас, что есть до нас, поддерживает нас во времени и простравенстве. Языковые структуры пронизывают все сферы чел.жизни, связанные с культурой. Сведя к языковым структурам сферы жизни, можно применить какой-то метод Феноменологическая ФН стремится понять смысл научной деятельности. Н опира-ется на какие-то предпосылки, которые искажены, поэтому фен.. обоснование Н должны выработать процедуру прояснения предпосылок. Герменевтика – понимания текста как целостности + круг. Хайд-р: фс взгляд на науку - осмысление. Науки никогда не смогут осмыслить себя собствеенными силами. Науки вырастают из фс. Позити-визм: стадии богогслолвская, метафизическая, позитиви-стская-создает наилушчие условия для уственного обнов-ления ч-ка. Наука способна создать рац. отношение к миру, кот. Осн. на порядке и прогрессе (2 условвия новейш. цивилизации). Научный метод универсален и примение ко всем обл. чел. сознания. Логич позит-зм: Витгенштейн и Рассел. Связ с теоретизац. Н + необходи-мость прояснить понятие в результате возникает проблема смысла и логико-математических построений. Ввели протокольные предложения все мыслили в пределах языка истинность возникала в результате верификации, т.е. сведение к протокольным предложениям Постпозитивизм (Поппер, Фейерабенд, Кун, Лакатос): критич. настроение к логич-му позитивизму. Критика позитивизма:* логич. анализ привратил науку в абстр. схему, она не имеет отношения к рееальной науке.* они рассматривали науку в статике , а не в динамике. Гуссерль: ист-я науки - это проблема истоков, первоначал (геометрия, идеал. предмет-ность). Ист-я науки процесс рождендия смысддлдодв, их оседандие, их продуктивное смысообразование (традиция). Фуко: отвергает то, что ист-я науки- благород. дисциплина . Обратился к медиццине , биол, т.е. к наукам о жизни. Обращается к прерывностям. Представиители самой ист-ии науки не могут быть историками науки. Ими могут быть эпистидмологи. Археология исслеедует пространство знания и те мутации, которые приводят к появ. нового порядка
6.Социология науки. Социальный статус науки.
читать дальшеСоц. проявления нки весьма разнообразны: нк и разнооб-разный вид деят-ти в общ-ом разделении труда, её учакст-никам свойст-ы конкретные соц. роли, она организована в особые институты, и с т.з. нки как З социологии есть что сказать, поскольку социальная прда нки сказывается и в её содержании. Совр. соц. нки развивается в полемике с традиционно понимаемой фс-ей нки. Темы и методы социологии нк задаются состоянием и наработанными методамт общей социологии.
Когнитивная социология науки. Приверженцы КС посто-янно цитируют Куна и Фейерабенда, обращаются к феноменологии(Шюц). Малкей. Основной тезис КС: внешние по N к нк соц. и культурные факторы оказывают воздействие на скорость, направление развития, содержа-ние науч-го мыш-я-на его понятия, эмпирические рез-ты и способы интерпритации.
"Интерпретативная" социология нау-ки(этнометологический подход в социологии нк). В основе этнометодологии лежит стремление понять процесс коммуникации как процесс обмена значениями. Учитыва-ется также, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем вербальная. Особенности: 1)R трактуется как мир значений, обладаю-щих лишь видимостью объективностью 2)объективная R распадается на мн-ва уникальных ситуаций 3)акцент в анализе нк делается на выработке согласия мж членами исследовательской группы, их взаимопонимания. В рез-те науч.R оказывается продуктом интерпретационной деят-ти: она упорядочивает общение мж людьми; она не отгорожена от повсед.жизни - использует схемы обыден-ного сознания и опыта. Неприятие колич. методов иссле-дования -использования прцедур кач. описания, в т.ч. включённого наблюдения, герменневтической интерпрета-ции смысла ,"полевых" интервью и т.д.
Институциональная социология науки. Внимание социоло-га-нк как относительно самостоятельный соц.институт. Признание специфики науч. деят-ти как профессии и институциональной формы её организации. Бернал: раскрывает соц. и техн. значимость нк, приложимость её рез-тов к соц. и техн. практике об-тва.
Общ. вывод: развитие фс нки тесно связано с соц. нки. Их взаимное влияние, пересечение методов исследования (особенно это относится к когнитивной социологии науки) необходимо
читать дальше Фс слов. – н – динамичн система О-истинных знаний о сущ связях дейс-сти, получ и развв рез спец общ деят 0 и преара их в непомср практ силу. Н. - специфич. форма деятельности чел-ка, обеспеч-ая получение нов. знания, выраб-ая ср-ва воспрои-ва и раз-ия познават. процесса, осущест-ая проверку, систематизацию и распространение его рез-ов. Выделение и оформление Н. происходит в кон. 1-го тыс. до н. э. Родина евр. Н.- Др. Гр. В 15-18 вв. возн-ет эк. и технич. стимулы, юридич. и моральн. ориентиры для раз-ия и шир. распространения Н. Положение Н в разные периоды времени менялись: Антич.: Н. не была господ-ствуюшей, она сплеталась с др. способами пон-ия дейст-ти. Выраб-ся понятийный аппарат. Рац. способ постьиже-ния дейст-ти сочит-ся с иррацион.(невыделен. Н.от фил-ии и мифологии). Ср.века: на первый план выходит религия= Н. превращается в «служанку религии»?. Нвр.: Н. вводит идею разума, все д. б. осмыслено под углом разума. Вера отодвигается= теор. взгляд= язык Н. Появ. Н. как соц. институт. 19 в.: Н. как производит.сила (з-ны сохран. энергии, клеточ. теория, период. сис-ма).+ позитивизм + ест-науч методология. Н как фен культ – поздно вошло в фс обиход. Н. Связ с др фен культ – рел. Иск-вом, н также завис от куль-ист среды 70-е годы ХХ в. – констатация кризиса фс науки. Методология истории науки сменяет логику науки. М. Фуко: понять природу науки, - обратить-ся к опр культурным пластам, ею оставленным Холтон: понять природу, используя логические методы, в принципе невозможно; необходимо применить инструментарий, свойственный культурным явлениям (например, искусст-ву), т.к. наука по природе своей - культурное явление. Мамардашвили "Наука и культура": Различия между наукой и культурой с тчк зр. онтологии очевидны, но видна и их связь. Научное знание – Оно, культура - Sна. Культура - то, что кодируется, транслируется и воспроиз-водится; наше взаимоотношение с ней воспроизводит в нас человеческие возможности, реализует их. В науке же происходит экспериментирование с этими человеческими возможностями. Наука является культурой в той мере, в которой в ее содержании выражена и репродуцируется способность человека владеть им же достигнутым знанием и источниками этого знания, производить их во ВиП (предполагает опр соц. и систему кодирования). В этом отн разберем пробл культ-ист типов Н.:Шпенглер "Закат евр.": обнаружил изменчивость дух. форм (Кант: апр. формы- неизменны). Стилей познания оч . много. В основе мышления лежат такие формы , кот. показ-ют , как чел-к подчинен данной кул-ре. В кажд. культ. есть глубин. зависимость между различ. составляющ. культуры. В эти взаимосвязи включ. и Н. Нет един. матем., стиль обуслов-лен культурой (Антич. матем: число- сущность всех чувсвен- осязаемых вещей; только целые положит. числа; Космос- число, мера; Зап. матем.: числа- структуры, освобожден. от чувствен. восприятия, чистое мышление= иррацион. число, бесконеч. числовое мн-во). Нет универс. всеоб. Н. Они зависят от тех культур, в кот. рождаются и сущ-ют= куль-истор. типы Н.. Каждая культ. создала для себя свое собственное естествознание, которое только для нее истинно и существует столько времени, сколько живет культура, осуществляя свои внутренние возможности. Вообще выделил 8 типов культур. Данилевский "Россия и Евр.": Основы культ-истор. типов: наука, искусство, эк-ка, политика, промышленность. Каждая культ может разви-вать только одну сферу чел-ой дея-ти (Рим- политика, Евр- пром.). Нука - плод новоевр. культуры, приходится на развитый этап, т. к. наука требует теор. отн-ия к миру. Наука как и др чферы несет всебе печать национальности, особ проявл в общ науках Вернадский – Н как геологиче-ская сила. Она всенародна, всеобща, всем понятна и истинна. Она есть необходимый и неизбежный этап развития вселенной, Она беспристрастна и правильна, ибо основывается на фактах. Поппер."Миф концептуального каркаса": концеп. каркас- особенности понятийного мышления, кот. свойственны опред. культуре. Критикует то, что истина- относительна. Абсолютность истины присуща науке, метод науки позволяет превозмочь культурное влияние. Наука снимает несравнимость, несоизмеримость= истина не зависит от культур- это миф
2. Пробл. науч. реальности.Природа науч. теории.
читать дальше 20в. предм науч поз-я днлится на реальности (ист. матем, физич). Реальность конституирована специфич. ср-вами и методами познания. Н. – познает сущности, метод ее –экспер.,цель – факты. Дост знания, мир О, чк – S, опр кауз. Связи, знание на ур. Законов. Х-р науч реал-сти.-математич. . О-ты - вечны, неизменны, предельные формы, идеальны= общезначимы, основания для бесконеч. прогресса. (Декарт)Алгебра изучает универс. св-ва и отн-ия О-тов. Матем. - универс. инструмент исчисления. Реально - только то, что исчислимо.Благодаря алгебре возникает реальность в матем. смысле слова. + Десубстан-циализация. Реальность того или иного матем. понятия опред. не его связью с тем или иным О-том, а опред-ся широтой применения этого понятия. Дематериализа-ция.Башляр: современ. естест-науч. дух рождается в недрах микрофизики (уходит от связи реальности с массой, локализованной в пространстве). Микрофизика рассматривает вещь как остановленное движение. О-том изучения становится движение, кот. вообще может не иметь никакого носителя+ Объект знание+Н реальн конст. by яз и метод иссл. Н Реальн – резт методологич объекти-вации+вероятностно-статистич закономерности + техноло-гич (управляемлсть) Пробл. референта науч. теории. У науч. теорий нет абс. референта (.Т. обр. любая теория дважды относительна: 1. некоторого предпосылочного языка (обыден.), на кот. мы описываем реальность; 2. К тому науч. языку, на кот. мы его переводим. Науч. язык: метафоричен (световые волны): Ницше, Ортега-и-Гассет. Рац-зм пытался изгнать метафоры из науч. языка (Локк). 20в. - нет противопоставления метафорич. и науч. способа мышления (Кассирер: - мифопоэтич. мышление; - дискур-сивно-логич.). Метафоры позволяют постепен. менять значения термина. Они вносят в науч. текст напряжение (абсурдность). Нов. идея должна прозвучать парадоксаль-но. * полиморфизм науч. терминов. * слэнговый характер (обыд. язык+ спец. термины). Система науч. языка - сис-ма кодов.Теория - результат методологической объектива-ции. Признаки теории: 1. способность ообъяснять сущест-вующие факты и предсказывать новые, т. к. в ней сформу-лировано особ. знание в виде закона; 2. теория имеет опред. логич. структуру (класс логически связанных высказываний); 3. предметность (т.е. имеет область интерпретации, кот. опред-ет границы применения данной теории).Теория- концептуальный класс логически связан-ных высказываний, на основе которых делаются объясне-ния и предсказаният относит. Дейст-сти.
3. Осн пробл. методологии ест наук.
читать дальшеПредыдущ вопрос (2-й) – осн черты естнауч реальности. Основные методологич подходы: 1. системно-структурный. Биология - модель для построения научного зн-ия. Систеиа связана со средой через каналы входа и выхода - получает информацию, реагируя на требования. Система измен. в целях самосохранения - приспо-собленность к внешней среде делает систему устойчивой, но рост доп. связей ведет к кризису системы . Существуют два вых-ода системы из кризиса: 1. разрушение и исчезновение с-мы, 2. выход на новый уровень. Современ. модификации системно-структ. подхода: 1. системный анализ, 2. общая теория с-м (логико-математич. моделирование системных объектов, 3. исследование естествен. объектов, базируется на предпосылке, что каждый объект явл. системой, след. может быть исследован при помощи сист. методологии .Задачи системного подхода: 1. конструирова-ние целенаправленных комплексов, 2. теоретико-математич. моделирование системных связей, создание картины системности природн. объектов. Т.о. системный подход отличается от вещественно-энергетических св-в элементов и делает упор на орган-ии элементов, кот-ые явл. непроницаемыми. Специфич-ность: 1. иерархичность внутреннего строения 2. динамическая устойчивость в среде 3. функциональность в отн-иии какой-нибудь внешней среды 4.наличие ведущего центр. звена 5. внутренняя цикличность взаимоотн-ий между элементами 6. инвариантность во временном преобразовании (сохранение). Функционально-динамич. подход раскрывается через три принципа: 1. инвариантность 2. атомизм 3. детерминизм, т.е. исследование связей состояния физического процесса посредст-вом обмена в-вом и энергией. Осн. хар-ки: 1. объекты предметно-го мира исследуются в краткие промежутки времени, время внешне по отн-ию к объекту 2. изучает субстрат, т.ее.матер-ого носителя взаимодйствия 3. в основе определенная концеп. взаимодействия. Эволюционно-исторический подход Время изучается в кач-ве содержания мат-ых систем (перестает быть внешним). В основе в обл-ти естест-ия лежит учение об эволю-ционирующей вселенной как решение проблемы космогенеза,. так и др. (в зависимости от нее). Пробл. достоверности естест-веннонаучного зн-ия. 1. джастификационизм (оправдание или подкрепление фактами). Научное зн-ие состоит из доказанных высказываний, кот-ые могут быть доказаны двумя способами: а. эмпирический (обоснование высказываниями о фактах) б. рац-ый (научные теории выводятся из системы аксиом - самоочевидные положения, кот-ые достигаются интуицией). 2. пробабилизм (Карнап) - по мере раз-ия научн. зн-ия возрастает степень вероятности научных теорий. 3. фальсификационизм: а) догмати-ческий - существует неопровержимый эмпирич. базис; все теории явл. гипотезами, след. мы не можем их док-ть, но опро-вергнуть; б) методологический - тип конвенционализма.
4 Осн пробл. методологии гум. наук.
читать дальшеОсобенности гуманитарной реальности: 1. Знак. х-р (структур., неокант.) 2 символич. х-р. (герменевтика) 3. Всегда захватывает самого исследователя. 4. Разнородный характер. Гуманитарное знание – это знание, которое основано на интерпретации текста.Есть разные формы жизни (повседневность, наука, искусство). Каждая имеет свой внутренний закон существования, который определя-ет все, что попадает внутрь этой реальности (время, пространст-во) => нет единого метода, с помощью которого можно описать эту реальность (неокант.) Эта реальность всегда уже себя проговорила, описала => работа с этой реальностью - всегда работа переводчика; она требует интерпретации;она может быть описана по кр мере на двух уровнях: 1 – тот, на котором она сама себя описывает (Леви-Стросс) и 2 – уровень анонимных социаль-ных структур. В срвека это наз. свободным искусством. В 19 веке – это моральные науки. А примерно с 1870-х годов – это науки о духе. А в 20 веке это называется гуманитарным знанием. Школа Анналов: 1. Понимание общества как целостности и единство 3-х основных элементов: эконом. структуры, соц. организации и культуры. Совокупность соц-х отнош-й - предмет новой исторической науки. 2. При воспроизведении целостности необх. учитывать не только то видение эпохи, которое складывается у исследователя в результате анализа источников, но и то, которое опирается на воспроизведение субъективных представлений людей той эпохи о самих себе ( ментальность).3. полидисципли-нарность подхода (историк должен разбираться в технике, медицине идр.) 4. подчеркивается активная роль субъекта позн-ия, позн-ие как конструирование прошлого. 5. одна и та же история может быть рассказана по-разному, нет никакой единой объективной истории; книга историка - это комментарий к изученным источникам, кот-ый к тому же может быть по-разному прочитан. Структурализм: рассматривает как можно спасти человеческое в чел-ке. С одн. стор., выступает с критикой классич. рац-ма: 1) критикуется тезис о самопрозрчности созн-ия 2) тезис о понимании истории как процесса, кот. опред. чел. разумом 3) идея европоцентризма, логоцентризма, непрерывно-сти историч. развития и отсутствия качеств. своеобразия отдельн. историч. периодов разных культур. 1. Понятие "структуры" появл. в математике.. Мат-ка становится образцом для построе-ния зн-ия. Наука - образец для построения гум. зн-ия. Структура вв мат-ке задается системой аксиом. Одна ии та же мат. стр-ра мложет быть интерпретирована с пом. различн. чувств. моделей. Математики приходят к выводу, чтл структурный уровень явл. самым глубоким уровнем самой реальности, а эмпирический уровень - это внешнее проявление структурного уровня. К этим идеям приходит Леви-Стросс (1944): использует методы мат-ки для разработки методологии кровно-родственных отн-ий, но соц. отн-ия содержат слишком много переременных - сложность объяснит. принципа. 2.В гум. зн-ие структурализм приходит через структурную лингвистику ( де Соссюр). Вся соц= реальность определяется как тотально языковая реальность (знаковая). Объекты соц. реальности нач. рассматриваться как знаки. (Барт: структурализм - это применение методов структур-ной лингвистики к анализу соц. объектов). 3. Вторая половина ХХ в. - упор на анализ процесса ихменения структур (резервы, механизмы). Лотман "Об изменении структур". 4. Структурализм сталкивается с проблемой соотношения структуры и истории - проблема соотношения синхронии (сохранение структуры в потоке времени) и диахронии (изменение структура в потоке времени). Постструктурализм: 1. образцом построения гум. зн-ия становится лит-ра, т.к. наука исчерпала себя в решении фундаментальных проблем челов. бытия и играет негативную роль в жизни об-ва. Лит-ра позволяет нам переописать самих себя, наука же ищет з-ны, общие для всех. Лит-ра не пытается приписать людям единую цель и правду и воспитывает в че-ке особого рода восприимчивость. Она должна воспитать в чел-ке чувствительность к боли других - ддолжн6а возникнуть челов. солидарность, а не единство научного з-на. 2. Происходит деление на означаемое и означающее, но приоритет - означаемо-му. Знак - след самого себя, т.к. забывается повод, по кот-му знак был введен в язык (он - остаточное состояние самого себя). 3. Понятие структуры: полагается субъективным исследованием, это рез-т волевой деят-ти субъекта. Ядро в стр-ре задается и меняется по желанию субъекта. 4. Особенности дискурса: снимает различие м-ду серьезной и несерьезной лит-рой (все в одинаковой степени). Для постструктуралистов дискурс строится на базе несерьезной лит-ры, в кот-ый может вступить любой. Проблема властных функций дискурса: зн-ие развивается из определенных социо-политических матриц (Фуко). 5. Наррато-логия (нарратив - рассказ). Структура рассказа формирует наше восприятие времени. Нарративный дискурс: в нем значение определяется ретроспективно, в зависимости от его отн-ий к цели повествования (к целому). Герменевтика: в историческом процессе своего развития герменевтика постепенно переходит от осознания себя как технич. процедур по истолкованию текста к пониманию себя как общей философской дисциплины, как общей методологии гум. зн-ия. Эпоха Реформации (16 в.) - Флацеус вводит идею герменевтич. круга (различие м-ду смыслом и значением слова). Задача герменевтич. исследования - обнару-жение единственного значения через анализ различных смысло-вых оттенков. Герменевтика должна двигаться от части к целому, от значения к смыслу и назад. ХХ в.(Ницше, Хайдеггер, Гадамер) - гл. вопрос исторической герменевтики - в чем причина предрассудков, гл. предмет анализа - язык, гл. проблема в герменевтич. анализе - трудность определения характера проявления в языке предпосылок понимания. Т.о., герменевтика превращается в учениие о чел. бытии (своеобр. философс. антропология). ХХ в. - все не такое каким кажется, поэтому требует истолкования. Герменевтика=психоанализ, история и др. соц. науки.
5.Фс как логика науки. От логики науки к истории науки.
читать дальшеНеокантианство. их концепция ФН была прежде всего логикой и методологией науки. фс д исследовать не структуры бытия, а структуры знания, следуя к тезису " В науке столько науки, сколько в ней математики". На базе математики создается новая логика - логика отношений.С ее помощью оценивают достижения науки. В рамках такой ФН выдвигается главная проблема - статус научной реальности. Предмет науки конструируется из объекта с помощью логической деятельности. Поэтому в отличии от Канта неокантианцы определяют логику не как аналитиче-скую, а синтетическую ( добавляет знание ). Т.о. для неокантианцев наука - самодостаточное образование ( развивается за счет внутренних возможностей ). + важна история науки, т.к. научные истины, которые добывались ранее входят в содержание современной науки. Поэтому процесс развития науки - процесс усиления рационально-сти ( освобождается от эмпирического созерцания ). Неорационализм. Башляр Г. (физика, химия) Пиаже Ж. ( генетич.психология). Н не имеет той философии, которую она заслуживает. Их подход к Н - прикладной рациона-лизм, т.е. философы должны учитывать вариативность, изменчивость в науке, противоречивость истории науки. Надо исследовать множественность научных практик, учитывать качественную специфику и выходить к предна-учным практикам. Ставят проб. Н реальности, называя ее реальностью 2-го порядка, т.к. все, что связано с учеными - сконструировано в лабораторных условиях. Научная реальность - исскуственно созданная.+пробле прерывности в развитии науки (заблужения, сомнения). Структура-лизм. Леви Стросс(этнология),Фуко М.(история мысли, история науки),БартР.(мифология,эстетика,литература). Центр. понятие - структура, система, которая глубинным образом пронизывает нас, что есть до нас, поддерживает нас во времени и простравенстве. Языковые структуры пронизывают все сферы чел.жизни, связанные с культурой. Сведя к языковым структурам сферы жизни, можно применить какой-то метод Феноменологическая ФН стремится понять смысл научной деятельности. Н опира-ется на какие-то предпосылки, которые искажены, поэтому фен.. обоснование Н должны выработать процедуру прояснения предпосылок. Герменевтика – понимания текста как целостности + круг. Хайд-р: фс взгляд на науку - осмысление. Науки никогда не смогут осмыслить себя собствеенными силами. Науки вырастают из фс. Позити-визм: стадии богогслолвская, метафизическая, позитиви-стская-создает наилушчие условия для уственного обнов-ления ч-ка. Наука способна создать рац. отношение к миру, кот. Осн. на порядке и прогрессе (2 условвия новейш. цивилизации). Научный метод универсален и примение ко всем обл. чел. сознания. Логич позит-зм: Витгенштейн и Рассел. Связ с теоретизац. Н + необходи-мость прояснить понятие в результате возникает проблема смысла и логико-математических построений. Ввели протокольные предложения все мыслили в пределах языка истинность возникала в результате верификации, т.е. сведение к протокольным предложениям Постпозитивизм (Поппер, Фейерабенд, Кун, Лакатос): критич. настроение к логич-му позитивизму. Критика позитивизма:* логич. анализ привратил науку в абстр. схему, она не имеет отношения к рееальной науке.* они рассматривали науку в статике , а не в динамике. Гуссерль: ист-я науки - это проблема истоков, первоначал (геометрия, идеал. предмет-ность). Ист-я науки процесс рождендия смысддлдодв, их оседандие, их продуктивное смысообразование (традиция). Фуко: отвергает то, что ист-я науки- благород. дисциплина . Обратился к медиццине , биол, т.е. к наукам о жизни. Обращается к прерывностям. Представиители самой ист-ии науки не могут быть историками науки. Ими могут быть эпистидмологи. Археология исслеедует пространство знания и те мутации, которые приводят к появ. нового порядка
6.Социология науки. Социальный статус науки.
читать дальшеСоц. проявления нки весьма разнообразны: нк и разнооб-разный вид деят-ти в общ-ом разделении труда, её учакст-никам свойст-ы конкретные соц. роли, она организована в особые институты, и с т.з. нки как З социологии есть что сказать, поскольку социальная прда нки сказывается и в её содержании. Совр. соц. нки развивается в полемике с традиционно понимаемой фс-ей нки. Темы и методы социологии нк задаются состоянием и наработанными методамт общей социологии.
Когнитивная социология науки. Приверженцы КС посто-янно цитируют Куна и Фейерабенда, обращаются к феноменологии(Шюц). Малкей. Основной тезис КС: внешние по N к нк соц. и культурные факторы оказывают воздействие на скорость, направление развития, содержа-ние науч-го мыш-я-на его понятия, эмпирические рез-ты и способы интерпритации.
"Интерпретативная" социология нау-ки(этнометологический подход в социологии нк). В основе этнометодологии лежит стремление понять процесс коммуникации как процесс обмена значениями. Учитыва-ется также, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем вербальная. Особенности: 1)R трактуется как мир значений, обладаю-щих лишь видимостью объективностью 2)объективная R распадается на мн-ва уникальных ситуаций 3)акцент в анализе нк делается на выработке согласия мж членами исследовательской группы, их взаимопонимания. В рез-те науч.R оказывается продуктом интерпретационной деят-ти: она упорядочивает общение мж людьми; она не отгорожена от повсед.жизни - использует схемы обыден-ного сознания и опыта. Неприятие колич. методов иссле-дования -использования прцедур кач. описания, в т.ч. включённого наблюдения, герменневтической интерпрета-ции смысла ,"полевых" интервью и т.д.
Институциональная социология науки. Внимание социоло-га-нк как относительно самостоятельный соц.институт. Признание специфики науч. деят-ти как профессии и институциональной формы её организации. Бернал: раскрывает соц. и техн. значимость нк, приложимость её рез-тов к соц. и техн. практике об-тва.
Общ. вывод: развитие фс нки тесно связано с соц. нки. Их взаимное влияние, пересечение методов исследования (особенно это относится к когнитивной социологии науки) необходимо