"...принадлежит к тем людям, о ком все отзываются хорошо, но чьего общества не ищут, кого все счастливы видеть, но с кем забывают затем обменяться даже двумя-тремя словами." (с) Джейн Остин
№ 1. Проблема предмета философии.
читать дальшеПредметом философии может быть язык, текст, познании и т. д. Это зависит от философского направления. Возникновение же философского направления связано опр. социально-историческим контекстом, обусловившим потребность в осмыслении то или иного объекта. Предмет также зависит от понимании места и роли человека в мире. Например, Сократ говорил о философии как поиске мудрости. Платон – предмет философии – размышление над единым благом. Аристотель – философия - это наука о началах и причинах бытия, исследование первых причин…То же самое можно проследить, если сравнить философию Средневековья и Нового времени и т.п. Итак, можно сказать, что предмет философии историчен, постоянно обновляется и определить его невозможно. Но можно охарактеризовать философскую мысль. Философская мысль ориентирована на «охват всего», поэтому и невозможно определить ее конкретный предмет. Прежде всего философия отличается 1)целостностью 2) универсальностью 3) рефлексивностью. Философия – осмысление отношения человека к миру. Причем ни человек, ни мир не определяются заранее, следовательно, в зависимости от того, как мы трактуем человека и мир, мы и определяем предмет. Философия – не изучение чего-то, (если ее сравнивать с другими дисциплинами) а особый взгляд.
Можно выделить основные функции философии:
1) выявление универсалий культуры (наиболее общих идей, представлений, форм). Философия прочерчивает границы мышления и бытия: формирует реальность.
2) Критическая функция (саморефлексия)
3) Интегративная функция: философия согласовывает все формы человеческого опыта: познавательные, ценностные, практические
4) Мировоззренческая функция: в этом смысле философия обращается к каждому отдельному человеку.
Конечно, можно еще провести дисциплинарную классификацию: в философии выделяется эстетика, этика, гносеология, эпистемология, социальная философия, онтология и т.д.
Соотношение философии с другими формами духовной жизни:
1) философия и миф: миф антирефлексивен, философия рефлексивна; миф анонимен, философия – нет, она носит принципиально-личностный характер; философия претендует на рациональность
2) философия и религия: их объединяет целостность и признание пограничной природы человека; основные отличия – догматический характер религии, что несовместимо с философским мышлением
3) философия и наука: это самый спорный вопрос. Их объединяет ориентация на теоретичность и рациональность, опора на понятия. Но наука всегда ограничена предметной областью, наук нерефлексивна (не рассуждает над фундаментальными понятиями) + догматизм науки
4) философия и искусство: основное средство искусства – образ, философии – понятие. Их общее: целостность.
№ 2 Бытие как философская проблема.
читать дальшеБытие – самая абстрактная философская категория, которая обозначает универсальную основу всякого конкретного существования. Это некое самодостаточное начало, оно абсолютно, неопределенно, вечно, пусто (не имеет частей), едино и непредставимо. Понятие бытия концептуализирует «наличие» или «данность» в сознании, и при этом не указывает на содержание тех или иных явлений и предметов. Получается, что оно лишь насыщено потенциями. Это предельно общее понятие, или как сказал Гегель «предельно пусто понятие», и его сложно определить.
Важно то, что мы в своей рефлексии не можем далеко уйти от слова «есть», когда мы в ходе своего философского размышления проблематизируем до конца, мы неизбежно приходим к нему же. Из этого естественно следует то, что философ всегда пытается ответить на вопрос: «Что такое бытие?». Эта проблема из разряда нерешаемых, но она же, с другой стороны, и вечный двигатель философии. И онтология, поэтому, становится основной дисциплиной философии.
Основные категории онтологии: бытие, небытие, сущее и существование. Небытие – отсутствие бытия, отрицание бытия. Сложилось разное понимание природ небытия: одни философы (например, Парменид) категорически отрицают реальность небытия, другие считают, что оно субстанционально реально и не зависит от бытия (пустота в атомизме Демокрита). Больше всего это понятие анализиоуется в философии Востока (вайшешики – разносторонний анализ). Диалектическую концепцию взаимосвязи бытия и небытия разворачивает Гегель.
Итак, есть сущее, чтойность которого – сущность ("Что есть сущее?"), а его существование – бытие ("Что значит, что сущее есть?"). Иногда сущее сводят к понятию сущность, поскольку сущность есть то, что ум постигает в сущем как его определенность. Есть сущее и есть дело существования этого сущего, которое и называют бытием.
Существование = экзистенция; внешнее бытие вещи. Бытие вообще понимается в его первичности, беспредельности и полноте, а существование - скорее как просвечивание сущего вовне (по Хайдеггеру), то есть нечто вторичное, преходящее.
1. Как самостоятельное понятие, бытие возникает в древнегреческой философии, можно даже сказать, что сама философия зарождается в обсуждении вопроса о бытии. Первые рассуждения досократиков касаются проблемы первоначала всего сущего, то есть бытие понималось как некое сверх-сущее, то есть сущее, которое делает сущим все остальное. Такие поиски основания сначала приводили к вполне вещественным и физическим ответам на вопрос (например, огонь Гераклита, вода Фалеса или воздух Анаксимена). В этом проявлялась свойственная раннегреческой мысли натурфилософия. В философии Платона уже отсутствуют с чем-то конкретным вроде огня, его понимание бытия как Единого сверхбытия связано с его учением об идеях. По Платону, из Единого как первой субстанции рождается вторая субстанция Нус (Ум) вместе с неземным миром идей. Т. о., Первоматерия – самостоятельное начало и идеями не творится. С философии Аристотеля – попытка расчленить различные смыслы употребления слова «есть». Аристотель выделяет 4 значения слова «есть»: 1) случайное наличие одного в другом 2) определение вещи через ее существенные признаки 3) истинность, соответствие знания действительности 4) актуальное проявление или возможность. Аристотель различал большее или меньшее бытие: а) сущее как таковое б) первейшее сущее в) сущее, котрое создается человеком, техне. Кроме того, для характеристики бытия Аристотель использовал категории: формы и материи, сущности и феномена, возможности и действительности, общего и единичного.
2. Средневековая философия сближает понятие бытия и Бога, считая бытие единственным возможным предикатом Бога. Различные трактовки бытия выразились в споре реалистов и номиналистов. Кроме того, разделяются сущность и существование, в которых выражаются идеальное содержание бытия и его реальное воплощение. Фома Аквинский подчеркивает творческую составляющую бытия как Бога. Он же вводит метод онтологии сущего как связи абсолютного Бытия и его конечных проявлений. Основными моментом в средневековом понимании бытия становится взаимоотношения бытия творящего и сотворенного (мира божественного и тварного).
3. Новое время выдвинуло впервые проблему бытия в форме декартовского тезиса «мыслю, следовательно существую». В рамках позитивной традиции с претензиями на научное, строгое знание тема бытия забывается. Вопрос о бытии считался излишне метафизичным. А Кант вообще не затрагивал тему бытия, смещая акцент с вопроса «что есть мир?» на вопрос «что я могу о нем знать?». Гегель обращается к понятию бытия, но лишь в анализе познания, понимая бытие как пустое, приближая его к нибытию.
4. Хайдеггер первым ставит проблему забвения бытия. Он говорит, что тема бытия должна быть вновь поднята в философии. Основное заблуждение «метафизики», а вместе с ней всей западноевропейской культуры, в подстановке вместо бытия того или иного «сущего». Само же бытие, по Хайдеггеру, есть со-бытие (Ereignis). Мы не можем объективировать для себя бытие, так как мы сами всегда часть бытия. Он строит своё понимание бытия как человеческого, так как именно человеку свойственно понимание бытия. Это так называемый «онтологический переворот» XX века.
№ 3. Пространство, время, движение. Их осмысление в истории философии.
читать дальшеПространство и время – формы бытия, выражающие: пространство – сосуществование вещей, время – смену их друг другом. ; движение – общее понятие объединяющее перемещение, совершаемое объектами, взаимодействие между ними, изменения ними происходящие, превращение одних объектов в другие.
Время можно понимать как космологическое, историческое и экзистенциальное (индивидуальное). Соотвественно, кроме физического пространства, можно говорить о социальном, культурном и т.д.
Категории пространства и времени неустранимы из нашего сознания. Можно говорить о двух основных концепциях понимания пространства и времени: 1)реляционная: при определении обращает внимание прежде всего на отношения между объектами и процессами. 2) субстанциональная: есть время и пространство сами по себе, это особые сущности.
1.Считается, что обе концепции оформились в Античности. Парменид и Аристотель, придерживаясь реляционного подхода отрицали существование пространства как такового. Декарт считал, что пространство и время являются системами отношений между реально существующими объектами.
2. В средние века пространство и время понимались как сотворенные богом. Это тоже реляционный подход, т. к. никакого пустого времени и пустого пространства быть не может (Августин понимал время как характеристику души). Пространственно-временной мир изначально ущербен, так как укоренен в сверхпространственном и сверхвременном бытии и всецело зависит от него. Наш мир имеет начало и конец в вечности, а вечное бытие – бог.
3. Новое время: утверждение субстанциональной концепции. Механицизм Ньютона требует принятие пустого пространства и времени. Ньютон вводит понятия идеального времени и идеального пространства. Идеальное время – это чистая длительность, идеальное пространство – совокупность точек, лишенных материи и структуры.
4. Кант понимал под временем и пространством априорные формы чувственного созерцания. По Канту, представления о пространстве и времени не могут быть выведены из опыта. Представление о времени и пространстве предшествует всякому восприятию. Не вещи таковы, что находятся в пространстве – Кант связывает природу пространства и времени с особенностями человеческого восприятия. Об этом до него уже отчасти говорил Беркли, а после него с ним согласится Э. Мах, определив пространство и время как упорядоченную систему рядов ощущений.
5. Физика 20 в: с помощью Энштейна, до которого считалось, что параметры мира неизменны, закономерны, устойчивы, выяснилось, что св-ва пространства и времени относительны и изменчивы; сформировала представление о едином времени-пространстве, выражающих бытие особой системы. Пр-во – не вместилище; его, как и времени в качестве длительности, нет. Есть континуум (органич. связь пр-ва и вр.). В связи с этим в обществознании получило распространение понятие “хронотопа”. Это понятие ориентированы на особые порядки систем, в которых реализуется бытие людей, различные формы их деятельности. Поэтому философия всё более занимается развитием категорий времени и пространства в истории общества, ролью этих категорий во взаимодействиях людей, в деятельности познания и мышления.
В философии XX века тоже можно выделить два направления: 1)сциентизм (позитивизм, прагматизм, инструментализм): время – синоним операций по измерению времени. 2) антисциентизм (философия жизни, экзистенциализм) – представление об экзистенциальном времени и пространстве. «Время – чистая длительность потока сознания» (Бергсон). Здесь речь идет о феномене переживания (Хайдеггер). Эти подходы тоже относятся к реляционным. Сейчас ведущими парадигмами являются глобальный эволюционизм и синергетика. Ориентация философии XX века на процесс делает категорию времени фундаментальной. Здесь важно понимание континуума (Гуссерль: ретенция –точка теперь – протенция).
Движение: существует две трактовки движения, обе исходят из древнегреческой философии. 1) восходит к Гераклиту. Для Гераклита движение – онтологическое основание. Мир – это становление (нельзя войти в одну и ту же реку дважды). Мир предельно пластичен. Такая абсолютизация движения изменяет понимание пространства и времени: они частично становятся движением. 2) восходит к Зенону Элейскому и отрицает движение вообще, принимая только пространство и время. Материализм: движение- способ существования материи. В фс Лейбница и Гегеля: движение не механическое перемещение, но качественное изменение. Движение, предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, м. иметь двоякую направленность: 1)повышение уровня сложности сис-ой организации движущегося Ота, усложнение и дифференциация связей со средой – прогресс 2)упрощение структуры Ота- регресс.
№ 4. Причинность и детерминизм. Проблема свободы. Необходимость и свобода.
читать дальшеПричинность обозначает объективную, необходимую, последовательную во времени связь между явлениями или событиями, предшествующее из которых называется причиной, а последующее – следствием. Причина и следствие – парные философские категории, совместно выражающие генетическую связь явлений, то есть обозначающие специфическую обусловленность обоснованного его основанием. Идея причинности (по Пивоварову), вероятно произошла из наблюдений за действиями людей по созиданию и изменению вещей, а затем была экстраполирована на весь мировой порядок и приобрела универсальный смысл. Наибольший вклад в разработку принципа причинности внесли Аристотель, Бэкон, Спиноза, Дж. Ст. Милль.
Понятие детерминизма шире понятия причинности. Детерминизм – не просто отношение порождения, генетическая связь; Детерминизм – принцип, согласно которому все явления мира являются упорядоченными и обусловленными (неслучайного нет). Выделяют и непричинные виды детерминаций (функциональная связь, структурная связь, целевая детерминация, вероятностная связь), поэтому можно сказать, что понятие причинности – очень узкое. Как учение, детерминизм основан, прежде всего, на признании действия того, что составляет содержание понятия «закон». Закон отражает непосредственную и устойчивую связь между явлениями. На основании этой связи можно судить о сущности как отдельных явлений, составляющих связь, так и о сущности более общего характера, то есть самой связи.
Отсюда и проблема свободы как вопроса о том, является ли обусловленность связи явлений, выступающей в качестве законов, абсолютной или относительной (случайной). Все относительное не имеет характер необходимого.
Необходимое – это то, что обладает такой возможностью существования, которая полностью совпадает со своей действительностью (Бог существует с необходимостью). Возможность существования необходимого не допускает своей противоположности. Необходимость же и есть само совпадение возможности существования явлений или обусловленной связи между ними с действительностью этого существования. Детерминация – характер необходимого порождения причины следствием. Детерминация явлений и событий исключает всякое отклонение от закона, по которому они осуществляются. Таким образом, исключается свобода следствия. Ибо нечто (некто) может быть свободным, только если оно (он) может быть своим собственным основанием, а следовательно и определяющей свое существование причиной.
Итак, свобода – это условие, при котором нечто (некто)может полностью определять свое собственное существование, будучи при этом его причиной и основанием. Детерминизм определяет соотношение свободы и необходимости.
1)В раннегреческой философии проблема свободы не стояла. Все вещи и весь космос подчинялись судьбе или року, а он в свою очередь определялся необходимостью – ананке. Ананке подчинялись и боги. Космос понимался как целостность, соответсвенно, ни одна вещь в космосе не обладала самостоятельной свободой. Свободой обладали только начала всего сущего как его основания и причины. Тем более не велось речи ни о какой свободы воли (было только некое подобие воли «ярость», свойственное в основном героям). У Платона идеи уже являлись своими собственным основаниями (но здесь небольшое отличие от начал). Большой вклад в теорию детерминизма внес Аристотель, разработав 4 вида причин сущего: материя и форма (содержимое вещи), начальная причина, целевая причина. У Аристотеля все подчиняется по необходимости этим причинам. Свободен только Нус – мировой разум, он же – «перводвигатель» или «форма форм» - конечная причина всего. Первое подобие понятия свободы воли появляется у Эпикура, который в полемике с Демокритом утверждает, что сами атомы могут случайно отклоняться в своем движении. Эпикур вносит элемент случайности в царство атомов.
2) В средние века вопрос о свободе воли является одним из центральных. Ведь Бог создал человека «по образу и подобии своему», а стало быть, свободным. А значит свободным в выборе, отпасть от Бога или остаться с ним. В первородном грехе человек выбирает зло. Существуют два основных направления в вопросе о свободе человека: 1. от Оригена к Эриугене – человек изначально абсолютно свободен и первородного греха практически нет. Грех ндивидуален. И каждый свободен его искупить. 2. От Августина к Ансельму – человек рожден со злой волей изначально вследствие первородного греха. Поэтому человек не свободен сам искупить все свои грехи, только посредством божественной благодати.
3) В философии эпохи Возрождения разум все более освобождается от внешней (и божественной) детерминации. Эта тенденция переходит в Новое время с его рационализмом, эмпиризмом и трансцендентальной философией. Разум человека становится исключительно человеческим. Спиноза: «свобода – осознанная необходимость». Мир детерминирован природно-механическими законами, познавая которые, человек становится все более свободен. (это позже появится в философии Гегеля). Высшим проявлением свободы у Канта является следование внутреннему нравственному закону, высочайшим проявлением которого является «категорический императив».
4) В философии жизни и экзистенциализме жизнь – это прежде всего жизнь каждого переживающего ее. Отсюда и свобода каждого определяется прежде всего им самим. Экзистенциалисты говорят об этом как «подлинном существовании».
Пивоваров в истории философии выделяет три концепции детерминизма: 1)субъективно-идеалистическую 2) объективно-идеалистическую 3)материалистическую. Но вместе с детерминизмом существует и много индетерминистских концепций, и этот спор никогда не прекращался.
№ 5. Сущность, явление, закон.
читать дальшеСущность – понятие, означающее внутреннюю природу вещи, данной в чувственном восприятии. Эта природа есть причина того, что дано в чувственном опыте. Сущность доступна только посредством умозрения. Обычно сущность противопоставляют существованию, как всему многообразию проявлений сущности. А значит – самому явлении
Явление – это и есть то, что дано в чувственном опыте. Это эмпирическое (чувственно данное) восприятие сущности. Сущность дается нашим чувствам посредством явления.
Закон – это понятие, отражающее непосредственную и устойчивую связь между явлениями. На основании этой связи можно судить как о сущности отдельных явлений, так и о сущности более общего характера.
1) различие сущности и явления можно наблюдать уже у досократиков. Гераклит, Эмпедокл и другие полагали в основании всего сущего некое начало, которое является их причиной (огонь, вода, воздух). Таким образом, различение сущности и явления у досократиков составляет пока только различение уровней общности во встречаемом ими сущем. Далее степень абстрактности и отвлеченности понятия сущности возрастает. «Идеи» Платона недоступны чувственному созерцанию, которому даны только явления. Но каждое явление указывает на свою истинную сущность – идею, которой причастно само явление. Принцип деления бытия на «истинное бытие» и мир подобия ему ложится в основу дальнейшей европейской метафизики. Аристотель снимает жесткое разделение сущности и явления. Сущность он называет формой и делает ее внутренне присущей любой вещи.
2) Понятие сущности как основания, под-лежащего (=субстанция) перешло в средневековье. Такое понимание было принято как в патристике (Ориген, Дионисий Ареопагит, Августин), так и в схоластике (Ансельм, Фома Аквинский). Главной целью средневековой метафизики было познание сущности Бога как творца, а значит причины и последнего основания мира. Но так как Бог сущностно непознаваем, то он полагается как единственно простая субстанция; все остальные субстанции сотворены Богом имеют акциденции, то есть привходящие качества и атрибуты. В катафатическом богословии все явления и вещи свидетельствуют о божественной природе.
3) В Новое время явление – это то, что дается сознанию субъекта извне. Декарт полагает эту максиму в основание своего метода, основанного на радикальном сомнении. Декарт говорит, что мы можем судить о сущности только если мы добились максимально возможной ясности восприятия явления в сознании. С другой стороны, эмпирики (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм) сводят явление к некому комплексу наших ощущений.
4) Так называемый коперниканский переворот в понимании соотношения сущности и явления производит Кант. По Канту, в познании нам доступно только явление – феномен. Сущность вещи – вещь сама по себе, как таковая она не поддается познанию. Для Гегеля в качестве сущности выступал Всеобщий Дух. Феномен у Гуссерля – в другом значении: это совершенно достоверный факт сознания. Всякий феномен есть интенциональное переживание, «сознание о». Сущность и явление познаются в феномене как цельное. Хайдеггер в «Бытии и времени» разводит понятия феномена и явления. Феномен – «то, что указывает на себя», явление же указывает на другое, сущность.
№ 6.Человек как предмет философии. Проблема индивидуальности и проблема интерсубъективности.
читать дальшеЧеловек— фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек — это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Философское постижение человека всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира.
В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм), и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач и т.п. Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, "дыхание" ("прана", "псюхе"), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (ее основные экзистенциалы здесь — это жизнь, смерть, любовь); во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее Ч. в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею "человечности" как таковой. Вместе с тем в понятии духа отражается не только феномен "духовности" как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного Ч., где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе "Я", самосознания. Следует однако помнить, что выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей Ч. Конкретный Ч. — это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.
1)В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого определён законами судьбы, а сущность — неким божеством.
В восточной традиции человек является кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. А индийская философия рассматривает переселение души между всеми живыми существами, но при этом лишь человек может стремиться освободиться от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела в целом.
Демокрит считал человека микрокосмом — отображением и символом вселенной. Аристотель рассматривал душу и тело как два оспекта единой реальности, рассматривая душу как энтелехию тела, ориентировав человека на достижение счастья в конкретном эмпирическом опыте. Платон представлял человека состоящим из разнородных субстанций дуальным существом, тело которого имеет природную (материальную) сущность, а душа — идеальную сущность.
2) Средневековая философия провозглашает человека «образом и подобием Бога», личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность управлять собственной судьбой. Собственная душа становится тайной и загадкой для самого человека, грехопадение, разделившее душу и тело «образа и подобия божьего» лишь усиливает антогонизм между этими понятиями в христианской философии. Однако в это время медленно созревает понимание несводимости личности человека к какой-либо всеобщей (духовной, душевной или телесной) субстанции.[5]
3) Философия возрождения признаёт самодостаточную ценность человека, в творческих возможностях уподобленного Богу, но актуализированного без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма. В философии и культуре Нового времени акцентируется индивидуальность и самосознание человека. Декарт постулирует мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «я мыслю, следовательно, я существую», что легло в основу новоевропейского рационализма. Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств. Тело теперь рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.
4) Кант, исходя из природной необходимости и нравственной свободы разграничивает антропологию на «физиологическое» и «прагматическое» отношения: первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам»
В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы, как:
Натурализаторский
Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.)
Восходящие к «философии жизни»: описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (фрейдизм, философская антропология)
Экзистенциальный
Актуализация уникального индивидуального человеческого существования в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам. (экзистенциализм, феноменология, персонализм)
Социологизаторский, рассматривает человека в контесте более широких социальных связей
Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого. «В своей действительности сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений»
Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.)
Индивидуальность – совокупность качеств, присущих данному человеку, отличающих его от других. Индивидуальность человека проявляется как в физических, так и социальных характеристиках. В западной философской традиции утверждалась ценность индивидуального бытия, исследовались пути выражения индивидуальности (см. например, Восточную философию с поиском индивидуального пути и освобождением от кармы).
Интерсубъективность – в широком смысле: общность опыта взаимодействующих субъектов и общезначимость его результатов. В феноменологии Гуссерля И. предстает как исследование проблем вчуствования в опыт чужого конституирования объективного общезначимого мира. Целью феноменологии явл. прояснение того, как это мир конституируется в сознании. Здесь важно понятие «присутствие-для-меня-другого-Я». По Гуссерлю, от транс. Я через Ты осущетвляется переход к Мы-все.
№ 7. Сознание как философская проблема
читать дальшеСознание — традиционно — одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит — в контексте субъект-объектной оппозиции понятию бытия как субъективное — объективному. Функционирование сознания обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.
Существование сознания выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное". Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности.
1)В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. Сознание характеризует наличие ценностей, эталонов, идеалов, мотивов. Ценностное (и не только) отношение индивида проявляется как эмоции. Эмоции являются показателями и регуляторами поведения людей. Все перечисленное стабилизирует человека как личность, как социальное существо, самопознающее себя, обладающее ценностными установками и морально-нравственными представлениями, и в то же время наделенное неповторимыми индивидуальными отличиями.
2)В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность сознания. Сознание следует понимать как основу нашего опыта, активное начало практического и познавательного отношения человека к действительности.
3)Именно сознание, будучи направленным на мир как на предмет познавательной установки, способно быть смыслообразующим источником мыслительной деятельности человека, создавать свой собственный мир обыденных и научных понятий, без которого невозможно представить жизнь человека. Сознание является основой нашего опыта. Сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой областью, кот. характеризует совместное знание (со-знание). Ошибочно отождествлять сознание с мышлением.
4)Сознание интенционально, всегда направлено на предмет.
Итак, при рассмотрении вопроса о свойствах сознания следует выделить основные характеристики: соотнесенность с миром знания; «идеальный» характер, интерсубъективность, предметность и интенциональность; отношение к бытию (ценности и т.п.), связь с действительностью, наличие бессознательного.
1) В истории философии можно выделить различные традиции анализа С. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма (универсума) и микрокосма (человека). Таким началом в древнегреческой философии выступал логос. Ценность человеческого разума, С. определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропорядка. При этом на первых этапах развития философской мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеческой души открыта еще не была. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона. В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель рассматривает душу как центр личности, а источником всех движений души считает тело.
2) Проблема души в ее взаимосвязи с телом получила дальнейшее развитие в средневековой философии. Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает С. как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с С. в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям.
3) В философии Нового времени формируется представление о С. как замкнутом в себе внутреннем мире. С. предстает как самосознание, саморефлексия. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие С. от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалась социальная детерминированность С., его связь с развитием и функционированием культуры. В философии Просвещения вопрос о происхождении сознания решается на почве материализма и сенсуализма. Происхождение сознания - это результат определенных физиологических процессов, которые подчиняются физическим законам.
4) Немецкая философия конца 18- начала 19 веков вопрос самосознания рассматривает через две категории: рассудка и разума. Это две познавательные способности. Кант определяет рассудок как способность суждения. Вторая способность – разум, способность к самому высокому обобщению и синтезу. Кант определяет разум как способность строить умозаключения. Сложная многоуровневая природа С., значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феноменов индивидуального С. были раскрыты немецкой трансцендентально-критической философией. Гегель выступает с позиции объективного идеализма. Для него разум существует как самостоятельная изначальная сущность и основа мира. Это мировой разум, который осуществляет свое дело в сознании отдельных индивидов. С этой точки зрения разум (Абсолютная идея) первичен .
5) Диалектико-материалистическая традиция анализа С. не признавала его субстанциональности и рассматривала С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека.
6) Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает С. и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку "Я" не может наблюдать самое себя со стороны. С. в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности.
Бессознательное: - в узком смысле обозначает содержание психической жизни субъекта, которвя скрыта от его сознания. Проблема бессознательного в философии рассматривалась уже в 18 веке Лейбницем. Он заметил, что помимо осознанных процессов есть «темные», неявные стороны. Фрейд создал собственную модель структуры психического. В этой модели наиболее массивный слой психического – бессознательное (ОНО). Я осуществляет связь с окружающим миром и подавление Оно в соотвествии с требованиями Сверх-Я. Понятие бессознательного лежит в основе философии психоанализа.
Общественное сознание:
Индивидуальное сознание – это духовный мир личности. Общественное сознание связано с индивидуальным сознанием и может быть обыденным и теоретическим. Обыденное сознание – низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, отражает простые отношения между людьми, людьми и вещами. Когда обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей, возникает теоретическое сознание, кот. направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к их более глубокому анализу. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового, нравственного, религиозного, естественнонаучного и т.п.
читать дальшеПредметом философии может быть язык, текст, познании и т. д. Это зависит от философского направления. Возникновение же философского направления связано опр. социально-историческим контекстом, обусловившим потребность в осмыслении то или иного объекта. Предмет также зависит от понимании места и роли человека в мире. Например, Сократ говорил о философии как поиске мудрости. Платон – предмет философии – размышление над единым благом. Аристотель – философия - это наука о началах и причинах бытия, исследование первых причин…То же самое можно проследить, если сравнить философию Средневековья и Нового времени и т.п. Итак, можно сказать, что предмет философии историчен, постоянно обновляется и определить его невозможно. Но можно охарактеризовать философскую мысль. Философская мысль ориентирована на «охват всего», поэтому и невозможно определить ее конкретный предмет. Прежде всего философия отличается 1)целостностью 2) универсальностью 3) рефлексивностью. Философия – осмысление отношения человека к миру. Причем ни человек, ни мир не определяются заранее, следовательно, в зависимости от того, как мы трактуем человека и мир, мы и определяем предмет. Философия – не изучение чего-то, (если ее сравнивать с другими дисциплинами) а особый взгляд.
Можно выделить основные функции философии:
1) выявление универсалий культуры (наиболее общих идей, представлений, форм). Философия прочерчивает границы мышления и бытия: формирует реальность.
2) Критическая функция (саморефлексия)
3) Интегративная функция: философия согласовывает все формы человеческого опыта: познавательные, ценностные, практические
4) Мировоззренческая функция: в этом смысле философия обращается к каждому отдельному человеку.
Конечно, можно еще провести дисциплинарную классификацию: в философии выделяется эстетика, этика, гносеология, эпистемология, социальная философия, онтология и т.д.
Соотношение философии с другими формами духовной жизни:
1) философия и миф: миф антирефлексивен, философия рефлексивна; миф анонимен, философия – нет, она носит принципиально-личностный характер; философия претендует на рациональность
2) философия и религия: их объединяет целостность и признание пограничной природы человека; основные отличия – догматический характер религии, что несовместимо с философским мышлением
3) философия и наука: это самый спорный вопрос. Их объединяет ориентация на теоретичность и рациональность, опора на понятия. Но наука всегда ограничена предметной областью, наук нерефлексивна (не рассуждает над фундаментальными понятиями) + догматизм науки
4) философия и искусство: основное средство искусства – образ, философии – понятие. Их общее: целостность.
№ 2 Бытие как философская проблема.
читать дальшеБытие – самая абстрактная философская категория, которая обозначает универсальную основу всякого конкретного существования. Это некое самодостаточное начало, оно абсолютно, неопределенно, вечно, пусто (не имеет частей), едино и непредставимо. Понятие бытия концептуализирует «наличие» или «данность» в сознании, и при этом не указывает на содержание тех или иных явлений и предметов. Получается, что оно лишь насыщено потенциями. Это предельно общее понятие, или как сказал Гегель «предельно пусто понятие», и его сложно определить.
Важно то, что мы в своей рефлексии не можем далеко уйти от слова «есть», когда мы в ходе своего философского размышления проблематизируем до конца, мы неизбежно приходим к нему же. Из этого естественно следует то, что философ всегда пытается ответить на вопрос: «Что такое бытие?». Эта проблема из разряда нерешаемых, но она же, с другой стороны, и вечный двигатель философии. И онтология, поэтому, становится основной дисциплиной философии.
Основные категории онтологии: бытие, небытие, сущее и существование. Небытие – отсутствие бытия, отрицание бытия. Сложилось разное понимание природ небытия: одни философы (например, Парменид) категорически отрицают реальность небытия, другие считают, что оно субстанционально реально и не зависит от бытия (пустота в атомизме Демокрита). Больше всего это понятие анализиоуется в философии Востока (вайшешики – разносторонний анализ). Диалектическую концепцию взаимосвязи бытия и небытия разворачивает Гегель.
Итак, есть сущее, чтойность которого – сущность ("Что есть сущее?"), а его существование – бытие ("Что значит, что сущее есть?"). Иногда сущее сводят к понятию сущность, поскольку сущность есть то, что ум постигает в сущем как его определенность. Есть сущее и есть дело существования этого сущего, которое и называют бытием.
Существование = экзистенция; внешнее бытие вещи. Бытие вообще понимается в его первичности, беспредельности и полноте, а существование - скорее как просвечивание сущего вовне (по Хайдеггеру), то есть нечто вторичное, преходящее.
1. Как самостоятельное понятие, бытие возникает в древнегреческой философии, можно даже сказать, что сама философия зарождается в обсуждении вопроса о бытии. Первые рассуждения досократиков касаются проблемы первоначала всего сущего, то есть бытие понималось как некое сверх-сущее, то есть сущее, которое делает сущим все остальное. Такие поиски основания сначала приводили к вполне вещественным и физическим ответам на вопрос (например, огонь Гераклита, вода Фалеса или воздух Анаксимена). В этом проявлялась свойственная раннегреческой мысли натурфилософия. В философии Платона уже отсутствуют с чем-то конкретным вроде огня, его понимание бытия как Единого сверхбытия связано с его учением об идеях. По Платону, из Единого как первой субстанции рождается вторая субстанция Нус (Ум) вместе с неземным миром идей. Т. о., Первоматерия – самостоятельное начало и идеями не творится. С философии Аристотеля – попытка расчленить различные смыслы употребления слова «есть». Аристотель выделяет 4 значения слова «есть»: 1) случайное наличие одного в другом 2) определение вещи через ее существенные признаки 3) истинность, соответствие знания действительности 4) актуальное проявление или возможность. Аристотель различал большее или меньшее бытие: а) сущее как таковое б) первейшее сущее в) сущее, котрое создается человеком, техне. Кроме того, для характеристики бытия Аристотель использовал категории: формы и материи, сущности и феномена, возможности и действительности, общего и единичного.
2. Средневековая философия сближает понятие бытия и Бога, считая бытие единственным возможным предикатом Бога. Различные трактовки бытия выразились в споре реалистов и номиналистов. Кроме того, разделяются сущность и существование, в которых выражаются идеальное содержание бытия и его реальное воплощение. Фома Аквинский подчеркивает творческую составляющую бытия как Бога. Он же вводит метод онтологии сущего как связи абсолютного Бытия и его конечных проявлений. Основными моментом в средневековом понимании бытия становится взаимоотношения бытия творящего и сотворенного (мира божественного и тварного).
3. Новое время выдвинуло впервые проблему бытия в форме декартовского тезиса «мыслю, следовательно существую». В рамках позитивной традиции с претензиями на научное, строгое знание тема бытия забывается. Вопрос о бытии считался излишне метафизичным. А Кант вообще не затрагивал тему бытия, смещая акцент с вопроса «что есть мир?» на вопрос «что я могу о нем знать?». Гегель обращается к понятию бытия, но лишь в анализе познания, понимая бытие как пустое, приближая его к нибытию.
4. Хайдеггер первым ставит проблему забвения бытия. Он говорит, что тема бытия должна быть вновь поднята в философии. Основное заблуждение «метафизики», а вместе с ней всей западноевропейской культуры, в подстановке вместо бытия того или иного «сущего». Само же бытие, по Хайдеггеру, есть со-бытие (Ereignis). Мы не можем объективировать для себя бытие, так как мы сами всегда часть бытия. Он строит своё понимание бытия как человеческого, так как именно человеку свойственно понимание бытия. Это так называемый «онтологический переворот» XX века.
№ 3. Пространство, время, движение. Их осмысление в истории философии.
читать дальшеПространство и время – формы бытия, выражающие: пространство – сосуществование вещей, время – смену их друг другом. ; движение – общее понятие объединяющее перемещение, совершаемое объектами, взаимодействие между ними, изменения ними происходящие, превращение одних объектов в другие.
Время можно понимать как космологическое, историческое и экзистенциальное (индивидуальное). Соотвественно, кроме физического пространства, можно говорить о социальном, культурном и т.д.
Категории пространства и времени неустранимы из нашего сознания. Можно говорить о двух основных концепциях понимания пространства и времени: 1)реляционная: при определении обращает внимание прежде всего на отношения между объектами и процессами. 2) субстанциональная: есть время и пространство сами по себе, это особые сущности.
1.Считается, что обе концепции оформились в Античности. Парменид и Аристотель, придерживаясь реляционного подхода отрицали существование пространства как такового. Декарт считал, что пространство и время являются системами отношений между реально существующими объектами.
2. В средние века пространство и время понимались как сотворенные богом. Это тоже реляционный подход, т. к. никакого пустого времени и пустого пространства быть не может (Августин понимал время как характеристику души). Пространственно-временной мир изначально ущербен, так как укоренен в сверхпространственном и сверхвременном бытии и всецело зависит от него. Наш мир имеет начало и конец в вечности, а вечное бытие – бог.
3. Новое время: утверждение субстанциональной концепции. Механицизм Ньютона требует принятие пустого пространства и времени. Ньютон вводит понятия идеального времени и идеального пространства. Идеальное время – это чистая длительность, идеальное пространство – совокупность точек, лишенных материи и структуры.
4. Кант понимал под временем и пространством априорные формы чувственного созерцания. По Канту, представления о пространстве и времени не могут быть выведены из опыта. Представление о времени и пространстве предшествует всякому восприятию. Не вещи таковы, что находятся в пространстве – Кант связывает природу пространства и времени с особенностями человеческого восприятия. Об этом до него уже отчасти говорил Беркли, а после него с ним согласится Э. Мах, определив пространство и время как упорядоченную систему рядов ощущений.
5. Физика 20 в: с помощью Энштейна, до которого считалось, что параметры мира неизменны, закономерны, устойчивы, выяснилось, что св-ва пространства и времени относительны и изменчивы; сформировала представление о едином времени-пространстве, выражающих бытие особой системы. Пр-во – не вместилище; его, как и времени в качестве длительности, нет. Есть континуум (органич. связь пр-ва и вр.). В связи с этим в обществознании получило распространение понятие “хронотопа”. Это понятие ориентированы на особые порядки систем, в которых реализуется бытие людей, различные формы их деятельности. Поэтому философия всё более занимается развитием категорий времени и пространства в истории общества, ролью этих категорий во взаимодействиях людей, в деятельности познания и мышления.
В философии XX века тоже можно выделить два направления: 1)сциентизм (позитивизм, прагматизм, инструментализм): время – синоним операций по измерению времени. 2) антисциентизм (философия жизни, экзистенциализм) – представление об экзистенциальном времени и пространстве. «Время – чистая длительность потока сознания» (Бергсон). Здесь речь идет о феномене переживания (Хайдеггер). Эти подходы тоже относятся к реляционным. Сейчас ведущими парадигмами являются глобальный эволюционизм и синергетика. Ориентация философии XX века на процесс делает категорию времени фундаментальной. Здесь важно понимание континуума (Гуссерль: ретенция –точка теперь – протенция).
Движение: существует две трактовки движения, обе исходят из древнегреческой философии. 1) восходит к Гераклиту. Для Гераклита движение – онтологическое основание. Мир – это становление (нельзя войти в одну и ту же реку дважды). Мир предельно пластичен. Такая абсолютизация движения изменяет понимание пространства и времени: они частично становятся движением. 2) восходит к Зенону Элейскому и отрицает движение вообще, принимая только пространство и время. Материализм: движение- способ существования материи. В фс Лейбница и Гегеля: движение не механическое перемещение, но качественное изменение. Движение, предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, м. иметь двоякую направленность: 1)повышение уровня сложности сис-ой организации движущегося Ота, усложнение и дифференциация связей со средой – прогресс 2)упрощение структуры Ота- регресс.
№ 4. Причинность и детерминизм. Проблема свободы. Необходимость и свобода.
читать дальшеПричинность обозначает объективную, необходимую, последовательную во времени связь между явлениями или событиями, предшествующее из которых называется причиной, а последующее – следствием. Причина и следствие – парные философские категории, совместно выражающие генетическую связь явлений, то есть обозначающие специфическую обусловленность обоснованного его основанием. Идея причинности (по Пивоварову), вероятно произошла из наблюдений за действиями людей по созиданию и изменению вещей, а затем была экстраполирована на весь мировой порядок и приобрела универсальный смысл. Наибольший вклад в разработку принципа причинности внесли Аристотель, Бэкон, Спиноза, Дж. Ст. Милль.
Понятие детерминизма шире понятия причинности. Детерминизм – не просто отношение порождения, генетическая связь; Детерминизм – принцип, согласно которому все явления мира являются упорядоченными и обусловленными (неслучайного нет). Выделяют и непричинные виды детерминаций (функциональная связь, структурная связь, целевая детерминация, вероятностная связь), поэтому можно сказать, что понятие причинности – очень узкое. Как учение, детерминизм основан, прежде всего, на признании действия того, что составляет содержание понятия «закон». Закон отражает непосредственную и устойчивую связь между явлениями. На основании этой связи можно судить о сущности как отдельных явлений, составляющих связь, так и о сущности более общего характера, то есть самой связи.
Отсюда и проблема свободы как вопроса о том, является ли обусловленность связи явлений, выступающей в качестве законов, абсолютной или относительной (случайной). Все относительное не имеет характер необходимого.
Необходимое – это то, что обладает такой возможностью существования, которая полностью совпадает со своей действительностью (Бог существует с необходимостью). Возможность существования необходимого не допускает своей противоположности. Необходимость же и есть само совпадение возможности существования явлений или обусловленной связи между ними с действительностью этого существования. Детерминация – характер необходимого порождения причины следствием. Детерминация явлений и событий исключает всякое отклонение от закона, по которому они осуществляются. Таким образом, исключается свобода следствия. Ибо нечто (некто) может быть свободным, только если оно (он) может быть своим собственным основанием, а следовательно и определяющей свое существование причиной.
Итак, свобода – это условие, при котором нечто (некто)может полностью определять свое собственное существование, будучи при этом его причиной и основанием. Детерминизм определяет соотношение свободы и необходимости.
1)В раннегреческой философии проблема свободы не стояла. Все вещи и весь космос подчинялись судьбе или року, а он в свою очередь определялся необходимостью – ананке. Ананке подчинялись и боги. Космос понимался как целостность, соответсвенно, ни одна вещь в космосе не обладала самостоятельной свободой. Свободой обладали только начала всего сущего как его основания и причины. Тем более не велось речи ни о какой свободы воли (было только некое подобие воли «ярость», свойственное в основном героям). У Платона идеи уже являлись своими собственным основаниями (но здесь небольшое отличие от начал). Большой вклад в теорию детерминизма внес Аристотель, разработав 4 вида причин сущего: материя и форма (содержимое вещи), начальная причина, целевая причина. У Аристотеля все подчиняется по необходимости этим причинам. Свободен только Нус – мировой разум, он же – «перводвигатель» или «форма форм» - конечная причина всего. Первое подобие понятия свободы воли появляется у Эпикура, который в полемике с Демокритом утверждает, что сами атомы могут случайно отклоняться в своем движении. Эпикур вносит элемент случайности в царство атомов.
2) В средние века вопрос о свободе воли является одним из центральных. Ведь Бог создал человека «по образу и подобии своему», а стало быть, свободным. А значит свободным в выборе, отпасть от Бога или остаться с ним. В первородном грехе человек выбирает зло. Существуют два основных направления в вопросе о свободе человека: 1. от Оригена к Эриугене – человек изначально абсолютно свободен и первородного греха практически нет. Грех ндивидуален. И каждый свободен его искупить. 2. От Августина к Ансельму – человек рожден со злой волей изначально вследствие первородного греха. Поэтому человек не свободен сам искупить все свои грехи, только посредством божественной благодати.
3) В философии эпохи Возрождения разум все более освобождается от внешней (и божественной) детерминации. Эта тенденция переходит в Новое время с его рационализмом, эмпиризмом и трансцендентальной философией. Разум человека становится исключительно человеческим. Спиноза: «свобода – осознанная необходимость». Мир детерминирован природно-механическими законами, познавая которые, человек становится все более свободен. (это позже появится в философии Гегеля). Высшим проявлением свободы у Канта является следование внутреннему нравственному закону, высочайшим проявлением которого является «категорический императив».
4) В философии жизни и экзистенциализме жизнь – это прежде всего жизнь каждого переживающего ее. Отсюда и свобода каждого определяется прежде всего им самим. Экзистенциалисты говорят об этом как «подлинном существовании».
Пивоваров в истории философии выделяет три концепции детерминизма: 1)субъективно-идеалистическую 2) объективно-идеалистическую 3)материалистическую. Но вместе с детерминизмом существует и много индетерминистских концепций, и этот спор никогда не прекращался.
№ 5. Сущность, явление, закон.
читать дальшеСущность – понятие, означающее внутреннюю природу вещи, данной в чувственном восприятии. Эта природа есть причина того, что дано в чувственном опыте. Сущность доступна только посредством умозрения. Обычно сущность противопоставляют существованию, как всему многообразию проявлений сущности. А значит – самому явлении
Явление – это и есть то, что дано в чувственном опыте. Это эмпирическое (чувственно данное) восприятие сущности. Сущность дается нашим чувствам посредством явления.
Закон – это понятие, отражающее непосредственную и устойчивую связь между явлениями. На основании этой связи можно судить как о сущности отдельных явлений, так и о сущности более общего характера.
1) различие сущности и явления можно наблюдать уже у досократиков. Гераклит, Эмпедокл и другие полагали в основании всего сущего некое начало, которое является их причиной (огонь, вода, воздух). Таким образом, различение сущности и явления у досократиков составляет пока только различение уровней общности во встречаемом ими сущем. Далее степень абстрактности и отвлеченности понятия сущности возрастает. «Идеи» Платона недоступны чувственному созерцанию, которому даны только явления. Но каждое явление указывает на свою истинную сущность – идею, которой причастно само явление. Принцип деления бытия на «истинное бытие» и мир подобия ему ложится в основу дальнейшей европейской метафизики. Аристотель снимает жесткое разделение сущности и явления. Сущность он называет формой и делает ее внутренне присущей любой вещи.
2) Понятие сущности как основания, под-лежащего (=субстанция) перешло в средневековье. Такое понимание было принято как в патристике (Ориген, Дионисий Ареопагит, Августин), так и в схоластике (Ансельм, Фома Аквинский). Главной целью средневековой метафизики было познание сущности Бога как творца, а значит причины и последнего основания мира. Но так как Бог сущностно непознаваем, то он полагается как единственно простая субстанция; все остальные субстанции сотворены Богом имеют акциденции, то есть привходящие качества и атрибуты. В катафатическом богословии все явления и вещи свидетельствуют о божественной природе.
3) В Новое время явление – это то, что дается сознанию субъекта извне. Декарт полагает эту максиму в основание своего метода, основанного на радикальном сомнении. Декарт говорит, что мы можем судить о сущности только если мы добились максимально возможной ясности восприятия явления в сознании. С другой стороны, эмпирики (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм) сводят явление к некому комплексу наших ощущений.
4) Так называемый коперниканский переворот в понимании соотношения сущности и явления производит Кант. По Канту, в познании нам доступно только явление – феномен. Сущность вещи – вещь сама по себе, как таковая она не поддается познанию. Для Гегеля в качестве сущности выступал Всеобщий Дух. Феномен у Гуссерля – в другом значении: это совершенно достоверный факт сознания. Всякий феномен есть интенциональное переживание, «сознание о». Сущность и явление познаются в феномене как цельное. Хайдеггер в «Бытии и времени» разводит понятия феномена и явления. Феномен – «то, что указывает на себя», явление же указывает на другое, сущность.
№ 6.Человек как предмет философии. Проблема индивидуальности и проблема интерсубъективности.
читать дальшеЧеловек— фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек — это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Философское постижение человека всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира.
В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм), и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач и т.п. Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, "дыхание" ("прана", "псюхе"), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (ее основные экзистенциалы здесь — это жизнь, смерть, любовь); во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее Ч. в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею "человечности" как таковой. Вместе с тем в понятии духа отражается не только феномен "духовности" как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного Ч., где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе "Я", самосознания. Следует однако помнить, что выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей Ч. Конкретный Ч. — это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.
1)В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого определён законами судьбы, а сущность — неким божеством.
В восточной традиции человек является кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. А индийская философия рассматривает переселение души между всеми живыми существами, но при этом лишь человек может стремиться освободиться от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела в целом.
Демокрит считал человека микрокосмом — отображением и символом вселенной. Аристотель рассматривал душу и тело как два оспекта единой реальности, рассматривая душу как энтелехию тела, ориентировав человека на достижение счастья в конкретном эмпирическом опыте. Платон представлял человека состоящим из разнородных субстанций дуальным существом, тело которого имеет природную (материальную) сущность, а душа — идеальную сущность.
2) Средневековая философия провозглашает человека «образом и подобием Бога», личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность управлять собственной судьбой. Собственная душа становится тайной и загадкой для самого человека, грехопадение, разделившее душу и тело «образа и подобия божьего» лишь усиливает антогонизм между этими понятиями в христианской философии. Однако в это время медленно созревает понимание несводимости личности человека к какой-либо всеобщей (духовной, душевной или телесной) субстанции.[5]
3) Философия возрождения признаёт самодостаточную ценность человека, в творческих возможностях уподобленного Богу, но актуализированного без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма. В философии и культуре Нового времени акцентируется индивидуальность и самосознание человека. Декарт постулирует мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «я мыслю, следовательно, я существую», что легло в основу новоевропейского рационализма. Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств. Тело теперь рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.
4) Кант, исходя из природной необходимости и нравственной свободы разграничивает антропологию на «физиологическое» и «прагматическое» отношения: первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам»
В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы, как:
Натурализаторский
Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.)
Восходящие к «философии жизни»: описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (фрейдизм, философская антропология)
Экзистенциальный
Актуализация уникального индивидуального человеческого существования в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам. (экзистенциализм, феноменология, персонализм)
Социологизаторский, рассматривает человека в контесте более широких социальных связей
Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого. «В своей действительности сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений»
Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.)
Индивидуальность – совокупность качеств, присущих данному человеку, отличающих его от других. Индивидуальность человека проявляется как в физических, так и социальных характеристиках. В западной философской традиции утверждалась ценность индивидуального бытия, исследовались пути выражения индивидуальности (см. например, Восточную философию с поиском индивидуального пути и освобождением от кармы).
Интерсубъективность – в широком смысле: общность опыта взаимодействующих субъектов и общезначимость его результатов. В феноменологии Гуссерля И. предстает как исследование проблем вчуствования в опыт чужого конституирования объективного общезначимого мира. Целью феноменологии явл. прояснение того, как это мир конституируется в сознании. Здесь важно понятие «присутствие-для-меня-другого-Я». По Гуссерлю, от транс. Я через Ты осущетвляется переход к Мы-все.
№ 7. Сознание как философская проблема
читать дальшеСознание — традиционно — одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит — в контексте субъект-объектной оппозиции понятию бытия как субъективное — объективному. Функционирование сознания обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.
Существование сознания выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное". Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности.
1)В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. Сознание характеризует наличие ценностей, эталонов, идеалов, мотивов. Ценностное (и не только) отношение индивида проявляется как эмоции. Эмоции являются показателями и регуляторами поведения людей. Все перечисленное стабилизирует человека как личность, как социальное существо, самопознающее себя, обладающее ценностными установками и морально-нравственными представлениями, и в то же время наделенное неповторимыми индивидуальными отличиями.
2)В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность сознания. Сознание следует понимать как основу нашего опыта, активное начало практического и познавательного отношения человека к действительности.
3)Именно сознание, будучи направленным на мир как на предмет познавательной установки, способно быть смыслообразующим источником мыслительной деятельности человека, создавать свой собственный мир обыденных и научных понятий, без которого невозможно представить жизнь человека. Сознание является основой нашего опыта. Сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой областью, кот. характеризует совместное знание (со-знание). Ошибочно отождествлять сознание с мышлением.
4)Сознание интенционально, всегда направлено на предмет.
Итак, при рассмотрении вопроса о свойствах сознания следует выделить основные характеристики: соотнесенность с миром знания; «идеальный» характер, интерсубъективность, предметность и интенциональность; отношение к бытию (ценности и т.п.), связь с действительностью, наличие бессознательного.
1) В истории философии можно выделить различные традиции анализа С. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма (универсума) и микрокосма (человека). Таким началом в древнегреческой философии выступал логос. Ценность человеческого разума, С. определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропорядка. При этом на первых этапах развития философской мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеческой души открыта еще не была. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона. В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель рассматривает душу как центр личности, а источником всех движений души считает тело.
2) Проблема души в ее взаимосвязи с телом получила дальнейшее развитие в средневековой философии. Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает С. как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с С. в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям.
3) В философии Нового времени формируется представление о С. как замкнутом в себе внутреннем мире. С. предстает как самосознание, саморефлексия. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие С. от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалась социальная детерминированность С., его связь с развитием и функционированием культуры. В философии Просвещения вопрос о происхождении сознания решается на почве материализма и сенсуализма. Происхождение сознания - это результат определенных физиологических процессов, которые подчиняются физическим законам.
4) Немецкая философия конца 18- начала 19 веков вопрос самосознания рассматривает через две категории: рассудка и разума. Это две познавательные способности. Кант определяет рассудок как способность суждения. Вторая способность – разум, способность к самому высокому обобщению и синтезу. Кант определяет разум как способность строить умозаключения. Сложная многоуровневая природа С., значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феноменов индивидуального С. были раскрыты немецкой трансцендентально-критической философией. Гегель выступает с позиции объективного идеализма. Для него разум существует как самостоятельная изначальная сущность и основа мира. Это мировой разум, который осуществляет свое дело в сознании отдельных индивидов. С этой точки зрения разум (Абсолютная идея) первичен .
5) Диалектико-материалистическая традиция анализа С. не признавала его субстанциональности и рассматривала С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека.
6) Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает С. и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку "Я" не может наблюдать самое себя со стороны. С. в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности.
Бессознательное: - в узком смысле обозначает содержание психической жизни субъекта, которвя скрыта от его сознания. Проблема бессознательного в философии рассматривалась уже в 18 веке Лейбницем. Он заметил, что помимо осознанных процессов есть «темные», неявные стороны. Фрейд создал собственную модель структуры психического. В этой модели наиболее массивный слой психического – бессознательное (ОНО). Я осуществляет связь с окружающим миром и подавление Оно в соотвествии с требованиями Сверх-Я. Понятие бессознательного лежит в основе философии психоанализа.
Общественное сознание:
Индивидуальное сознание – это духовный мир личности. Общественное сознание связано с индивидуальным сознанием и может быть обыденным и теоретическим. Обыденное сознание – низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, отражает простые отношения между людьми, людьми и вещами. Когда обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей, возникает теоретическое сознание, кот. направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к их более глубокому анализу. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового, нравственного, религиозного, естественнонаучного и т.п.