"...принадлежит к тем людям, о ком все отзываются хорошо, но чьего общества не ищут, кого все счастливы видеть, но с кем забывают затем обменяться даже двумя-тремя словами." (с) Джейн Остин
1. Этика – практич фс, гуманистич наука об иск-ве жить
читать дальше «Этика – практич фс, гуманистич наука об иск-ве жить» - Фромм.
Фс делится в истории своего развития на умозрительную и практическую. Этика есть практическая философия.
Этика – наука, область философии, предметом которой является мораль и нравственность. Ещё этику можно определить как науку о должном. Этика занимается изучением происхождения, выявляет сущность, специфику и закономерности их исторического развития. Это одни из древнейших форм философии, в рамках которой людьми осмысливаются взаимные обязанности, даются моральные наставления о том, как жить, чем руководствоваться, к чему стремиться. Термин «этика» ввёл Аристотель. Этикой он назвал науку, обращённую к изучению человеческих добродетелей, выявлению достоинств того или иного характера людей. Первая систематическая работа по этике – «Никамахова этика». Первоначально этика развивалась как «практическая философия», призванная дать человеку моральные наставления, научить мудрой жизни. Этика изучает мораль как целостное явление в отличие от других наук, которые рассматривают только отдельную сторону (психологическую, нормативную, воспитательную и пр). Структуру этики можно обозначить следующим образом: 1. история этики; 2. причины, происхождение и исторические типы морали; 3. теоретико-методологический раздел: изучает наиболее абстрактные проблемы этики – сущность, специфика, функции морали; 4. социология морали. Для неё характерен переход от индивидуальных добродетелей к этике целых соц. институтов. Этическая проблематика выводится из общественных з-нов бытия. 6. теория морально-нравств. Воспитания; 7. этич праксеология – прикладная часть этики. 20 в вошёл в историю этики как век перелома в понимании её предмета и методологии. Определилось теоретические ветви аналитической этики, которая заниается критическим анализом языковых форм моральных высказываний: а) когнитивистская этика, признающая объективность морали и её принципиальную познаваемость; б) некогнитивистская, не признающая объективность и возможность общезначимого критерия морали. С 70 гг. 20 века была подготовлена почва для анализа моральных проблем, связанных с реальными интересами и потребностями людей, обусловленными НТР и её последствиями. Начался интерес к нормативной этике. Этика сталапониматься как совокупность прикладных этических дисциплин: биоэтика, э
Тика бизнеса, в рамках которых обсуждались проблемы справедливости (Ролз), эвтаназии и пр. В моральное сознание утвердились идеи релятивизма, плюрализма, толерантности – начинается переосмысление предмета с позиций философского постмодернизма. Типология этических учений : материалистические и идеалистическое направление. Идеалистическое: Объективный идеализм (Гегель – реальность не зависит от человека) и субъективный идеализм (кант – реальность зависти от человека). Субъективный идеализм: натуралистическая школа (источник морали – природа): эвдемонизм (центр категория – счастье) Фейербах; гедонизм (центральная категория удовольствие, чаще всего интеллектуальное) Эпикур; утилитаризм (главное – польза) Бентам. Так же в материалистическом направлдении выделяют Эволюционистскую школу (аналогии м-у поведением человека и животноги) Дарвин т социологическую школу (социально-договорные теоргии) Гоббс, Локк, Руссо.
3. Мораль и нравственность: единство и различие.
читать дальшеМораль- система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении.Мораль оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения, намерения.
.Мораль всегда несет ценностное оценочную доминанту, которая неизбежно ее превращает в некий инструмент критики. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения смысла, цели) общ-ва, истории, человека и его бытия. Господствующие нравы и обычаи оцениваются всегда морально, с точки зрения сущности морали, а именно ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. И моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактической реальности. В нормах морали выражается нравственная оценка поступков как добра или зла, справедливости или несправедливости, которая служит побуждением к определенным действиям. Гегель разделяет мораль и нравственность, рассматривает их как различные этапы объективации. Нравственность духа. Субъективная воля -мораль. Объективация воля - нравственность. Нравственность, как повиновение свободе, более высокий уровень развития. Мораль - посылка к нравственности. Объективация нравственности - семья, гражданство, государство. Как дан нравственный закон чел? Богом, обществом. Н.З дан а приори самим фактом вхождения в эту жизнь Бахтин: человек это не просто данность - это заданность, миссия, открытие нравственного закона в себе, для себя, и других. Во внешнем мире чел. не найдет оснований для нравственного совершенства.
Нравственный закон человек может открыть только благодаря собственному поиску. 1. Нравств. Способствует универсализации бытия чел. 2. н. способствует гармонизации чел. бытия. 3.способствует гуманизации чел. бытия, отношение к чел. как к ценности. 4. Способствует - деонтитазации (долг) долженствования. Чел. бытия.
4. Аксиологические категории этики.
читать дальшеКатегории этики - основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и теоритический аппарат этической науки. А.К.Э. – это ценностные категории. Они объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построния. Ценность можно определить как форму отношения человека к общезначимым образцам культуры и тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее. Сохранять в панмяти прошлое. Ценность проявляет себя прежде всего через оценку. Оценка – форма реакции человека, где ценность себя проявляет. Ценности как правило бимодальны и каждой ценности соответствует своя антиценность. Ценности создают систему координат.
Конкретное содержание К.Э., их классическая форма и место каждой из них в общей системе пронятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности.
Проблема категорий возникает с Аристотеля, кот. первым создал систему категорий в этике. Высшая категория для него - благо, с которым соотносятся все остальные. В этике Аристотели появляются такие категории как честь, долг, достоинство, счастье. Аристотель в Никамаховой этике расположил категории следующим образом: (порок недостатка) – (золотая мередина) – (порок избытка): страх – мужество – безрассудство; скупость-щедрость – мотовство; бусчуственность – благоразумие – руспущенность; безгневность – уравновешенность – гневливость; притворство 0 правдивость – хвастовство; неотёсанность – остроумие – шутовство и т.д.
Вообще, К.Э. делятся на 2 вида: 1. нетрадиционные (категориальный ряд новой и новейшей этики, который разрабатывалсся с этики Канта). 2. традиционные - аксеологические и экзистенциальные категории: долг, благо, справедливость, дружба, любовь, счастье, смысл жизни.
А.К.Э. неоднозначны. Некоторые из них определяют универсальное значение нравственности, конечные цели личностного и мирового развития, наиб. общие исходные принципы морали. Это понятия блага, добра, добродетели, справедливости, счастья, правды, любви и др. Большая группа А.К.Э. выражает всеобщие нравственные основания личности, опредпляет принципы внутреннего содержания индивид. мор. сознания. Эти значения представлены в понятиях: долг, совесть, честь, достоинство. Третья совокупность категорий фиксирует конечные формы отрицательных значений и принципов морали синтезированных в понятии зло, содержание которого раскрывается в представлениях о лжи,ненависти,предательстве, подлости и др.
До Канта главными А.К. Э. были благо, добро и зло. У Аристотеля это именовалось «этикой блага». У Канта основополагающая категория – долг «этика долга».
Систематизирующим началом формирования этич-го знания и выражающих его нравственных понятий служит категория добра. Добро - это все то, что ведет к благу, способствует жизнеутверждению, развитию и совершенствованию В традициях этики все, что считается моральным, нравственно-должным - добро. В этом смысле значение доброго совпадает с содержанием нравст. ценностей. Способ моральной мотивации и мор. действия есть выбор между добром и злом. В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории фс и культуры понималось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм). Зло - все то, что противодействует благу и ведет к жизнеотрицанию, разрушению и деградации.
Личностным проявлением добра, обобщенным выражение6м добродетели на уровне индивидуально-морального сознания выступает категория долга. Моральное долженствование- начало нравственной заданности ч-ка, условие, мотив, побуждение к осуществлению нравственных поступков.
Честь - понятие, отражающее признание достоинства чел-ка со стороны др, а также принятие или утверждение чел-ом этого признания. В отличие от достоинства честь воздается в соответствии с мерками и ожиданиями, распространенными в данном сообществе или предлагаемыми по отношению к занимаемому чел-ом статусу; достоинство же раскрывается с т.з. внутр. ценности.
Совесть - это способность чел-ка критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собств. несовершенство. Она ориентирует на исполнение соверш-ва и выражает ответ-ть чел-ка перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований.
Справедливость - это мерная хар-ка чел. отношений. Она означает такой должный порядок чел. жизни, при к-ром существует соответствие му деянием и воздаянием, достоинством и награждением. По Аристотелю, справ-ть – это равенство. Прда справ-ти в диалектике рав-ва и нерав-ва.
Смысл жизни - это понятие, раскрывающее самоценное значение чел. жизни, ее нрав. оправданность. Смысложизненная проблематика связана с поиском «истины бытия», к-рая одновременно выступает как «благо бытия», обладает безусловной обязывающей силой.
Т.о., все А.К.Э. взаимосвязаны и составляют целостную систему, которая постоянно развивается и обогащается новыми понятиями.
читать дальше «Этика – практич фс, гуманистич наука об иск-ве жить» - Фромм.
Фс делится в истории своего развития на умозрительную и практическую. Этика есть практическая философия.
Этика – наука, область философии, предметом которой является мораль и нравственность. Ещё этику можно определить как науку о должном. Этика занимается изучением происхождения, выявляет сущность, специфику и закономерности их исторического развития. Это одни из древнейших форм философии, в рамках которой людьми осмысливаются взаимные обязанности, даются моральные наставления о том, как жить, чем руководствоваться, к чему стремиться. Термин «этика» ввёл Аристотель. Этикой он назвал науку, обращённую к изучению человеческих добродетелей, выявлению достоинств того или иного характера людей. Первая систематическая работа по этике – «Никамахова этика». Первоначально этика развивалась как «практическая философия», призванная дать человеку моральные наставления, научить мудрой жизни. Этика изучает мораль как целостное явление в отличие от других наук, которые рассматривают только отдельную сторону (психологическую, нормативную, воспитательную и пр). Структуру этики можно обозначить следующим образом: 1. история этики; 2. причины, происхождение и исторические типы морали; 3. теоретико-методологический раздел: изучает наиболее абстрактные проблемы этики – сущность, специфика, функции морали; 4. социология морали. Для неё характерен переход от индивидуальных добродетелей к этике целых соц. институтов. Этическая проблематика выводится из общественных з-нов бытия. 6. теория морально-нравств. Воспитания; 7. этич праксеология – прикладная часть этики. 20 в вошёл в историю этики как век перелома в понимании её предмета и методологии. Определилось теоретические ветви аналитической этики, которая заниается критическим анализом языковых форм моральных высказываний: а) когнитивистская этика, признающая объективность морали и её принципиальную познаваемость; б) некогнитивистская, не признающая объективность и возможность общезначимого критерия морали. С 70 гг. 20 века была подготовлена почва для анализа моральных проблем, связанных с реальными интересами и потребностями людей, обусловленными НТР и её последствиями. Начался интерес к нормативной этике. Этика сталапониматься как совокупность прикладных этических дисциплин: биоэтика, э
Тика бизнеса, в рамках которых обсуждались проблемы справедливости (Ролз), эвтаназии и пр. В моральное сознание утвердились идеи релятивизма, плюрализма, толерантности – начинается переосмысление предмета с позиций философского постмодернизма. Типология этических учений : материалистические и идеалистическое направление. Идеалистическое: Объективный идеализм (Гегель – реальность не зависит от человека) и субъективный идеализм (кант – реальность зависти от человека). Субъективный идеализм: натуралистическая школа (источник морали – природа): эвдемонизм (центр категория – счастье) Фейербах; гедонизм (центральная категория удовольствие, чаще всего интеллектуальное) Эпикур; утилитаризм (главное – польза) Бентам. Так же в материалистическом направлдении выделяют Эволюционистскую школу (аналогии м-у поведением человека и животноги) Дарвин т социологическую школу (социально-договорные теоргии) Гоббс, Локк, Руссо.
3. Мораль и нравственность: единство и различие.
читать дальшеМораль- система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении.Мораль оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения, намерения.
.Мораль всегда несет ценностное оценочную доминанту, которая неизбежно ее превращает в некий инструмент критики. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения смысла, цели) общ-ва, истории, человека и его бытия. Господствующие нравы и обычаи оцениваются всегда морально, с точки зрения сущности морали, а именно ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. И моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактической реальности. В нормах морали выражается нравственная оценка поступков как добра или зла, справедливости или несправедливости, которая служит побуждением к определенным действиям. Гегель разделяет мораль и нравственность, рассматривает их как различные этапы объективации. Нравственность духа. Субъективная воля -мораль. Объективация воля - нравственность. Нравственность, как повиновение свободе, более высокий уровень развития. Мораль - посылка к нравственности. Объективация нравственности - семья, гражданство, государство. Как дан нравственный закон чел? Богом, обществом. Н.З дан а приори самим фактом вхождения в эту жизнь Бахтин: человек это не просто данность - это заданность, миссия, открытие нравственного закона в себе, для себя, и других. Во внешнем мире чел. не найдет оснований для нравственного совершенства.
Нравственный закон человек может открыть только благодаря собственному поиску. 1. Нравств. Способствует универсализации бытия чел. 2. н. способствует гармонизации чел. бытия. 3.способствует гуманизации чел. бытия, отношение к чел. как к ценности. 4. Способствует - деонтитазации (долг) долженствования. Чел. бытия.
4. Аксиологические категории этики.
читать дальшеКатегории этики - основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и теоритический аппарат этической науки. А.К.Э. – это ценностные категории. Они объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построния. Ценность можно определить как форму отношения человека к общезначимым образцам культуры и тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее. Сохранять в панмяти прошлое. Ценность проявляет себя прежде всего через оценку. Оценка – форма реакции человека, где ценность себя проявляет. Ценности как правило бимодальны и каждой ценности соответствует своя антиценность. Ценности создают систему координат.
Конкретное содержание К.Э., их классическая форма и место каждой из них в общей системе пронятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности.
Проблема категорий возникает с Аристотеля, кот. первым создал систему категорий в этике. Высшая категория для него - благо, с которым соотносятся все остальные. В этике Аристотели появляются такие категории как честь, долг, достоинство, счастье. Аристотель в Никамаховой этике расположил категории следующим образом: (порок недостатка) – (золотая мередина) – (порок избытка): страх – мужество – безрассудство; скупость-щедрость – мотовство; бусчуственность – благоразумие – руспущенность; безгневность – уравновешенность – гневливость; притворство 0 правдивость – хвастовство; неотёсанность – остроумие – шутовство и т.д.
Вообще, К.Э. делятся на 2 вида: 1. нетрадиционные (категориальный ряд новой и новейшей этики, который разрабатывалсся с этики Канта). 2. традиционные - аксеологические и экзистенциальные категории: долг, благо, справедливость, дружба, любовь, счастье, смысл жизни.
А.К.Э. неоднозначны. Некоторые из них определяют универсальное значение нравственности, конечные цели личностного и мирового развития, наиб. общие исходные принципы морали. Это понятия блага, добра, добродетели, справедливости, счастья, правды, любви и др. Большая группа А.К.Э. выражает всеобщие нравственные основания личности, опредпляет принципы внутреннего содержания индивид. мор. сознания. Эти значения представлены в понятиях: долг, совесть, честь, достоинство. Третья совокупность категорий фиксирует конечные формы отрицательных значений и принципов морали синтезированных в понятии зло, содержание которого раскрывается в представлениях о лжи,ненависти,предательстве, подлости и др.
До Канта главными А.К. Э. были благо, добро и зло. У Аристотеля это именовалось «этикой блага». У Канта основополагающая категория – долг «этика долга».
Систематизирующим началом формирования этич-го знания и выражающих его нравственных понятий служит категория добра. Добро - это все то, что ведет к благу, способствует жизнеутверждению, развитию и совершенствованию В традициях этики все, что считается моральным, нравственно-должным - добро. В этом смысле значение доброго совпадает с содержанием нравст. ценностей. Способ моральной мотивации и мор. действия есть выбор между добром и злом. В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории фс и культуры понималось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм). Зло - все то, что противодействует благу и ведет к жизнеотрицанию, разрушению и деградации.
Личностным проявлением добра, обобщенным выражение6м добродетели на уровне индивидуально-морального сознания выступает категория долга. Моральное долженствование- начало нравственной заданности ч-ка, условие, мотив, побуждение к осуществлению нравственных поступков.
Честь - понятие, отражающее признание достоинства чел-ка со стороны др, а также принятие или утверждение чел-ом этого признания. В отличие от достоинства честь воздается в соответствии с мерками и ожиданиями, распространенными в данном сообществе или предлагаемыми по отношению к занимаемому чел-ом статусу; достоинство же раскрывается с т.з. внутр. ценности.
Совесть - это способность чел-ка критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собств. несовершенство. Она ориентирует на исполнение соверш-ва и выражает ответ-ть чел-ка перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований.
Справедливость - это мерная хар-ка чел. отношений. Она означает такой должный порядок чел. жизни, при к-ром существует соответствие му деянием и воздаянием, достоинством и награждением. По Аристотелю, справ-ть – это равенство. Прда справ-ти в диалектике рав-ва и нерав-ва.
Смысл жизни - это понятие, раскрывающее самоценное значение чел. жизни, ее нрав. оправданность. Смысложизненная проблематика связана с поиском «истины бытия», к-рая одновременно выступает как «благо бытия», обладает безусловной обязывающей силой.
Т.о., все А.К.Э. взаимосвязаны и составляют целостную систему, которая постоянно развивается и обогащается новыми понятиями.