"...принадлежит к тем людям, о ком все отзываются хорошо, но чьего общества не ищут, кого все счастливы видеть, но с кем забывают затем обменяться даже двумя-тремя словами." (с) Джейн Остин
4. Специфика эстетической ценности и объекта эстетического отношения.
читать дальшеНачнем с различий эстетических и утилитарных ценностей.
Первое различие – субстратное. Утилитарная ценность – это ценность материальная по своему основанию: она складывается, формируется, реализуется на материальном уровне. Это ценность бытийная, сознание только фиксирует складывающуюся ценность.
Эстетическая ценность – ровно противоположна: это ценность идеальная, она и складыва-ется и реализуется в пространстве между бытием и сознанием. Красота существует для сознания. Эстетическая ценность обобщает и жизненное содержание, но стать эстетиче-ским можно только для сознания и через сознание. Для эстетики – существовать, значит, быть воспринимаемым, поэтому, неосознаваемых эстетических ценностей не бывает.Но характеристика «идеальный» недостаточна для эстетической ценности. Но есть более глубинная характеристика эстетической ценности: эстетическая ценность духовна. Не все идеальное духовно: отражение в сознании материального – идеально, но не духовно. Суть в основании возникновения ценности. Духовный – не просто существующий для сознания, но имеющий основание в потребностях сознания. Марксистская философия обходилась без понятия духовного. Есть и другие концепции, где духовное равно сакральное – религиозные концепции. Духовность – особый уровень развития сознания. Духовность – тот уровень сознания, когда сознание становится самостоятельной субстанциальной силой, когда сознание становится субъектом, началом свободным, суверенным. Духовные ценности – ответ на духовные потребности, выявляющие значение объектов для фундаментальных потребностей человеческого существования.
Эстетические ценности, как и все эстетические отношения, рождаются, во-первых, в ответ на потребности гармонизации. Люди непосредственно, ценностно-эмоционально гармонизируют отношения с миром. Объект отношения – чувственный мир, мир, в кото-ром я непосредственно живу, мир, который гармонизирует эстетическое отношение.
Духовность эстетических ценностей и означает их связь с фундаментальными потреб-ностями сознания, это, во-первых. Вторая важная характеристика духовности – неутили-тарный характер духовной ценности, противоположность утилитарной ценности. Это зна-ли давно, но часто просто констатировали. Кант обращает на это внимание, когда связы-вает эстетическое отношение со свободой человека. Кант – парадокс, когда говорим об эстетической ценности: это ценность, значит вопрос для чего, но здесь нельзя спрашивать зачем. Бесцельная целесообразность.С одной стороны, объект пронизан целесообразно-стью, которая фиксируется, ибо этот объект имеет смысл для нас. Нечто уместное, оправ-данное для нас, обоснованное в нашем существовании. С другой стороны, никакой цели, кроме любования для нас в объекте нет. Объект, носитель утилитарной ценности полезен, утилитарен в той мере, в какой он средство для достижения какой-либо цели. Эстетиче-ское в этом плане противоположно утилитарному; это цель сама по себе. Далее – это самодовлеющая ценность, т.е.достаточная сама по себе. Эстетические ценности – самодовлеющие ценности – Лосев. И это точно. Это взято из религиозной философии. Феномен власти объекта над субъектом: объект приковывает, привязывает, и эта красота оказывается нам достаточной. Он только нам нужен, мы влюбляемся в него и не видим ничего, кроме него. Далее – обобщающий характер эстетической ценности. Объект всегда конкретен, но ценность объекта носит обобщающий характер: объект связан с носителем во всей его целостности, а не с какими-либо вещами. Мы в утилитарном восприятии воспринимаем мир односторонне, в его частичности, мы видим то, что нам надо видеть. В эстетическом – наоборот. Редуцированная голова у палеолити-ческих Венер или головы нет вовсе, она здесь не нужна совсем. Здесь женщина важна в ее функции, которую выполняет ее организм. Есть десятки изображений соединения муж-ского и женского полового органа в первобытных изображениях, и это утилитарное изо-бражение. Насколько это далеко от скульптур Родена, где в единстве телесное и духовное, и где появляется красота.
Наконец, мировоззренческий потенциал эстетического отношения: эстетическая ценность не только принадлежит миру, но становится «пропуском» в мир, включает нас в широкий онтологический контекст – это становится основанием искусства. Эстетическая ценность говорит больше, чем в себе заключает, она символична, говорит о больших смысловых пространствах, частью которых оказывается этот объект. Происходит расширение горизонта сознания до космических масштабов.
Эстетический объект – единство выражаемого и выражающего, духовное раскрывается через материальное, поэтому выражение – ключевое слово для эстетики.
Особый механизм порождения духовных значений через материальную основу. Русская эстетика усиливает это употребляя слово «выразительность». Выражение концентри-руется в понятии выразительность. Эстетика – наука о выразительных формах. Выраже-ние – всякое раскрытие, выразительность – раскрытие, обращающееся к эмоциональному миру человека. Это обнаружение смысла, совпадение с переживанием этого смысла. Вы-разительная форма заставляет нас переживать смысл, который иначе существовать не мо-жет. И здесь мгновенное совпадение, видение формы. Смысл становится содержанием пе-реживания.
Итог: эстетический объект – чувственный объект, взятый в целостности.
Эстетическая ценность – ценность неутилитарная, постигаемая через созерцание, само-довлеющая, самоценная и символическая.
Эстетическое отношение – единство объекта и ценности, единство знака и значения, порождающее определенное переживание, способ ориентации и самоутверждения челове-ка в мире.
еще вариант: читать дальше1) Эст ценность всегда осознана. Она яв-ся ценностью для сознания. Она духовна. Духовность – особый уровень сознания, когда сознание становится субъектом по отношению ко всем своим матер основаниям. Сознание обретает своё внутренне пространство. Появ-ся вопросы, кот лишены практического смысла. Сознанию ч-ка нужен весь мир, мироздание. Ч-к имеет потребность в гармоничных отношениях с миром, в единстве с миром. Это дает самоутверждение, вписывание сознания в мир. Ценности – это значимости, с пом кот люди чувственно-эмоционально гармонизируют свои отношения с миром. 2) Все дух ценности неутилитарны. Эст-кое выступает целью само по себе. Созерцание это эст деятельность. О-т созерцания приковывает наши чувства, мы влюбляемся в этот объект. 3) Эст ценности носят обощенный характер. Хоть О-т и конкретен. Чувств не привязан к отдельной части О-та, связано с носителем в целом. Носителем утилитарной ценности яв-ся отдельная чать О-та («видим то, что нам надо видеть»). Через целостный образ явления раскрывается глубинное существование, индивидуальность. Эст-кое – функция целостности О-та. Эст значение заполняет наше сознание как сферхпредметное. Эст ценности становятся пропуском в этом мире, включают нас в большой онтологический контекст. У утилитарного ч-ка есть только окружение в конкретно функциональном отношении, у духовного ч-ка есть мир. Сюда включаются такие большие реальности как природа, история, культура. Эст ценность зафиксирована в особом носителе, кот имеет чувственный х-р, и кто соизмерим с целостностью О-та. Таким измерением эст ценности яв-ся форма – строение О-та, совпадающее с его чувственным обликом. Эст ценность духовна и расскрывается в особой форме как знаковый О-т. О-ты становятся текстами. О-т материален форма тоже материальна. Духовное раскрывает себя через материально = выражение. Т.е. раскрытие обращенное к эмоциональному миру ч-ка. Мгновенное совпадение переживания и восприятия смысла. Принятие смысла через восприятие формы.
5. Процесс и специфика эстетического созерцания.
читать дальшеХарактеризуя в целом, что происходит – созерцание, его суть – непрактическая связь субъекта с объектом, это особая непрактическая активность. Специфика созерцания: 1) Человек не вторгается в пространство объекта. Это такой способ активности, с помощью которого человек пытается создать особую данность объекта. Это особый тип рассмотрения, усмотрения. При этом активность не столько направлена на активность объекта, объект сам раскрывает себя. Такие черты как любовное приятие объекта, ненасильственный контакт с объектом; 2) Всегда самоорганизация субъекта – настройка органов, которые позволяют раскрываться объекту; 3) Это проявляется в любовной (благоговейной, внимательной, склонность к установлению интимного контакта) связи;
Эстетическое созерцание идет в режиме подчинения себе отношения человеческого. Эстетическое созерцание идет в режиме духовного усилия, усилия любовного, эротического, любовно-эстетическое отношение к миру. Первый этап созерцания – нет собственно эстетического характера, эстетическое сознание еще не действует. Это не эстетический этап эстетического созерцания. Любой акт должен быть подготовлен, это подготовительный этап. Первый этап – созерцательный - неэстетическое, чувственно-предметное познание. 1) Человек начинает различать предметный состав, структуру, динамику. Мы приобщаемся к объекту в его предметной данности. Здесь включается эстетическое сознание – переход к следующему этапу. 2) Эстетическая интуиция – эту активность включает эстетический вкус. Эта эстетическая интуиция и есть эстетический вкус. Переключение объекта в эстетический режим, объект начинает говорить с нами на эстетическом языке. Рождается красота, трагизм, комизм. В содержательном плане на основе интуиции происходит распознавание и интерпретация эстетической ценности. Здесь нет познавательного отношения к миру, это собственно ценностное, не познавательное отношение. Происходит интерпретация объекта сквозь призму эстетического эталона субъекта. Субъект оказывается сопричастным с эстетической ценностью. Субъект оказывается в единстве с объектом, происходит идентификация субъекта с объектом. В процессе переживания – мы располагаем ценностью. Дополнительный аспект переживания возникает, но не сразу – к этому переживанию объекта добавляется процесс удовольствия от объекта. Мы становимся как бы чистым духом, эффект гармонической связи с миром. Мир открыт, понятен, положительно значим – этот момент и называется наслаждением – апофеоз, вершина эстетического восприятия. Особое, духовное удовольствие, пронизывающие чувственные, даже телесные радости. Это и составляет эмоциональную гармонию – гармонизацию отношений с миром, внутреннее утверждение субъекта, сладостное чувство свободы. Обретение свободы, ибо сущность человека – свобода. Для этого существует вся духовная культура и в особенности эстетическое созерцание.
Но это дает и другие возможности в освоении мира (свободное отношение к миру) – эстетическое созерцание дает толчок к творческому переустройству мира.
6. Проективный и практический уровни эстетического освоения мира
читать дальшеПроективный. Человек создает образ желанного для себя эстетического объекта, творя в воображении и с помощью воображения. Образ должного: наглядный, чувственный, но и ценностно-смысловой. Человек создает с помощью фантазии образ нового возможного явления. Человек проектирует в настоящее время все в мире. Дизайн – в настоящее время проектирование всего. Специфика эстетического проектирования – придать объекту такую форму, чтобы создать объекты, доставляющие удовольствие своим внешним видом. Гармоничные по сути и восприятию.
Задача дизайна – соединить практически-функциональные характеристики вещи с его эстетической оптимальностью, с созданием наиболее сильного гармонизирующего эффекта; получением максимального духовного удовольствия от общения с объектом. И получить в итоге художественно-значимый, ценный продукт.
Практический. Объект создается в реальной действительности. Создается новый объект с заранее заданными эстетическими свойствами. Но сложность: с одной стороны мы имеем дело с объектами, адекватными замыслу, но всякие результаты эстетической деятельности так или иначе получают эстетическую значимость (смешное, трагическое) – непреднамеренное эстетическое содержание. Еще одна черта эстетической практики человека ХХ в. – извращенное стремление человека к созданию чего-либо уродливого. Эстетизация безобразного, что является приметой кризиса культуры; ибо никакое общество не может покоиться на распаде. Практический этап не является последним, ибо цель – не практическое, а духовное общение с этой данностью, распредмечивание ее. И объект становится объектом нового созерцания, самоутверждения. Нормальное человеческое существование – существование свободное, раскрепощенное, свободное освоение мира, бесконечность приобщения к смыслу. Способность человека творить эстетическую реальность и наслаждаться ею – прорыв через серую повседневность, безлично отчуждающую практику. Эта способность сильна в историко-культурной традиции.
7. Эстетическое созерцание в системе эстетического отношения (сущность, основания, онтология)
читать дальшеПонятие эстетического сознания включает в себя: 1) бессознательное тоже. Не все в механизме эстетического сознания осознаваемо, суть этого механизма – осознание действительности, быть механизмом. Это осознавание действительности. Суть этого механизма – направленность к миру. 2) субъект в сфере эстетической культуры может быть выделен разномасштабно, разноуровнево. Можно говорить о коллективном субъекте эстетической культуры. Духовная деятельность создает ту связь между человеком и миром, которая называется эстетической. Действительный субъект эстетического – субъект коллективный. Можно говорить в этом смысле об общественном эстетическом сознании. В полном смысле слова эстетическое сознание – реальность присущая отдельному человеку. Рассматривая эстетическое сознание, мы имеем дело с эстетической психикой человека. Это особая модальность, которая имеет особую природу, особый способ существования, особую онтологию. Определение индивидуального эстетического сознания: сознание – механизм, способ, орган эстетического освоения мира, то, посредством чего человек включается в эстетическую реальность. Механизм актуализации эстетической реальности и включения человека в эту реальность – эстетическое сознание. Эстетическое сознание выражает типичные проявления человеческого духа: духом нельзя запастись впрок, только усилия, активность, поддержанием себя в режиме, в тонусе мы поддерживаем существование культуры. Кто перестает быть эстетически активным, тот под угрозой распада эстетического сознания. Процесс возникновения эстетического сознания – эстетическая социализация или эстетическое воспитание, цель которого – формирование эстетического сознания. Эстетическое отношение – система социально-психологического уровня, не идеологического. Психические свойства, которые являются предпосылкой эстетического сознания: 1) способность эмоционально реагировать на мир. Эмоциональность человека должна достичь определенного уровня развития, чтобы стать эстетически значимой. 2) чувственное восприятие – чувственность, формируется: до 2-х лет – способность непосредственного восприятия чувственной формы мира. Прочитывать формы предметов, способность ориентации – структурирования мира. 3) способность представления – способность иметь образ явления без непосредственного контакта с ним. 4) способность воображения – способность не воспроизводить, а порождать образы. Фантазия – эстетически мотивированное и запрограммированное эстетическое воображение. Воображение создает эффект глубины, многомерности эстетического сознания. 5) интеллект, мышление как способность к определенной интеллектуальной активности. Способность мыслить – способность воспринимать мир упорядоченно. При психических заболеваниях – мир – хаос для человека. Эстетическая ценность схватывает существенное, и эстетическая форма имеет логику, а это требует мышления, ума. Все 5 моментов должны быть развиты; нет воображения – эстетическое сознание приземлено, ограничено данным опытом, если неразвит интеллект – глупое эстетическое сознание.
8. Вкус в системе эстетического сознания. Опыт анализа вкуса в истории эстетики. Эстетическая потребность.
читать дальшеЭстетический вкус – особая психическая способность, психический механизм. Вкус появился если: 1) человек сам может осуществлять эстетическую активность; 2) функциональная оборотная сторона – эстетическая потребность. Если хочется воспринимать мир эстетически, значит, есть эстетический вкус. Функции вкуса: 1) онтологическая – вкус – механизм, который включает эстетическую реальность, сила, актуализирующая для человека эту реальность. 2) семиотическая функция: попав в реальность надо уметь ее читать, вкус – незримый переводчик. 3) ценностно-интерпретационная функция вкуса – вкус – толкователь эстетической содержательности мира. Сила, осуществляющая интерпретацию – вкус.4) оценочная функция вкуса. Вкус – механизм запуска эстетических эмоций, переживаний. Вкус выполняет это функции в считанные мгновения. Эстетический вкус – особая психическая способность через восприятие чувственной формы интуитивно понимать и эмоционально переживать эстетические ценности. Существование и действование вкуса носит бессознательный характер. Главная задача эстетического воспитания – сформировать эстетический вкус. Эстетический вкус: в докантианской эстетике – особенность человека, позволяющая ему понимать эстетические ценности. Эстетика Канта – этапная в исследовании эстетического вкуса – это особая специфическая способность – суждение вкуса. Функции вкуса: 1) онтологическая функция – вкус как сила, обеспечивающая актуализацию эстетической реальности. Вкус создает реальное поле эстетического, в котором субъекту предстоит действовать. Вкус – это и событие и с другой стороны обеспечивает эстетическое событие субъекта. Когда реальность включается, вкус начинает работать дальше; 2) семиотическая функция вкуса: объект как знак эстетической информации, вкус – декодирующее устройство, которое прочитывает формы вещей. Вкус – ключ, чтобы пройти через предметные формы вещей и приблизить эстетический план объекта. 3) ценностно-интерпретационная функция: вкус фиксирует и помогает осознать ценностное качество объекта и одновременно определяет принадлежность этого качества. 4) вкус как механизм, запускающий переживательные особенности восприятия эстетического. Посредством вкуса мы занимаем определенную позицию по отношению к тому, что переживается. Действование вкуса сопряжено с другими элементами эстетического сознания. Эстетическая потребность является одним из состояний эстетического вкуса. Потребность – нехватка, дефицит чего-то, ощущение недостачи, нужда, внутренняя необходимость чего-то. Это состояние всегда переживается человеком, ее ощущает всякий. Это потребность в получении эстетического удовольствия, которое, если однажды испытано, необходимо снова. Информационная потребность – потребность психики и деятельность на основе психики. Когда у ребенка формируется эстетическая потребность, он уже носитель эстетического вкуса. Потребность оказывается непосредственным функциональным продолжением и обнаружением вкуса. Потребность выступает энергетическим, силовым аспектом эстетического сознания. Она стимулирует эстетическую активность, запускает работу всех элементов эстетического сознания.
9. Содержание и роль ценностных эталонов, эстетических идеалов и эстетических чувств
читать дальшеЭстетический эталон (содержание эст. культуры, хранится в памяти культуры) – они только на определенном уровне развития становятся представленными, т.е. эстетический эталон – как бы архетип (Юнг) – коллективный опыт, закрепленный в традициях. Ценностные эталоны формируются через приобщение человека к культуре, в которой он живет, затем их развивает, индивидуализирует, дополняет. Осмысление эстетического восприятия базируется на эталонах – это безотчетные матрицы (архетипы) – изначально все эстетическое восприятие опирается на них. Эталон – сюда попадает не все, но подходящее под систему эстетических значений, ценностей, которая базируется на системе прошлого опыта, системе представлений. Эталон, как матрица, не нейтрально опознают предмет, но обладают нормативностью, владеют человеком. Норма дана в имплицитном плане, т.е. носит характер индивидуального, личностного. Система индивидуальных эталонов существует в рамках системы общественных эстетических ценностей, эталонов, а общество, группа осознает себя идеологически через моду, СМИ и т.д. Закон иерархизации ценностей – играет важную роль в формировании эталона. Без этого порядка невозможно осмысленное бытие, хотя строгая иерархия не противоречит разнообразию. Антиценности тоже входят в систему, а о человеке. Который придерживается их, говорят, что у него дурной вкус. Эталоны и система ценностей – организационная функция, систематизируют отношения в обществе. В любой культуре есть контркультура, когда люди демонстративно противопоставляют себя эталонам, принятым в обществе. Эстетический идеал – образ, который предельно обобщен, он ориентирован на глобальное видение вещей. Глобальность – образ необходимого, должного желанного совершенства, т.е. каким можем быть и должен быть объект. Особенность эстетического идеала – чувственно-выразительная сторона мира, которая предстает в предметно-наглядном выражении. У человека идеал материализуется в конкретном предмете. Но реальность не может совпадать с идеалом → он работает как некий бессознательный абсолют. С эстетическими эталонами связаны эстетические интересы или эстетические ценностные ориентации. Интересы – структура, размыкающая эстетическое сознание человека вовне, некая система устойчивых интенций сознания, которая реализуется в стремлениях человека. Интерес к прекрасному. Эстетический интерес в содержательном плане продолжает систему эстетических эталонов, нам интересно то, что мы знаем. Интерес превращает эталон в некую цель эстетической активности. Интерес – связующий параметр эстетического отношения. Функциональное значение эстетического интереса – перевод потенциальной активности субъекта в актуальную. Эстетические чувства – субъектная возможность переживания, это определенное продолжение ипостаси эстетического вкуса. Эстетические чувства – потенциальны, они актуализируются в процессе переживания, они сверхситуативны; в этом смысле они априорные, доопытные. Чувства – устойчивая программа возможных эстетических переживаний. Чувства существуют как определенная эмоциональная предрасположенность человека переживать те или иные вещи определенным образом. Это некоторые устойчивые эмоциональные отношения, актуализирующиеся в определенных ситуациях.
10. Прекрасное: сущность, содержание и значение
номер раз: читать дальшеПрекрасное - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность П. отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие П. носит бескорыстный характер.
Кант: «С представлением о предмете, форма которого (а не материальное в представлении о нем, то есть ощущение) рассматривается в рефлексии о ней (без намерения обрести понятие о предмете) как основание удовольствия от представления о подобном объекте, - с таким представлением это удовольствие мыслится как необходимо связанное, следовательно, не только для субъекта, схватывающего эту форму, но и вообще для каждого, кто выносит о нем суждение. Тогда предмет называется прекрасным, а способность выносить суждение на основании такого удовольствия (следовательно, выносить общезначимое суждение) называется вкусом.»
«Чтобы определить, прекрасно ли нечто или нет, мы соотносим представление не с объектом для познания посредством рассудка, а с субъектом и испытываемым им чувством удовольствия или неудовольствия посредством воображения (быть может, связанного с рассудком).»
«Данные в суждении представления могут быть эмпирическими (тем самым эстетическими), вынесенное же посредством них суждение есть логическое, если только эти представления соотнесены в суждении с объектом. Напротив, даже если данные представления рациональны, но в суждении соотнесены только с субъектом (с его чувством), то такое суждение - всегда суждение эстетическое.»
Таким образом Кант выделяет несколько моментов в восприятии прекрасного. Во-первых, это бескорыстность эстетического чувства, которое сводится к чистому любованию предметом. Второй особенностью прекрасного является то, что оно есть предмет всеобщего любования без помощи категории рассудка. Он также вводит в свою эстетику понятие «целесообразность без цели». По его мнению, красота, являясь формой целесообразности предмета, должна восприниматься без представления о какой-либо цели.
П. как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. Важнейшей задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности человека воспринимать подлинную ценность П.
Кант: «Общность прекрасного и возвышенного состоит в том, что оба они нравятся сами по себе. А также в том, что оба они предполагают не чувственное и не логически определяющее суждение, а суждение рефлексии; следовательно, благорасположение зависит в обоих случаях не от ощущения, например, приятного и не от определенного понятия, как благорасположение к доброму; однако при этом оно все-таки соотнесено с понятиями, хотя и не определяется с какими; и, таким образом, благорасположение связано только с изображением или способностью изображения, посредством чего эта способность изображения или воображение рассматривается при данном созерцании в соответствии со способностью рассудка или разума давать понятия как нечто им содействующее. Поэтому оба суждения единичны, и тем не менее объявляют себя общезначимыми для каждого субъекта, хотя они и притязают только на чувство удовольствия, а не на познание предмета.
Однако бросаются в глаза и серьезные различия между прекрасным и возвышенным. Прекрасное в природе относится к форме предмета, которая состоит в ограничении; напротив, возвышенное может быть обнаружено и в бесформенном предмете, поскольку в нем или в связи с ним представляется безграничность, к которой тем не менее примысливается ее тотальность; таким образом, прекрасное служит, по-видимому, для изображения неопределенного понятия рассудка, возвышенное - для такого же понятия разума. Следовательно, в первом случае благорасположение связано с представлением о качестве, во втором - с представлением о количестве. Второй вид благорасположения сильно отличается от первого и по своему характеру; если первое (прекрасное) ведет непосредственно к усилению жизнедеятельности и поэтому может сочетаться с привлекательностью и с игрой воображения, то второе (чувство возвышенного) есть удовольствие, которое возникает лишь опосредствованно, а именно порождается чувством мгновенного торможения жизненных сил и следующего за этим их приливом, таким образом, вызывая растроганность, оно не игра, а серьезное занятие воображения. Поэтому возвышенное и несовместимо с привлекательностью; и поскольку душа не просто притягивается к предмету, но и отталкивается им, в благорасположении к возвышенному содержится не столько позитивное удовольствие, сколько восхищение или уважение, и поэтому оно заслуживает названия негативного удовольствия.»
Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.
номер два: читать дальшеГлавная эстетическая ценность – прекрасное и красота – исторически первая ценность. Реакция на красоту целиком состоит из положительных эмоций: приятия, восторга. На уровне объекта это связано с тем, что красота – положительная значимость мира для человека. Любая эстетическая ценность несет цель гармонизации мира и человека. У красоты это связано с ее сутью. Несколькими категориями можно раскрыть сущность отношений, из которых вырастает красота:1)соразмерность объекта потребностям и возможностям субъекта, освоенность мира для человека, соответствие мира и человека; 2)гармония; речь идет не о гармонии самого объекта, а о гармоническом единстве человека и действительности. Единство мира и человека. Мир как нечто доступное, подручное человеку. Красота – эстетическое выражение этого. 3)свобода – мир прекрасен там, где есть свобода. Красота – это символ свободы. Там, где исчезает свобода, исчезает красота. 4)человечность – красота благоприятствует развитию человека, полноте его существования психической, духовной. Красота – некий оптимум мира и человека. Красота – эстетическая ценность, выражающая оптимальную человечность мира и человека. Это сущность, общая ситуация. В красоте находит выражение вечно желанная ситуация гармонии и свободы. И человеку всегда будет мало красоты. С другой стороны, красоты никогда не бывает много, и обретение ее трудно. Человек – динамично развивающееся существо и никогда не бывает достаточно красоты. Сам человек разрушает миг гармонии, ибо он двигается всегда, устремлен к новой гармонии, и это через дисгармонию. Красота трудна и человек должен много работать, чтобы миг красоты получить. Конкретное выражение сущности красоты: основа – это объект, но открывающийся субъективности человека, и его свойства необходимы с точки зрения того, что нужно человеку. Красота – нечто воспринимаемое, психологическая и информационная соразмерность объекта и субъекта. У человека есть определенные психические силы, с помощью которых он воспринимает форму, смысл. И как бы ни были они сформированы, то, что соответствует этим силам не рождает противоречия в восприятии красоты. Не всякие соразмерные человеку вещи прекрасны. Следующий класс предпосылок – форма. Нет абсолютной формулы формы. Простая формула – совершенство форм – условие красоты. И это совершенство базируется на практическом опыте людей. Совершенство форм – практическая оптимальность этих форм. Эта оптимальность формы, хотя и связана с формой, но имеет природное существование. Прекрасное и красивое, красивое и значит эстетически совершенная форма, прекрасное предполагает и качество содержания. И здесь особые категории: изящное – совершенство конструкции, выражающее ее легкость, стройность, «худое». Эстетическое сознание – культивирование формального отношения к красоте. Прекрасное в человеке – здесь содержание прекрасного – социально-значимые качества человека: деятельностные, психологические. Калокагатия у греков – прекрасно-доброе. Прекрасное выше красивого. Красота Квазимодо в отличии от Феба. Для романтика Гюго красота Квазимодо выше. Человеческое – главная основа красоты. Нравственные качества как основание красоты: отзывчивость, чуткость, доброта, теплота души. Самое прекрасное – это доброе, со злобным, враждебным началом человек жить не может.
читать дальшеНачнем с различий эстетических и утилитарных ценностей.
Первое различие – субстратное. Утилитарная ценность – это ценность материальная по своему основанию: она складывается, формируется, реализуется на материальном уровне. Это ценность бытийная, сознание только фиксирует складывающуюся ценность.
Эстетическая ценность – ровно противоположна: это ценность идеальная, она и складыва-ется и реализуется в пространстве между бытием и сознанием. Красота существует для сознания. Эстетическая ценность обобщает и жизненное содержание, но стать эстетиче-ским можно только для сознания и через сознание. Для эстетики – существовать, значит, быть воспринимаемым, поэтому, неосознаваемых эстетических ценностей не бывает.Но характеристика «идеальный» недостаточна для эстетической ценности. Но есть более глубинная характеристика эстетической ценности: эстетическая ценность духовна. Не все идеальное духовно: отражение в сознании материального – идеально, но не духовно. Суть в основании возникновения ценности. Духовный – не просто существующий для сознания, но имеющий основание в потребностях сознания. Марксистская философия обходилась без понятия духовного. Есть и другие концепции, где духовное равно сакральное – религиозные концепции. Духовность – особый уровень развития сознания. Духовность – тот уровень сознания, когда сознание становится самостоятельной субстанциальной силой, когда сознание становится субъектом, началом свободным, суверенным. Духовные ценности – ответ на духовные потребности, выявляющие значение объектов для фундаментальных потребностей человеческого существования.
Эстетические ценности, как и все эстетические отношения, рождаются, во-первых, в ответ на потребности гармонизации. Люди непосредственно, ценностно-эмоционально гармонизируют отношения с миром. Объект отношения – чувственный мир, мир, в кото-ром я непосредственно живу, мир, который гармонизирует эстетическое отношение.
Духовность эстетических ценностей и означает их связь с фундаментальными потреб-ностями сознания, это, во-первых. Вторая важная характеристика духовности – неутили-тарный характер духовной ценности, противоположность утилитарной ценности. Это зна-ли давно, но часто просто констатировали. Кант обращает на это внимание, когда связы-вает эстетическое отношение со свободой человека. Кант – парадокс, когда говорим об эстетической ценности: это ценность, значит вопрос для чего, но здесь нельзя спрашивать зачем. Бесцельная целесообразность.С одной стороны, объект пронизан целесообразно-стью, которая фиксируется, ибо этот объект имеет смысл для нас. Нечто уместное, оправ-данное для нас, обоснованное в нашем существовании. С другой стороны, никакой цели, кроме любования для нас в объекте нет. Объект, носитель утилитарной ценности полезен, утилитарен в той мере, в какой он средство для достижения какой-либо цели. Эстетиче-ское в этом плане противоположно утилитарному; это цель сама по себе. Далее – это самодовлеющая ценность, т.е.достаточная сама по себе. Эстетические ценности – самодовлеющие ценности – Лосев. И это точно. Это взято из религиозной философии. Феномен власти объекта над субъектом: объект приковывает, привязывает, и эта красота оказывается нам достаточной. Он только нам нужен, мы влюбляемся в него и не видим ничего, кроме него. Далее – обобщающий характер эстетической ценности. Объект всегда конкретен, но ценность объекта носит обобщающий характер: объект связан с носителем во всей его целостности, а не с какими-либо вещами. Мы в утилитарном восприятии воспринимаем мир односторонне, в его частичности, мы видим то, что нам надо видеть. В эстетическом – наоборот. Редуцированная голова у палеолити-ческих Венер или головы нет вовсе, она здесь не нужна совсем. Здесь женщина важна в ее функции, которую выполняет ее организм. Есть десятки изображений соединения муж-ского и женского полового органа в первобытных изображениях, и это утилитарное изо-бражение. Насколько это далеко от скульптур Родена, где в единстве телесное и духовное, и где появляется красота.
Наконец, мировоззренческий потенциал эстетического отношения: эстетическая ценность не только принадлежит миру, но становится «пропуском» в мир, включает нас в широкий онтологический контекст – это становится основанием искусства. Эстетическая ценность говорит больше, чем в себе заключает, она символична, говорит о больших смысловых пространствах, частью которых оказывается этот объект. Происходит расширение горизонта сознания до космических масштабов.
Эстетический объект – единство выражаемого и выражающего, духовное раскрывается через материальное, поэтому выражение – ключевое слово для эстетики.
Особый механизм порождения духовных значений через материальную основу. Русская эстетика усиливает это употребляя слово «выразительность». Выражение концентри-руется в понятии выразительность. Эстетика – наука о выразительных формах. Выраже-ние – всякое раскрытие, выразительность – раскрытие, обращающееся к эмоциональному миру человека. Это обнаружение смысла, совпадение с переживанием этого смысла. Вы-разительная форма заставляет нас переживать смысл, который иначе существовать не мо-жет. И здесь мгновенное совпадение, видение формы. Смысл становится содержанием пе-реживания.
Итог: эстетический объект – чувственный объект, взятый в целостности.
Эстетическая ценность – ценность неутилитарная, постигаемая через созерцание, само-довлеющая, самоценная и символическая.
Эстетическое отношение – единство объекта и ценности, единство знака и значения, порождающее определенное переживание, способ ориентации и самоутверждения челове-ка в мире.
еще вариант: читать дальше1) Эст ценность всегда осознана. Она яв-ся ценностью для сознания. Она духовна. Духовность – особый уровень сознания, когда сознание становится субъектом по отношению ко всем своим матер основаниям. Сознание обретает своё внутренне пространство. Появ-ся вопросы, кот лишены практического смысла. Сознанию ч-ка нужен весь мир, мироздание. Ч-к имеет потребность в гармоничных отношениях с миром, в единстве с миром. Это дает самоутверждение, вписывание сознания в мир. Ценности – это значимости, с пом кот люди чувственно-эмоционально гармонизируют свои отношения с миром. 2) Все дух ценности неутилитарны. Эст-кое выступает целью само по себе. Созерцание это эст деятельность. О-т созерцания приковывает наши чувства, мы влюбляемся в этот объект. 3) Эст ценности носят обощенный характер. Хоть О-т и конкретен. Чувств не привязан к отдельной части О-та, связано с носителем в целом. Носителем утилитарной ценности яв-ся отдельная чать О-та («видим то, что нам надо видеть»). Через целостный образ явления раскрывается глубинное существование, индивидуальность. Эст-кое – функция целостности О-та. Эст значение заполняет наше сознание как сферхпредметное. Эст ценности становятся пропуском в этом мире, включают нас в большой онтологический контекст. У утилитарного ч-ка есть только окружение в конкретно функциональном отношении, у духовного ч-ка есть мир. Сюда включаются такие большие реальности как природа, история, культура. Эст ценность зафиксирована в особом носителе, кот имеет чувственный х-р, и кто соизмерим с целостностью О-та. Таким измерением эст ценности яв-ся форма – строение О-та, совпадающее с его чувственным обликом. Эст ценность духовна и расскрывается в особой форме как знаковый О-т. О-ты становятся текстами. О-т материален форма тоже материальна. Духовное раскрывает себя через материально = выражение. Т.е. раскрытие обращенное к эмоциональному миру ч-ка. Мгновенное совпадение переживания и восприятия смысла. Принятие смысла через восприятие формы.
5. Процесс и специфика эстетического созерцания.
читать дальшеХарактеризуя в целом, что происходит – созерцание, его суть – непрактическая связь субъекта с объектом, это особая непрактическая активность. Специфика созерцания: 1) Человек не вторгается в пространство объекта. Это такой способ активности, с помощью которого человек пытается создать особую данность объекта. Это особый тип рассмотрения, усмотрения. При этом активность не столько направлена на активность объекта, объект сам раскрывает себя. Такие черты как любовное приятие объекта, ненасильственный контакт с объектом; 2) Всегда самоорганизация субъекта – настройка органов, которые позволяют раскрываться объекту; 3) Это проявляется в любовной (благоговейной, внимательной, склонность к установлению интимного контакта) связи;
Эстетическое созерцание идет в режиме подчинения себе отношения человеческого. Эстетическое созерцание идет в режиме духовного усилия, усилия любовного, эротического, любовно-эстетическое отношение к миру. Первый этап созерцания – нет собственно эстетического характера, эстетическое сознание еще не действует. Это не эстетический этап эстетического созерцания. Любой акт должен быть подготовлен, это подготовительный этап. Первый этап – созерцательный - неэстетическое, чувственно-предметное познание. 1) Человек начинает различать предметный состав, структуру, динамику. Мы приобщаемся к объекту в его предметной данности. Здесь включается эстетическое сознание – переход к следующему этапу. 2) Эстетическая интуиция – эту активность включает эстетический вкус. Эта эстетическая интуиция и есть эстетический вкус. Переключение объекта в эстетический режим, объект начинает говорить с нами на эстетическом языке. Рождается красота, трагизм, комизм. В содержательном плане на основе интуиции происходит распознавание и интерпретация эстетической ценности. Здесь нет познавательного отношения к миру, это собственно ценностное, не познавательное отношение. Происходит интерпретация объекта сквозь призму эстетического эталона субъекта. Субъект оказывается сопричастным с эстетической ценностью. Субъект оказывается в единстве с объектом, происходит идентификация субъекта с объектом. В процессе переживания – мы располагаем ценностью. Дополнительный аспект переживания возникает, но не сразу – к этому переживанию объекта добавляется процесс удовольствия от объекта. Мы становимся как бы чистым духом, эффект гармонической связи с миром. Мир открыт, понятен, положительно значим – этот момент и называется наслаждением – апофеоз, вершина эстетического восприятия. Особое, духовное удовольствие, пронизывающие чувственные, даже телесные радости. Это и составляет эмоциональную гармонию – гармонизацию отношений с миром, внутреннее утверждение субъекта, сладостное чувство свободы. Обретение свободы, ибо сущность человека – свобода. Для этого существует вся духовная культура и в особенности эстетическое созерцание.
Но это дает и другие возможности в освоении мира (свободное отношение к миру) – эстетическое созерцание дает толчок к творческому переустройству мира.
6. Проективный и практический уровни эстетического освоения мира
читать дальшеПроективный. Человек создает образ желанного для себя эстетического объекта, творя в воображении и с помощью воображения. Образ должного: наглядный, чувственный, но и ценностно-смысловой. Человек создает с помощью фантазии образ нового возможного явления. Человек проектирует в настоящее время все в мире. Дизайн – в настоящее время проектирование всего. Специфика эстетического проектирования – придать объекту такую форму, чтобы создать объекты, доставляющие удовольствие своим внешним видом. Гармоничные по сути и восприятию.
Задача дизайна – соединить практически-функциональные характеристики вещи с его эстетической оптимальностью, с созданием наиболее сильного гармонизирующего эффекта; получением максимального духовного удовольствия от общения с объектом. И получить в итоге художественно-значимый, ценный продукт.
Практический. Объект создается в реальной действительности. Создается новый объект с заранее заданными эстетическими свойствами. Но сложность: с одной стороны мы имеем дело с объектами, адекватными замыслу, но всякие результаты эстетической деятельности так или иначе получают эстетическую значимость (смешное, трагическое) – непреднамеренное эстетическое содержание. Еще одна черта эстетической практики человека ХХ в. – извращенное стремление человека к созданию чего-либо уродливого. Эстетизация безобразного, что является приметой кризиса культуры; ибо никакое общество не может покоиться на распаде. Практический этап не является последним, ибо цель – не практическое, а духовное общение с этой данностью, распредмечивание ее. И объект становится объектом нового созерцания, самоутверждения. Нормальное человеческое существование – существование свободное, раскрепощенное, свободное освоение мира, бесконечность приобщения к смыслу. Способность человека творить эстетическую реальность и наслаждаться ею – прорыв через серую повседневность, безлично отчуждающую практику. Эта способность сильна в историко-культурной традиции.
7. Эстетическое созерцание в системе эстетического отношения (сущность, основания, онтология)
читать дальшеПонятие эстетического сознания включает в себя: 1) бессознательное тоже. Не все в механизме эстетического сознания осознаваемо, суть этого механизма – осознание действительности, быть механизмом. Это осознавание действительности. Суть этого механизма – направленность к миру. 2) субъект в сфере эстетической культуры может быть выделен разномасштабно, разноуровнево. Можно говорить о коллективном субъекте эстетической культуры. Духовная деятельность создает ту связь между человеком и миром, которая называется эстетической. Действительный субъект эстетического – субъект коллективный. Можно говорить в этом смысле об общественном эстетическом сознании. В полном смысле слова эстетическое сознание – реальность присущая отдельному человеку. Рассматривая эстетическое сознание, мы имеем дело с эстетической психикой человека. Это особая модальность, которая имеет особую природу, особый способ существования, особую онтологию. Определение индивидуального эстетического сознания: сознание – механизм, способ, орган эстетического освоения мира, то, посредством чего человек включается в эстетическую реальность. Механизм актуализации эстетической реальности и включения человека в эту реальность – эстетическое сознание. Эстетическое сознание выражает типичные проявления человеческого духа: духом нельзя запастись впрок, только усилия, активность, поддержанием себя в режиме, в тонусе мы поддерживаем существование культуры. Кто перестает быть эстетически активным, тот под угрозой распада эстетического сознания. Процесс возникновения эстетического сознания – эстетическая социализация или эстетическое воспитание, цель которого – формирование эстетического сознания. Эстетическое отношение – система социально-психологического уровня, не идеологического. Психические свойства, которые являются предпосылкой эстетического сознания: 1) способность эмоционально реагировать на мир. Эмоциональность человека должна достичь определенного уровня развития, чтобы стать эстетически значимой. 2) чувственное восприятие – чувственность, формируется: до 2-х лет – способность непосредственного восприятия чувственной формы мира. Прочитывать формы предметов, способность ориентации – структурирования мира. 3) способность представления – способность иметь образ явления без непосредственного контакта с ним. 4) способность воображения – способность не воспроизводить, а порождать образы. Фантазия – эстетически мотивированное и запрограммированное эстетическое воображение. Воображение создает эффект глубины, многомерности эстетического сознания. 5) интеллект, мышление как способность к определенной интеллектуальной активности. Способность мыслить – способность воспринимать мир упорядоченно. При психических заболеваниях – мир – хаос для человека. Эстетическая ценность схватывает существенное, и эстетическая форма имеет логику, а это требует мышления, ума. Все 5 моментов должны быть развиты; нет воображения – эстетическое сознание приземлено, ограничено данным опытом, если неразвит интеллект – глупое эстетическое сознание.
8. Вкус в системе эстетического сознания. Опыт анализа вкуса в истории эстетики. Эстетическая потребность.
читать дальшеЭстетический вкус – особая психическая способность, психический механизм. Вкус появился если: 1) человек сам может осуществлять эстетическую активность; 2) функциональная оборотная сторона – эстетическая потребность. Если хочется воспринимать мир эстетически, значит, есть эстетический вкус. Функции вкуса: 1) онтологическая – вкус – механизм, который включает эстетическую реальность, сила, актуализирующая для человека эту реальность. 2) семиотическая функция: попав в реальность надо уметь ее читать, вкус – незримый переводчик. 3) ценностно-интерпретационная функция вкуса – вкус – толкователь эстетической содержательности мира. Сила, осуществляющая интерпретацию – вкус.4) оценочная функция вкуса. Вкус – механизм запуска эстетических эмоций, переживаний. Вкус выполняет это функции в считанные мгновения. Эстетический вкус – особая психическая способность через восприятие чувственной формы интуитивно понимать и эмоционально переживать эстетические ценности. Существование и действование вкуса носит бессознательный характер. Главная задача эстетического воспитания – сформировать эстетический вкус. Эстетический вкус: в докантианской эстетике – особенность человека, позволяющая ему понимать эстетические ценности. Эстетика Канта – этапная в исследовании эстетического вкуса – это особая специфическая способность – суждение вкуса. Функции вкуса: 1) онтологическая функция – вкус как сила, обеспечивающая актуализацию эстетической реальности. Вкус создает реальное поле эстетического, в котором субъекту предстоит действовать. Вкус – это и событие и с другой стороны обеспечивает эстетическое событие субъекта. Когда реальность включается, вкус начинает работать дальше; 2) семиотическая функция вкуса: объект как знак эстетической информации, вкус – декодирующее устройство, которое прочитывает формы вещей. Вкус – ключ, чтобы пройти через предметные формы вещей и приблизить эстетический план объекта. 3) ценностно-интерпретационная функция: вкус фиксирует и помогает осознать ценностное качество объекта и одновременно определяет принадлежность этого качества. 4) вкус как механизм, запускающий переживательные особенности восприятия эстетического. Посредством вкуса мы занимаем определенную позицию по отношению к тому, что переживается. Действование вкуса сопряжено с другими элементами эстетического сознания. Эстетическая потребность является одним из состояний эстетического вкуса. Потребность – нехватка, дефицит чего-то, ощущение недостачи, нужда, внутренняя необходимость чего-то. Это состояние всегда переживается человеком, ее ощущает всякий. Это потребность в получении эстетического удовольствия, которое, если однажды испытано, необходимо снова. Информационная потребность – потребность психики и деятельность на основе психики. Когда у ребенка формируется эстетическая потребность, он уже носитель эстетического вкуса. Потребность оказывается непосредственным функциональным продолжением и обнаружением вкуса. Потребность выступает энергетическим, силовым аспектом эстетического сознания. Она стимулирует эстетическую активность, запускает работу всех элементов эстетического сознания.
9. Содержание и роль ценностных эталонов, эстетических идеалов и эстетических чувств
читать дальшеЭстетический эталон (содержание эст. культуры, хранится в памяти культуры) – они только на определенном уровне развития становятся представленными, т.е. эстетический эталон – как бы архетип (Юнг) – коллективный опыт, закрепленный в традициях. Ценностные эталоны формируются через приобщение человека к культуре, в которой он живет, затем их развивает, индивидуализирует, дополняет. Осмысление эстетического восприятия базируется на эталонах – это безотчетные матрицы (архетипы) – изначально все эстетическое восприятие опирается на них. Эталон – сюда попадает не все, но подходящее под систему эстетических значений, ценностей, которая базируется на системе прошлого опыта, системе представлений. Эталон, как матрица, не нейтрально опознают предмет, но обладают нормативностью, владеют человеком. Норма дана в имплицитном плане, т.е. носит характер индивидуального, личностного. Система индивидуальных эталонов существует в рамках системы общественных эстетических ценностей, эталонов, а общество, группа осознает себя идеологически через моду, СМИ и т.д. Закон иерархизации ценностей – играет важную роль в формировании эталона. Без этого порядка невозможно осмысленное бытие, хотя строгая иерархия не противоречит разнообразию. Антиценности тоже входят в систему, а о человеке. Который придерживается их, говорят, что у него дурной вкус. Эталоны и система ценностей – организационная функция, систематизируют отношения в обществе. В любой культуре есть контркультура, когда люди демонстративно противопоставляют себя эталонам, принятым в обществе. Эстетический идеал – образ, который предельно обобщен, он ориентирован на глобальное видение вещей. Глобальность – образ необходимого, должного желанного совершенства, т.е. каким можем быть и должен быть объект. Особенность эстетического идеала – чувственно-выразительная сторона мира, которая предстает в предметно-наглядном выражении. У человека идеал материализуется в конкретном предмете. Но реальность не может совпадать с идеалом → он работает как некий бессознательный абсолют. С эстетическими эталонами связаны эстетические интересы или эстетические ценностные ориентации. Интересы – структура, размыкающая эстетическое сознание человека вовне, некая система устойчивых интенций сознания, которая реализуется в стремлениях человека. Интерес к прекрасному. Эстетический интерес в содержательном плане продолжает систему эстетических эталонов, нам интересно то, что мы знаем. Интерес превращает эталон в некую цель эстетической активности. Интерес – связующий параметр эстетического отношения. Функциональное значение эстетического интереса – перевод потенциальной активности субъекта в актуальную. Эстетические чувства – субъектная возможность переживания, это определенное продолжение ипостаси эстетического вкуса. Эстетические чувства – потенциальны, они актуализируются в процессе переживания, они сверхситуативны; в этом смысле они априорные, доопытные. Чувства – устойчивая программа возможных эстетических переживаний. Чувства существуют как определенная эмоциональная предрасположенность человека переживать те или иные вещи определенным образом. Это некоторые устойчивые эмоциональные отношения, актуализирующиеся в определенных ситуациях.
10. Прекрасное: сущность, содержание и значение
номер раз: читать дальшеПрекрасное - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность П. отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие П. носит бескорыстный характер.
Кант: «С представлением о предмете, форма которого (а не материальное в представлении о нем, то есть ощущение) рассматривается в рефлексии о ней (без намерения обрести понятие о предмете) как основание удовольствия от представления о подобном объекте, - с таким представлением это удовольствие мыслится как необходимо связанное, следовательно, не только для субъекта, схватывающего эту форму, но и вообще для каждого, кто выносит о нем суждение. Тогда предмет называется прекрасным, а способность выносить суждение на основании такого удовольствия (следовательно, выносить общезначимое суждение) называется вкусом.»
«Чтобы определить, прекрасно ли нечто или нет, мы соотносим представление не с объектом для познания посредством рассудка, а с субъектом и испытываемым им чувством удовольствия или неудовольствия посредством воображения (быть может, связанного с рассудком).»
«Данные в суждении представления могут быть эмпирическими (тем самым эстетическими), вынесенное же посредством них суждение есть логическое, если только эти представления соотнесены в суждении с объектом. Напротив, даже если данные представления рациональны, но в суждении соотнесены только с субъектом (с его чувством), то такое суждение - всегда суждение эстетическое.»
Таким образом Кант выделяет несколько моментов в восприятии прекрасного. Во-первых, это бескорыстность эстетического чувства, которое сводится к чистому любованию предметом. Второй особенностью прекрасного является то, что оно есть предмет всеобщего любования без помощи категории рассудка. Он также вводит в свою эстетику понятие «целесообразность без цели». По его мнению, красота, являясь формой целесообразности предмета, должна восприниматься без представления о какой-либо цели.
П. как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. Важнейшей задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности человека воспринимать подлинную ценность П.
Кант: «Общность прекрасного и возвышенного состоит в том, что оба они нравятся сами по себе. А также в том, что оба они предполагают не чувственное и не логически определяющее суждение, а суждение рефлексии; следовательно, благорасположение зависит в обоих случаях не от ощущения, например, приятного и не от определенного понятия, как благорасположение к доброму; однако при этом оно все-таки соотнесено с понятиями, хотя и не определяется с какими; и, таким образом, благорасположение связано только с изображением или способностью изображения, посредством чего эта способность изображения или воображение рассматривается при данном созерцании в соответствии со способностью рассудка или разума давать понятия как нечто им содействующее. Поэтому оба суждения единичны, и тем не менее объявляют себя общезначимыми для каждого субъекта, хотя они и притязают только на чувство удовольствия, а не на познание предмета.
Однако бросаются в глаза и серьезные различия между прекрасным и возвышенным. Прекрасное в природе относится к форме предмета, которая состоит в ограничении; напротив, возвышенное может быть обнаружено и в бесформенном предмете, поскольку в нем или в связи с ним представляется безграничность, к которой тем не менее примысливается ее тотальность; таким образом, прекрасное служит, по-видимому, для изображения неопределенного понятия рассудка, возвышенное - для такого же понятия разума. Следовательно, в первом случае благорасположение связано с представлением о качестве, во втором - с представлением о количестве. Второй вид благорасположения сильно отличается от первого и по своему характеру; если первое (прекрасное) ведет непосредственно к усилению жизнедеятельности и поэтому может сочетаться с привлекательностью и с игрой воображения, то второе (чувство возвышенного) есть удовольствие, которое возникает лишь опосредствованно, а именно порождается чувством мгновенного торможения жизненных сил и следующего за этим их приливом, таким образом, вызывая растроганность, оно не игра, а серьезное занятие воображения. Поэтому возвышенное и несовместимо с привлекательностью; и поскольку душа не просто притягивается к предмету, но и отталкивается им, в благорасположении к возвышенному содержится не столько позитивное удовольствие, сколько восхищение или уважение, и поэтому оно заслуживает названия негативного удовольствия.»
Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.
номер два: читать дальшеГлавная эстетическая ценность – прекрасное и красота – исторически первая ценность. Реакция на красоту целиком состоит из положительных эмоций: приятия, восторга. На уровне объекта это связано с тем, что красота – положительная значимость мира для человека. Любая эстетическая ценность несет цель гармонизации мира и человека. У красоты это связано с ее сутью. Несколькими категориями можно раскрыть сущность отношений, из которых вырастает красота:1)соразмерность объекта потребностям и возможностям субъекта, освоенность мира для человека, соответствие мира и человека; 2)гармония; речь идет не о гармонии самого объекта, а о гармоническом единстве человека и действительности. Единство мира и человека. Мир как нечто доступное, подручное человеку. Красота – эстетическое выражение этого. 3)свобода – мир прекрасен там, где есть свобода. Красота – это символ свободы. Там, где исчезает свобода, исчезает красота. 4)человечность – красота благоприятствует развитию человека, полноте его существования психической, духовной. Красота – некий оптимум мира и человека. Красота – эстетическая ценность, выражающая оптимальную человечность мира и человека. Это сущность, общая ситуация. В красоте находит выражение вечно желанная ситуация гармонии и свободы. И человеку всегда будет мало красоты. С другой стороны, красоты никогда не бывает много, и обретение ее трудно. Человек – динамично развивающееся существо и никогда не бывает достаточно красоты. Сам человек разрушает миг гармонии, ибо он двигается всегда, устремлен к новой гармонии, и это через дисгармонию. Красота трудна и человек должен много работать, чтобы миг красоты получить. Конкретное выражение сущности красоты: основа – это объект, но открывающийся субъективности человека, и его свойства необходимы с точки зрения того, что нужно человеку. Красота – нечто воспринимаемое, психологическая и информационная соразмерность объекта и субъекта. У человека есть определенные психические силы, с помощью которых он воспринимает форму, смысл. И как бы ни были они сформированы, то, что соответствует этим силам не рождает противоречия в восприятии красоты. Не всякие соразмерные человеку вещи прекрасны. Следующий класс предпосылок – форма. Нет абсолютной формулы формы. Простая формула – совершенство форм – условие красоты. И это совершенство базируется на практическом опыте людей. Совершенство форм – практическая оптимальность этих форм. Эта оптимальность формы, хотя и связана с формой, но имеет природное существование. Прекрасное и красивое, красивое и значит эстетически совершенная форма, прекрасное предполагает и качество содержания. И здесь особые категории: изящное – совершенство конструкции, выражающее ее легкость, стройность, «худое». Эстетическое сознание – культивирование формального отношения к красоте. Прекрасное в человеке – здесь содержание прекрасного – социально-значимые качества человека: деятельностные, психологические. Калокагатия у греков – прекрасно-доброе. Прекрасное выше красивого. Красота Квазимодо в отличии от Феба. Для романтика Гюго красота Квазимодо выше. Человеческое – главная основа красоты. Нравственные качества как основание красоты: отзывчивость, чуткость, доброта, теплота души. Самое прекрасное – это доброе, со злобным, враждебным началом человек жить не может.