"...принадлежит к тем людям, о ком все отзываются хорошо, но чьего общества не ищут, кого все счастливы видеть, но с кем забывают затем обменяться даже двумя-тремя словами." (с) Джейн Остин
8. Бергер П. Л., Бергер Б. Социология: биографический подход.
9. Бергер П. Л. Приглашение в социологию.
читать дальшеПриглашение в социологию. Бергер.
1. Социология как способ препровождения.
О социологах ходит крайне мало анекдотов, что их очень сильно расстраивает:
-в сознании мировой публики люди данной профессии занимают скромное место
- неоднозначность бытующих в обществе представлений
Деятельность социолога отождествляется с соц. Работой, но на соц. Работу гораздо большее влияние оказывает психология, а не социология. Современная американская «теория» соц. Работы специфическая препарированная версия психоанализа (фрейдизм для бедных). В любом случае социология это не соц. работа. Соц. работа это особый вид общественной практики. Социология не практика, а попытка понять; она свободна от ценностей (Вебер).
Социолога отождествляют с собирателем статистических данных о человеческом поведении , который по существу является подручной ЭВМ, причем подразумевается, что результаты громадных усилий смехотворны: скрупулезно выясняется то, что и так уже известно другим. После 1ой мировой войны действительно отвернулись от теории и активно занялись чисто описательными исследованиями, как следствие улучшилась их методика. С середины 40х возрос интерес к социологической теории. Сами по себе статистические данные социологии не делают. Они становятся социологией только когда получают социологическую интерпретацию и соотносят со специальной системой координат социологической теории. Социолога отождествляют со статистом (человеком занятым главным образам разработкой методологии) -> социология как форма интеллектуального варварства. Социология изначально самоопределяется наукой . Социолог как особый тип личности , хладнокровный наблюдатель манипулирующий людьми, самозваный сверхчеловек. Поиск «идеального типа» социолога - тот, кто в своей деятельности связан с осмыслением общества и это осмысление (понимание) научно по своей природе, что означает : познание и передача знаний об изучаемых социологом явлениях происходит в рамках строго ограниченной системы координат. Методология не является его конечной целью. Цель заключается в попытке понять общество. Методология помогает достичь этой цели.Социолога по существу интересуют всегда одни и те же вопросы: что здесь делают люди общаясь между собой, каковы их взаимоотношения, как эти отношения организуют институты, каковы коллективные идеи, которые движут людьми и их институтами.
2. Социология как форма сознания.
Понятие общества пришло их обыденной речи, где значение его весьма не определенно. Общество – широкий комплекс человеческих отношений, автономное целое, существующее на ряду с другими ему подобными. «Общественный» - то, что связано с взаимодействиями, взаимоотношениями, взаимностью. Социологический подход включает в себя процесс «видения сквозь фасад» социальных структур – процесс, который можно проиллюстрировать примерами повседневного опыта людей живущих в больших городах. Социологическое сознание возникает тогда, когда общепринятые и официально установленные трактовки общества становятся шаткими.
Три мотива социологического сознания:
- изобличение, непочтительность, релятивизация + мотив космополитизма.
10. Бергер П. Л. Капиталистическая революция.
читать дальшеКапиталистическая революция. Бергер П.
Капитализм - это исторический феномен.
Возникает в средневековой Европе с развитием рыночных отношений. Развивающиеся вместе с ними европейские города, торговые фирмы, гильдии и другие специфические институты явились тем фундаментом, на котором затем возник капитализм. Капитализм, как бы его ни характеризовали, с самого начала представлял собой незначительную часть западной экономики и лишь постепенно превратился в основной принцип организации хозяйства в целом.
Термин «капитал» (от латинского слова caput - голова) возник сперва в XII и XIII веках
и обозначал главные фонды, запасы товаров, денежные суммы, прибыль от процентов.. Затем этим термином стали обозначать денежное богатство какой-либо фирмы или купца, и в XVIII веке он вошел во всеобщее употребление именно в этом узком смысле, особенно когда речь шла о производительном капитале. Карл Маркс сделал этот термин центральным пунктом понятия «способ производства». Имя существительное «капиталист», по всей видимости, берет свое начало с середины XVII столетия. Термин «капитализм» появился относительно недавно. Адам Смит, которого обычно считают классическим теоретиком капитализма, его нигде не употреблял, а говорил о естественной системе свободы. Редко использовал слово «капитализм» и Маркс. Оно получило распространение только после опубликования выдающегося труда Зомбарта и воспринималось тогда в качестве понятия, по смыслу противоположного «социализму». Макс Вебер определил капиталистическое предпринимательство как экономическую деятельность, ориентированную на рынок и имеющую целью извлечь прибыль в результате торгового обмена. Очевидно, подобная деятельность может составлять (и первоначально составляла) только небольшую часть всей экономики. Бродель поставил перед собой главную задачу - выявить те ступени, пройдя которые капиталистическое предпринимательство распространилось на экономику всей Европы. И он подчеркивает, что Марксов термин «способ производства» адекватно отражает рост всеохватывающего характера капиталистического феномена.
Современный индустриальный капитализм предполагает рациональный финансовый учет по методу двойной бухгалтерии, который значительно сложнее простой конторской записи, и представляет собой новое мышление, нацеленное на хозяйственную деятельность и разумно калькулирующее реально достижимые прибыли. Кроме того, для современного капитализма характерны: частная собственность на все материальные средства производства (земля, рабочий инструмент, машины и т.п.); свободный рынок (отсутствие различных, свойственных докапиталистическому периоду феодальных ограничений); рациональная технология, приспособленная для хозяйственной деятельности; разумное, то есть предсказуемое, законодательство: свободный труд (в отличие от разнообразных форм рабства и крепостничества); коммерциализация экономики, что сопровождается прежде всего растущим значением свободной торговли акциями и ценными бумагами.
Исторически капиталистический феномен в его вполне развернутой форме совпал с феноменом индустриализма.
Капитализм представляется как в высшей степени своеобразный метод хозяйственной
деятельности - предпринимателей (сперва отдельных личностей, затем все в большей мере объединения), которые производят ради извлечения прибыли в процессе товарообмена, выходят за пределы отдельных первоначальных анклавов и постепенно проникают во все сферы жизни европейского сообщества, чтобы, наконец, создать глобальную систему безмерного богатства и гигантских производительных сил. Это похоже на экономическую машину, работающую абсолютно самостоятельно и вне всякой связи с другими общественными институтами. Подобное представление - голубая мечта многих, по крайней мере немарксистских экономистов.
На практике как ныне, так и в прошлом капиталистический феномен фигурирует в совокупности со множеством других явлений. Ведь экономические институты существуют не в вакууме, а в контексте или, если хотите, в ткани социальных и политических структур, культурных форм и, безусловно, в структуре самосознания: в системах ценностей, идей, верований. Всякая экономическая культура - будь то капиталистическая или социалистическая, классического индусского или любого другого исторического общества - обычно состоит из ряда элементов, увязанных вместе в эмпирическую целостность.
Вопрос по сути сводится к следующему: какие связи между элементами данной социально-экономической среды являются внутренними, необходимыми, а какие - внешними, несущественными? Внутренними обычно называют такие связи, без которых исследуемый феномен невозможно себе представить, и наоборот, внешние связи можно приписать историческим случайностям и, анализируя конкретный феномен, ими допустимо «пренебречь».
Капитализм, определяемый как особая экономическая система или особый способ производства, на практике существует в совокупности с другими социальными феноменами. Современный, или <зрелый>, капитализм тесно связан с технологией и, таким образом, с коренными преобразованиями материальных условий жизни человека, а также с новой системой стратификации, основанной на классах (в отличие от сословных групп ранней истории Запада), с новой политической системой в лице национального государства и демократических институтов и с новой культурой, которая исторически связана с классом буржуазии и которая по-новому подчеркивает значение отдельной личности.
По представлениям марксистов, капитализм - центральная движущая сила современного общества, где все другие его элементы являются, в большей или меньшей степени, зависимыми переменными (большая или меньшая степень определяется уровнем экономического детерминизма той или иной марксистской школы). Сторонники же теории модернизации воспринимают капитализм как один из нескольких главных причинных факторов. В новейшей версии данной парадигмы (особенно в приложении к странам <третьего мира>) на центральную позицию выдвигается технология, в некоторых случаях предполагая наличие технологического детерминизма, заменяющего экономизм марксистов. Подобные различные акценты, естественно, влияют на видение противоположной парадигмы. Любое объяснение современного общества, которое не отводит капитализму центральное место, марксисты рассматривают как попытку затушевать истинное положение вещей. Так, концентрация внимания на технологии маскирует, по их мнению, подлинные экономические и политические отношения между странами.
Марксистская парадигма, будучи очень односторонней, страдает крупным недостатком, принимая часть за целое.
А история прежде всего поражает своим разнообразием. Многочисленные монархи, поднимавшиеся и гибнувшие империи, калейдоскоп языков, костюмов, идиосинкразия жестов. В то же время, однако, наблюдается примечательная преемственность жизненных форм, особенно на нижних уровнях общества и в сфере материальной жизни. Независимо от того, какой король правил или какая империя властвовала, огромная масса людей едва сводила концы с концами. Для субстрата материальной жизни была характерна очень высокая детская смертность, небольшая средняя продолжительность жизни (смерть часто подстерегала еще при рождении, а также на различных последующих этапах), недостаточное и неполноценное питание, голод, подверженность болезням, разрушительным стихийным бедствиям. И все это на фоне примитивной и практически неизменной технологии и отсутствия расширенного воспроизводства средств к существованию. В подобных условиях жизнь отдельных людей и целых обществ во многом детерминировалась тем давлением, которое оказывали окружающая среда и чисто демографические факторы на слабые структуры ручного производственного процесса и примитивного экономического устройства Никто не утверждает, что в древних обществах не было человеческих ценностей; напротив, некоторые из них превосходят те, которые свойственны XX веку. Вместе с тем во избежание периодически возникающей идеализации доброго старого времени не следует забывать и о реальностях материальной жизни.
С появлением современной технологии ситуация начала в корне меняться, сперва постепенно, потом с нарастающей быстротой. Это привело к невиданным и огромным переменам в материальной жизни. Поэтому традиционное выражение <индустриальная революция> является и полным, и точным. Все упомянутые выше аспекты жизни претерпели радикальные изменения: детская смертность резко снизилась, средняя продолжительность жизни круто возросла. Заметно повысилась калорийность и питательность пищи, голод стал более редким явлением. Ликвидированы одна за другой многие болезни, в значительной степени побеждена физическая боль, смягчено действие разрушительных сил природы. Эти достижения явились неотъемлемой составной частью почти полного преобразования технологического механизма общества и экономики, которое сопровождалось переходом от нулевого прироста средств к существованию и неуклонному увеличению их производства. Указанное преобразование было не каким-то единичным актом, подобно изобретению колеса, а непрерывным процессом. Следует также подчеркнуть, что перечисленные изменения произошли совсем недавно. Даже в Англии, где, собственно, и началась индустриальная революция, последствия преобразований в полной мере проявились только во второй половине XIX столетия.
Научно-техническое преобразование материальных условий жизни является стержнем процесса,
обычно именуемого модернизацией, Марион Леви определила модернизацию как «соотношение неживых и живых источников энергии». Это, конечно, упрощенное описание (представленное Леви преднамеренно), но оно весьма полезно, ибо указывает на тот существенный факт, что произошло гигантское увеличение доступной человеческому обществу материальной энергии. В итоге важным следствием индустриальной революции стало огромное повышение производительности труда, о котором еще в недалеком прошлом люди не могли мечтать.
Вглядываясь в нынешние реальности промышленно развитых бывших социалистических стран,
можно задаться вопросом о том, как выглядит модернизация в отсутствие капитализма. Можно также ставить различные вопросы относительно будущего, пытаясь представить себе возможные сочетания научнотехнических и социально-экономических элементов.
Индустриальный капитализм создал величайшие за всю историю человечества производительные силы.
Пока никакой другой социально-экономической формации не удалось создать сравнимые производительные силы.
Экономика, ориентированная на производство для обмена через рынок, обеспечивает оптимальные условия для устойчивых и постоянно расширяющихся производственных возможностей, базирующихся на передовой технологии.
Ранний период индустриального капитализма в Англии и, вероятно, в других западных странах потребовал значительных затрат, если не в виде фактического снижения уровня жизни, то по меньшей мере в виде разрыва с привычной социальной и культурной средой.
Развитый индустриальный капитализм создал и продолжает создавать для больших масс людей наивысший материальный уровень жизни.
По мере развития процесса технологической модернизации и экономического роста неравенство в доходах и в благосостоянии сперва резко увеличивается, потом так же резко уменьшается и затем остается сравнительно стабильным.
Эти перемены являются следствием взаимодействия научно-технических и демографических факторов, которые в определенной степени не зависят от формы социально-экономического устройства.
Процесс выравнивания можно усилить и ускорить путем политического вмешательства; однако если это вмешательство превысит определенный уровень, который в настоящее время пока еще невозможно точно указать, то оно начнет негативно влиять на экономический рост и, следовательно, на жизненный уровень.
В условиях индустриального капитализма классы постепенно вытесняют все остальные формы стратификации.
Процесс индустриализации, независимо от социально-политической организации общества, является главным детерминантом социальной мобильности.
Во всех развитых индустриальных странах наблюдается незначительное повышение, но никаких радикальных изменений в темпах вертикальной мобильности.
Во всех развитых индустриальных странах образование стало самым важным двигателем вертикальной мобильности.
Индустриальный капитализм, особенно в сочетании с политической демократией, практически всегда стремится сохранить открытой систему стратификации общества.
Отличительной чертой современного западного общества является длительный конфликт между
двумя классами: старым средним классом (занятым производством и распределением товаров и услуг) и новым средним классом (занятым производством и распределением символических знаний).
Новый класс людей знания в западном обществе - главный антагонист капитализма.
В современных условиях капитализм есть необходимое, но не достаточное условие демократии.
Если капиталистическая экономика становится объектом усиливающегося государственного контроля, то со временем будет достигнут рубеж, за которым демократическое правление делается невозможным.
Если социалистическую экономику открыть для постоянно усиливающегося воздействия рыночных сил, то со временем будет достигнут рубеж, за которым демократическое правление сделается возможным.
Если капитализм, развиваясь, преуспеет в достижении такого экономического роста, который придет на пользу значительной части населения, то весьма вероятно появление сильного давления в сторону демократии.
Корни индивидуальной автономии в западной культуре возникли задолго до современного капитализма. Этот древний <индивидуализм> западной культуры произвел на свет специфический <индивидуализм>, тесно связанный с капитализмом.
Буржуазная культура на Западе, прежде всего в протестантских странах, создала тип человека, для которого характерно стремление к индивидуальной автономии.
По крайней мере в западных странах (а может быть, и в других местах) капитализм есть необходимое, но не достаточное условие для сохранения подлинной индивидуальной автономии.
Известные компоненты западной буржуазной культуры, прежде всего деловитость, разумное восприятие новшеств и самодисциплина, - непременное условие повсеместного успешного капиталистического развития.
Капитализм нуждается в общественных институтах, которые уравновешивают обезличенные аспекты индивидуальной автономии и общинную солидарность. Среди этих институтов наиболее важными являются семья и религия.
Включение какой-либо страны <третьего мира> в международную капиталистическую систему обычно благоприятствует ее развитию.
Более эффективные производительные силы капитализма, характерные для передовых индустриальных государств Запада, проявляют себя постоянно там, куда проникает глобальная капиталистическая система.
Капиталистическое развитие вероятнее, чем социалистическое, способно улучшить материальные условия жизни людей современного <третьего мира>, в том числе и его беднейших слоев.
Капиталистическое развитие, ведущее к быстрому и трудоинтенсивному экономическому росту, с
большей вероятностью способно выравнивать распределение доходов, чем стратегия преднамеренного, поощряемого правительством перераспределения доходов.
Восточная Азия подтверждает превосходство производительных сил индустриального капитализма.
Восточная Азия подтверждает преобладающую способность индустриального капитализма поднимать уровень материальной жизни больших масс людей.
Восточная Азия подтверждает положительную связь между индустриализмом и возникновением классовой системы, для которой характерна относительно открытая социальная мобильность.
Восточная Азия опровергает предположение, что на первых этапах экономического роста в условиях современного капитализма должно непременно увеличиваться неравенство в распределении доходов, но подтверждает тезис о том, что при дальнейшем экономическом росте распределение доходов стабилизируется.
Опыт Восточной Азии опровергает мнение, что успешное развитие неосуществимо в условиях зависимости от международной капиталистической системы.
Опыт Восточной Азии опровергает мнение, что активное вмешательство государства в экономику несовместимо с успешным капиталистическим развитием.
Опыт Восточной Азии едва ли может служить подтверждением тезиса, что успешное экономическое развитие генерирует давление в направлении демократии.
Опыт Восточной Азии подтверждает гипотезу о том, что некоторые компоненты западной буржуазной культуры - особенно предприимчивость, разумное новаторство и самодисциплина – необходимы для успешного капиталистического развития.
Специфические элементы восточноазиатской цивилизации - будь то в <великих традициях> или в
народной культуре - способствовали развитию этих ценностей и в результате обеспечили странам региона сравнительные преимущества при осуществлении процесса модернизации.
Странам Восточной Азии удалось длительное время проводить модернизацию в условиях капитализма и в то же время избежать индивидуализации западного стиля.
Достоинства индивидуальной автономии подрывают восточноазиатский коммунализм и, по всей видимости, будут это делать и в дальнейшем.
Движение в направлении демократии и индивидуализации в странах Восточной Азии существенно усиливает их связь с международной капиталистической системой, центр которой расположен на Западе.
Существует внутренняя связь между социализмом и всепроникающей бюрократизацией экономики.
Существует внутренняя связь между социализмом и хозяйственной неэффективностью.
Существует внутренняя связь между социализмом и авторитарным правлением.
Существует внутреннее родство между социализмом и тоталитарным проектом для современного общества.
Для индустриального социализма характерно непрерывное взаимодействие двух различных форм
стратификации - классовой системы и системы политического патримониализма.
Модификация индустриального социализма путем введения рыночных механизмов непременно натолкнется на препятствия политического характера из-за сопротивления патримониальной элиты, защищающей свои законные интересы.
Не может быть эффективной рыночной экономики без частной собственности на средства производства.
Социализм - это необычайно могучий миф современной эпохи: пока социализм сохраняет свое мифологическое качество, его невозможно опровергнуть в глазах сторонников никакими эмпирическими свидетельствами.
Капитализм внутренне не в состоянии генерировать собственные узаконения: прежде всего он лишен способности к мифотворчеству: следовательно, узаконение капитализма зависит от воспроизводимых им самим явлений, а также от связи с другими, неэкономическими узаконивающими символами.
9. Бергер П. Л. Приглашение в социологию.
читать дальшеПриглашение в социологию. Бергер.
1. Социология как способ препровождения.
О социологах ходит крайне мало анекдотов, что их очень сильно расстраивает:
-в сознании мировой публики люди данной профессии занимают скромное место
- неоднозначность бытующих в обществе представлений
Деятельность социолога отождествляется с соц. Работой, но на соц. Работу гораздо большее влияние оказывает психология, а не социология. Современная американская «теория» соц. Работы специфическая препарированная версия психоанализа (фрейдизм для бедных). В любом случае социология это не соц. работа. Соц. работа это особый вид общественной практики. Социология не практика, а попытка понять; она свободна от ценностей (Вебер).
Социолога отождествляют с собирателем статистических данных о человеческом поведении , который по существу является подручной ЭВМ, причем подразумевается, что результаты громадных усилий смехотворны: скрупулезно выясняется то, что и так уже известно другим. После 1ой мировой войны действительно отвернулись от теории и активно занялись чисто описательными исследованиями, как следствие улучшилась их методика. С середины 40х возрос интерес к социологической теории. Сами по себе статистические данные социологии не делают. Они становятся социологией только когда получают социологическую интерпретацию и соотносят со специальной системой координат социологической теории. Социолога отождествляют со статистом (человеком занятым главным образам разработкой методологии) -> социология как форма интеллектуального варварства. Социология изначально самоопределяется наукой . Социолог как особый тип личности , хладнокровный наблюдатель манипулирующий людьми, самозваный сверхчеловек. Поиск «идеального типа» социолога - тот, кто в своей деятельности связан с осмыслением общества и это осмысление (понимание) научно по своей природе, что означает : познание и передача знаний об изучаемых социологом явлениях происходит в рамках строго ограниченной системы координат. Методология не является его конечной целью. Цель заключается в попытке понять общество. Методология помогает достичь этой цели.Социолога по существу интересуют всегда одни и те же вопросы: что здесь делают люди общаясь между собой, каковы их взаимоотношения, как эти отношения организуют институты, каковы коллективные идеи, которые движут людьми и их институтами.
2. Социология как форма сознания.
Понятие общества пришло их обыденной речи, где значение его весьма не определенно. Общество – широкий комплекс человеческих отношений, автономное целое, существующее на ряду с другими ему подобными. «Общественный» - то, что связано с взаимодействиями, взаимоотношениями, взаимностью. Социологический подход включает в себя процесс «видения сквозь фасад» социальных структур – процесс, который можно проиллюстрировать примерами повседневного опыта людей живущих в больших городах. Социологическое сознание возникает тогда, когда общепринятые и официально установленные трактовки общества становятся шаткими.
Три мотива социологического сознания:
- изобличение, непочтительность, релятивизация + мотив космополитизма.
10. Бергер П. Л. Капиталистическая революция.
читать дальшеКапиталистическая революция. Бергер П.
Капитализм - это исторический феномен.
Возникает в средневековой Европе с развитием рыночных отношений. Развивающиеся вместе с ними европейские города, торговые фирмы, гильдии и другие специфические институты явились тем фундаментом, на котором затем возник капитализм. Капитализм, как бы его ни характеризовали, с самого начала представлял собой незначительную часть западной экономики и лишь постепенно превратился в основной принцип организации хозяйства в целом.
Термин «капитал» (от латинского слова caput - голова) возник сперва в XII и XIII веках
и обозначал главные фонды, запасы товаров, денежные суммы, прибыль от процентов.. Затем этим термином стали обозначать денежное богатство какой-либо фирмы или купца, и в XVIII веке он вошел во всеобщее употребление именно в этом узком смысле, особенно когда речь шла о производительном капитале. Карл Маркс сделал этот термин центральным пунктом понятия «способ производства». Имя существительное «капиталист», по всей видимости, берет свое начало с середины XVII столетия. Термин «капитализм» появился относительно недавно. Адам Смит, которого обычно считают классическим теоретиком капитализма, его нигде не употреблял, а говорил о естественной системе свободы. Редко использовал слово «капитализм» и Маркс. Оно получило распространение только после опубликования выдающегося труда Зомбарта и воспринималось тогда в качестве понятия, по смыслу противоположного «социализму». Макс Вебер определил капиталистическое предпринимательство как экономическую деятельность, ориентированную на рынок и имеющую целью извлечь прибыль в результате торгового обмена. Очевидно, подобная деятельность может составлять (и первоначально составляла) только небольшую часть всей экономики. Бродель поставил перед собой главную задачу - выявить те ступени, пройдя которые капиталистическое предпринимательство распространилось на экономику всей Европы. И он подчеркивает, что Марксов термин «способ производства» адекватно отражает рост всеохватывающего характера капиталистического феномена.
Современный индустриальный капитализм предполагает рациональный финансовый учет по методу двойной бухгалтерии, который значительно сложнее простой конторской записи, и представляет собой новое мышление, нацеленное на хозяйственную деятельность и разумно калькулирующее реально достижимые прибыли. Кроме того, для современного капитализма характерны: частная собственность на все материальные средства производства (земля, рабочий инструмент, машины и т.п.); свободный рынок (отсутствие различных, свойственных докапиталистическому периоду феодальных ограничений); рациональная технология, приспособленная для хозяйственной деятельности; разумное, то есть предсказуемое, законодательство: свободный труд (в отличие от разнообразных форм рабства и крепостничества); коммерциализация экономики, что сопровождается прежде всего растущим значением свободной торговли акциями и ценными бумагами.
Исторически капиталистический феномен в его вполне развернутой форме совпал с феноменом индустриализма.
Капитализм представляется как в высшей степени своеобразный метод хозяйственной
деятельности - предпринимателей (сперва отдельных личностей, затем все в большей мере объединения), которые производят ради извлечения прибыли в процессе товарообмена, выходят за пределы отдельных первоначальных анклавов и постепенно проникают во все сферы жизни европейского сообщества, чтобы, наконец, создать глобальную систему безмерного богатства и гигантских производительных сил. Это похоже на экономическую машину, работающую абсолютно самостоятельно и вне всякой связи с другими общественными институтами. Подобное представление - голубая мечта многих, по крайней мере немарксистских экономистов.
На практике как ныне, так и в прошлом капиталистический феномен фигурирует в совокупности со множеством других явлений. Ведь экономические институты существуют не в вакууме, а в контексте или, если хотите, в ткани социальных и политических структур, культурных форм и, безусловно, в структуре самосознания: в системах ценностей, идей, верований. Всякая экономическая культура - будь то капиталистическая или социалистическая, классического индусского или любого другого исторического общества - обычно состоит из ряда элементов, увязанных вместе в эмпирическую целостность.
Вопрос по сути сводится к следующему: какие связи между элементами данной социально-экономической среды являются внутренними, необходимыми, а какие - внешними, несущественными? Внутренними обычно называют такие связи, без которых исследуемый феномен невозможно себе представить, и наоборот, внешние связи можно приписать историческим случайностям и, анализируя конкретный феномен, ими допустимо «пренебречь».
Капитализм, определяемый как особая экономическая система или особый способ производства, на практике существует в совокупности с другими социальными феноменами. Современный, или <зрелый>, капитализм тесно связан с технологией и, таким образом, с коренными преобразованиями материальных условий жизни человека, а также с новой системой стратификации, основанной на классах (в отличие от сословных групп ранней истории Запада), с новой политической системой в лице национального государства и демократических институтов и с новой культурой, которая исторически связана с классом буржуазии и которая по-новому подчеркивает значение отдельной личности.
По представлениям марксистов, капитализм - центральная движущая сила современного общества, где все другие его элементы являются, в большей или меньшей степени, зависимыми переменными (большая или меньшая степень определяется уровнем экономического детерминизма той или иной марксистской школы). Сторонники же теории модернизации воспринимают капитализм как один из нескольких главных причинных факторов. В новейшей версии данной парадигмы (особенно в приложении к странам <третьего мира>) на центральную позицию выдвигается технология, в некоторых случаях предполагая наличие технологического детерминизма, заменяющего экономизм марксистов. Подобные различные акценты, естественно, влияют на видение противоположной парадигмы. Любое объяснение современного общества, которое не отводит капитализму центральное место, марксисты рассматривают как попытку затушевать истинное положение вещей. Так, концентрация внимания на технологии маскирует, по их мнению, подлинные экономические и политические отношения между странами.
Марксистская парадигма, будучи очень односторонней, страдает крупным недостатком, принимая часть за целое.
А история прежде всего поражает своим разнообразием. Многочисленные монархи, поднимавшиеся и гибнувшие империи, калейдоскоп языков, костюмов, идиосинкразия жестов. В то же время, однако, наблюдается примечательная преемственность жизненных форм, особенно на нижних уровнях общества и в сфере материальной жизни. Независимо от того, какой король правил или какая империя властвовала, огромная масса людей едва сводила концы с концами. Для субстрата материальной жизни была характерна очень высокая детская смертность, небольшая средняя продолжительность жизни (смерть часто подстерегала еще при рождении, а также на различных последующих этапах), недостаточное и неполноценное питание, голод, подверженность болезням, разрушительным стихийным бедствиям. И все это на фоне примитивной и практически неизменной технологии и отсутствия расширенного воспроизводства средств к существованию. В подобных условиях жизнь отдельных людей и целых обществ во многом детерминировалась тем давлением, которое оказывали окружающая среда и чисто демографические факторы на слабые структуры ручного производственного процесса и примитивного экономического устройства Никто не утверждает, что в древних обществах не было человеческих ценностей; напротив, некоторые из них превосходят те, которые свойственны XX веку. Вместе с тем во избежание периодически возникающей идеализации доброго старого времени не следует забывать и о реальностях материальной жизни.
С появлением современной технологии ситуация начала в корне меняться, сперва постепенно, потом с нарастающей быстротой. Это привело к невиданным и огромным переменам в материальной жизни. Поэтому традиционное выражение <индустриальная революция> является и полным, и точным. Все упомянутые выше аспекты жизни претерпели радикальные изменения: детская смертность резко снизилась, средняя продолжительность жизни круто возросла. Заметно повысилась калорийность и питательность пищи, голод стал более редким явлением. Ликвидированы одна за другой многие болезни, в значительной степени побеждена физическая боль, смягчено действие разрушительных сил природы. Эти достижения явились неотъемлемой составной частью почти полного преобразования технологического механизма общества и экономики, которое сопровождалось переходом от нулевого прироста средств к существованию и неуклонному увеличению их производства. Указанное преобразование было не каким-то единичным актом, подобно изобретению колеса, а непрерывным процессом. Следует также подчеркнуть, что перечисленные изменения произошли совсем недавно. Даже в Англии, где, собственно, и началась индустриальная революция, последствия преобразований в полной мере проявились только во второй половине XIX столетия.
Научно-техническое преобразование материальных условий жизни является стержнем процесса,
обычно именуемого модернизацией, Марион Леви определила модернизацию как «соотношение неживых и живых источников энергии». Это, конечно, упрощенное описание (представленное Леви преднамеренно), но оно весьма полезно, ибо указывает на тот существенный факт, что произошло гигантское увеличение доступной человеческому обществу материальной энергии. В итоге важным следствием индустриальной революции стало огромное повышение производительности труда, о котором еще в недалеком прошлом люди не могли мечтать.
Вглядываясь в нынешние реальности промышленно развитых бывших социалистических стран,
можно задаться вопросом о том, как выглядит модернизация в отсутствие капитализма. Можно также ставить различные вопросы относительно будущего, пытаясь представить себе возможные сочетания научнотехнических и социально-экономических элементов.
Индустриальный капитализм создал величайшие за всю историю человечества производительные силы.
Пока никакой другой социально-экономической формации не удалось создать сравнимые производительные силы.
Экономика, ориентированная на производство для обмена через рынок, обеспечивает оптимальные условия для устойчивых и постоянно расширяющихся производственных возможностей, базирующихся на передовой технологии.
Ранний период индустриального капитализма в Англии и, вероятно, в других западных странах потребовал значительных затрат, если не в виде фактического снижения уровня жизни, то по меньшей мере в виде разрыва с привычной социальной и культурной средой.
Развитый индустриальный капитализм создал и продолжает создавать для больших масс людей наивысший материальный уровень жизни.
По мере развития процесса технологической модернизации и экономического роста неравенство в доходах и в благосостоянии сперва резко увеличивается, потом так же резко уменьшается и затем остается сравнительно стабильным.
Эти перемены являются следствием взаимодействия научно-технических и демографических факторов, которые в определенной степени не зависят от формы социально-экономического устройства.
Процесс выравнивания можно усилить и ускорить путем политического вмешательства; однако если это вмешательство превысит определенный уровень, который в настоящее время пока еще невозможно точно указать, то оно начнет негативно влиять на экономический рост и, следовательно, на жизненный уровень.
В условиях индустриального капитализма классы постепенно вытесняют все остальные формы стратификации.
Процесс индустриализации, независимо от социально-политической организации общества, является главным детерминантом социальной мобильности.
Во всех развитых индустриальных странах наблюдается незначительное повышение, но никаких радикальных изменений в темпах вертикальной мобильности.
Во всех развитых индустриальных странах образование стало самым важным двигателем вертикальной мобильности.
Индустриальный капитализм, особенно в сочетании с политической демократией, практически всегда стремится сохранить открытой систему стратификации общества.
Отличительной чертой современного западного общества является длительный конфликт между
двумя классами: старым средним классом (занятым производством и распределением товаров и услуг) и новым средним классом (занятым производством и распределением символических знаний).
Новый класс людей знания в западном обществе - главный антагонист капитализма.
В современных условиях капитализм есть необходимое, но не достаточное условие демократии.
Если капиталистическая экономика становится объектом усиливающегося государственного контроля, то со временем будет достигнут рубеж, за которым демократическое правление делается невозможным.
Если социалистическую экономику открыть для постоянно усиливающегося воздействия рыночных сил, то со временем будет достигнут рубеж, за которым демократическое правление сделается возможным.
Если капитализм, развиваясь, преуспеет в достижении такого экономического роста, который придет на пользу значительной части населения, то весьма вероятно появление сильного давления в сторону демократии.
Корни индивидуальной автономии в западной культуре возникли задолго до современного капитализма. Этот древний <индивидуализм> западной культуры произвел на свет специфический <индивидуализм>, тесно связанный с капитализмом.
Буржуазная культура на Западе, прежде всего в протестантских странах, создала тип человека, для которого характерно стремление к индивидуальной автономии.
По крайней мере в западных странах (а может быть, и в других местах) капитализм есть необходимое, но не достаточное условие для сохранения подлинной индивидуальной автономии.
Известные компоненты западной буржуазной культуры, прежде всего деловитость, разумное восприятие новшеств и самодисциплина, - непременное условие повсеместного успешного капиталистического развития.
Капитализм нуждается в общественных институтах, которые уравновешивают обезличенные аспекты индивидуальной автономии и общинную солидарность. Среди этих институтов наиболее важными являются семья и религия.
Включение какой-либо страны <третьего мира> в международную капиталистическую систему обычно благоприятствует ее развитию.
Более эффективные производительные силы капитализма, характерные для передовых индустриальных государств Запада, проявляют себя постоянно там, куда проникает глобальная капиталистическая система.
Капиталистическое развитие вероятнее, чем социалистическое, способно улучшить материальные условия жизни людей современного <третьего мира>, в том числе и его беднейших слоев.
Капиталистическое развитие, ведущее к быстрому и трудоинтенсивному экономическому росту, с
большей вероятностью способно выравнивать распределение доходов, чем стратегия преднамеренного, поощряемого правительством перераспределения доходов.
Восточная Азия подтверждает превосходство производительных сил индустриального капитализма.
Восточная Азия подтверждает преобладающую способность индустриального капитализма поднимать уровень материальной жизни больших масс людей.
Восточная Азия подтверждает положительную связь между индустриализмом и возникновением классовой системы, для которой характерна относительно открытая социальная мобильность.
Восточная Азия опровергает предположение, что на первых этапах экономического роста в условиях современного капитализма должно непременно увеличиваться неравенство в распределении доходов, но подтверждает тезис о том, что при дальнейшем экономическом росте распределение доходов стабилизируется.
Опыт Восточной Азии опровергает мнение, что успешное развитие неосуществимо в условиях зависимости от международной капиталистической системы.
Опыт Восточной Азии опровергает мнение, что активное вмешательство государства в экономику несовместимо с успешным капиталистическим развитием.
Опыт Восточной Азии едва ли может служить подтверждением тезиса, что успешное экономическое развитие генерирует давление в направлении демократии.
Опыт Восточной Азии подтверждает гипотезу о том, что некоторые компоненты западной буржуазной культуры - особенно предприимчивость, разумное новаторство и самодисциплина – необходимы для успешного капиталистического развития.
Специфические элементы восточноазиатской цивилизации - будь то в <великих традициях> или в
народной культуре - способствовали развитию этих ценностей и в результате обеспечили странам региона сравнительные преимущества при осуществлении процесса модернизации.
Странам Восточной Азии удалось длительное время проводить модернизацию в условиях капитализма и в то же время избежать индивидуализации западного стиля.
Достоинства индивидуальной автономии подрывают восточноазиатский коммунализм и, по всей видимости, будут это делать и в дальнейшем.
Движение в направлении демократии и индивидуализации в странах Восточной Азии существенно усиливает их связь с международной капиталистической системой, центр которой расположен на Западе.
Существует внутренняя связь между социализмом и всепроникающей бюрократизацией экономики.
Существует внутренняя связь между социализмом и хозяйственной неэффективностью.
Существует внутренняя связь между социализмом и авторитарным правлением.
Существует внутреннее родство между социализмом и тоталитарным проектом для современного общества.
Для индустриального социализма характерно непрерывное взаимодействие двух различных форм
стратификации - классовой системы и системы политического патримониализма.
Модификация индустриального социализма путем введения рыночных механизмов непременно натолкнется на препятствия политического характера из-за сопротивления патримониальной элиты, защищающей свои законные интересы.
Не может быть эффективной рыночной экономики без частной собственности на средства производства.
Социализм - это необычайно могучий миф современной эпохи: пока социализм сохраняет свое мифологическое качество, его невозможно опровергнуть в глазах сторонников никакими эмпирическими свидетельствами.
Капитализм внутренне не в состоянии генерировать собственные узаконения: прежде всего он лишен способности к мифотворчеству: следовательно, узаконение капитализма зависит от воспроизводимых им самим явлений, а также от связи с другими, неэкономическими узаконивающими символами.