"...принадлежит к тем людям, о ком все отзываются хорошо, но чьего общества не ищут, кого все счастливы видеть, но с кем забывают затем обменяться даже двумя-тремя словами." (с) Джейн Остин
1. Философские основания символического интеракционизма.
2. Психология У.Джемса как источник символического интеракционизма
3. Институционализм и символический интеракционизм
читать дальшеСимволический интеракционизм
Блумер, Кули.
Self-reliance - способность полагаться на себя, возможность создания институции. Осознание себя как материальной, социальной, духовной личности.
Прагматизм: философия должна начинаться с Я, с самости, индивидуальности (Джеймс, Дьюи, Пирс)
Институционализм: Торстейн, Веблен.
Веблен в своей "Теории праздного класса" говорит:
поведение человека ограничивается инстинктами:
-изобретательства
-самоутверждения
-праздного любопытства
-себялюбия
-родового чувства.
Таким образом, человек рассматривается как деятель, который изменяет и преобразовывает действительность. Это заложено в его человеческой сущности - творца. Ч. утверждает себя засчет других в соревновании. Он стремится познавать.
Сущность эволюции - в улучшении условий человеческой жизни - только поэтому человечество и развивается. Для успеха вечные инстинкты преобразуются в институты, которые не только способствуют, но иногда и препятствуют эволюции. У нее нет цели.
Праздный класс извратил инстинкт изобретательства тем, что создал институт демонстративного потребления. Здесь превалирует инстинкт самоутверждения, только благодаря ему праздный класс может существовать.
Кули.
Ч. - по своей сути изобретатель, мастер. Если это не так, то он есть извращенное существо в рамках извращенного института.
Бихевиоризм Уотсона:
Опора на психологию Джеймса. Психология, согласно Уотсону, должна стать объективной наукой, реодолеть интроспекцию (по Брентано: заменить ее теорией внутреннего восприятия). Любой поступок человека распадается на две слставляющие: стимул-реакция.
Критик бихевиоризма - Дж. Мид.
Экономисты должны сотрудничать с социологами (напр. как Кули), т.к. они открывают мета-экономические факты. Необходимо перестроить бихевиоризм. Схема стимул-реакция должна быть дополнена интроспекцией.
4. Теория социального взаимодействия
читать дальшеБлумер и Парсонс.
В обществе существуют нормы и правила, которые определяют набор ролей и статусов, определяющих деятельность человека.
БЛУМЕР: Ч. всегда способен к свободному действию. Люди действуют в отношении вещей на основании их значений (СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: выделение объекта и его значений).
Значение вещей возникает во взаимодействии с социальным окружением. Значения вещей меняются в зависимости от интерпретации их человеком.
Таким образом, человеческое действие - акт социального ТВОРЧЕСТВА. Мы способны менять значения.
ПАРСОНС: человек подчиняется правилам общества и не способен САМОСТОЯТЕЛЬНО менять эти значения.
1. Новые проблемыне ситуации даны нам ежедневно - они не всегда требуют от нас повторяющихся действий.
2. Социальное взаимодействие сплетается в сети социальных действий. Так возникает социальный институт.
Чтобы институт работал, в нем должны играть люди (определенные РОЛИ), т.к. сами по себе институты не действуют.
3. Каждый случай совмествного действия людей всегда основывается на предществующих действиях.
__ОБЩЕСТВО - поле творчества, мы сами это поле творим__
ПАРСОНС
Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости.
У Парсонса элементом упорядочивающим взаимодействующие части стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).
Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).
Социальные системы — институциональные системы рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.
Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.
5. Теория игры и основания ролевой игры личности
читать дальшеЧтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид определил, как «ПРИНЯТИЕ РОЛИ». Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «САМОСТЬ» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.
Мид различает два аспекта формирования самости:
1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
2. Я (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я ее себе представляю.
Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.
НАШУМЕВШИЙ ПРИМЕР ИЗ КНИГИ МИДА xD
Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас на курсе лекции. Вы думаете: «Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать», то есть вы воображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или «меня» (Me). Именно вы, действуя в качестве субъекта, или «я» (I), решаете, что задавать вопрос не стоит.
Стадии социализации в раннем возрасте:
1. Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.
2. Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли) (play stage), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
3. Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер» и т. д.
«ЗНАЧИМЫЕ ДРУГИЕ» — люди, играющие решающую роль в процессе социализации, чьи суждения, действия являются образцом при формировании наших собственных суждений, мнений, линий поведения.
6.Теория "Я" и "Другого". Понятие "обобщенного другого"
7. Понятие первичной группы. "Вторичная" группа - см. книги
8. Понятие коллективного поведения и его основные формы
читать дальшеИНТЕРАКЦИОНИСТСКИЕ ТЕОРИИ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВА
Ч. остается в первичной группе даже тогда, когда находится вне ее.
Коллективное опосредует смену реакции - круговая реакция Ч. на Ч. (например, когда люди подходят узнать, почему какая-то группа толпится у витрины магазина).
ФОРМЫ коллективного поведения:
1. Толпа. Характеризуется непосредственным телесным контактом.
Действующие толпы устраивают массовые беспорядки и революции.
2. Экспрессивная толпа. У нее нет цели, ее единственная задача - выражение некоторых эмоций.
3. Масса. В ней необязателен телесный контакт (например, может быть масса телевизионных зрителей, наблюдающих рекламу, находящихся в разных концах света и не знающих о существовании друг друга). У массы единая реакция на что-либо.
4. Общестевнность / публика. Образуется вокруг дискусси, привлекающей много людей сразу (например, дело Дрейфуса).
Современные технологии способствуют не только рассеиванию толп, но и их созданию (Ортега-и-гассет, Лебон, Тард, Фрейд и др.). Технологическое создание толпы. Формы поведения человека в толпе эмпирически наблюдаемы.
Кант: социальные конфликты возникают оттого, что общество плохо организовано. Классовая борьба - следствие неорганизованности общеста.
Спенсер: общество развивается прогрессивно путем разделения труда.
Зиммель: наиболее конфликтные социальные группы - те, что объединяют близких людей.
Вебер: группы взаимодействия (например, велосипедисты сотрудничают на дороге).
Мид: боксеры как группа, которая сотрудничает через конфликтность.
9. Ситуация и определение ситуации. Коммуникативная теория общества
читать дальшеОпределение ситуации:
-выделение условий действия, которое наделяется определенными значениями и объявляется реальным.
У.А. Томас "Ребенок в Америке" - учение о ситуации
ТЕОРЕМА ТОМАСА:
Если люди определяют ситуацию как реальную, то она становитс яреальной по своим ПОСЛЕДСТВИЯМ.
Каждое новое поколение заново определяет свою ситуацию. Мы всегда можем переопределить ситуацию.
КУЛИ:
Значение коммуникации
Коммуникация - Механизм, посредством которого возможно существование и взаимодействия человеческих отношений. В ней заключены все символы разума и способы передачи о сохранения информации.
Человеческая природа по Кули — продукт коммуникации. Человек становится личностью и развивает свое «Я» посредством интеракции между людьми. Каждый индивид — продукт определенной специфической комбинации отношений между людьми. «Я» всегда динамично, оно находится в постоянном изменении
Блумер и Парсонс.
В обществе существуют нормы и правила, которые определяют набор ролей и статусов, определяющих деятельность человека.
Блумер: Ч. всегда способен к свободному действию. Люди действуют в отношении вещей на основании их значений (СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: выделение объекта и его значений).
Значение вещей возникает во взаимодействии с социальным окружением. Значения вещей меняются в зависимости от интерпретации их человеком.
Таким образом, человеческое действие - акт социального ТВОРЧЕСТВА. Мы способны менять значения.
Парсонс: человек подчиняется правилам общества и не способен САМОСТОЯТЕЛЬНО менять эти значения.
1. Новые проблемыне ситуации даны нам ежедневно - они не всегда требуют от нас повторяющихся действий.
2. Социальное взаимодействие сплетается в сети социальных действий. Так возникает социальный институт.
Чтобы институт работал, в нем должны играть люди (определенные РОЛИ), т.к. сами по себе институты не действуют.
3. Каждый случай совмествного действия людей всегда основывается на предществующих действиях.
__ОБЩЕСТВО - поле творчества, мы сами это поле творим__
КОНСПЕКТ:
КУЛИ "Общественная организация"
Разум - ограниченное целое, состоящее из согласованных индивидуальностей. Он действует как единое жизненное целое. Единство общественного разум состоит в факте взаимовлияния и взаимообусловленности между его частями.
Знание общества = общественное сознание. Оно неотделимо от самосознания, т.к., думая о себе, мы соотносим себя с различными общими группами.
Елиное общественное мнение основано не на согласии, но на организации взаимодействий и взаимовлияний.
Три аспекта сознания:
-самосознание (что Я думаю о себе)
-общественное сознание (что Я думаю о Других)
-публичное сознания (коллективная точка зрения людей, организованных в группы).
Первичные группы
ПГ - те группы, которые характеризуются тесным общением и сотрудничеством. Они являются основой для формирования общественной природы и идеалов индивида. РЕЗУЛЬТАТ тесного общения - смешение индивидуальностей в единое целоее так, что единичное Я - это общая цель жизни группы. Это МЫ: сопереживание и взаимоидентификация.
ПГ дают человеку самый ранний опыт ЕДИНСТВА. ПГ - источник жизни для социальных институтов.
__ПГ отвечают за то, какими мы становимся__
Значение коммуникации
Коммуникация - Механизм, посредством которого возможно существование и взаимодействия человеческих отношений. В ней заключены все символы разума и способы передачи о сохранения информации.
10. Феноменологическое учение об установках и теория повседневного мышления. Общая хар-ка повседневной реальности.
читать дальшеВажнейшей особенностью сознания является интенциональность. В самой сущности переживания не заключено не только того, что оно представляет собой, но также и того, что в нем мыслится, в каком определенном и неопределенном смысле оно является сознанием, одним словом, что оно «полагает». Реальностью обладает отнюдь не то, что является самостоятельным, но только интенциональное, основанное, являющееся. «Сущность», которая имеет значение для целого ряда «индивидов» (индивидуальных данностей), объединяет, образует целую «область» индивидов, принадлежащих к соответствующей «сущности». Метод Гуссерля занимает место «естественной природной установки» человека по отношению к тому, что встречается ему в жизни, – установки, которая является скрытым или явно выраженным предположением о возможности существования микрокосмоса.
11. Динамика повседневности: процессы "оповседневнивания" и "возвышения повседневности"
читать дальшеВ концепции М. Вебера "оповседневнивание" - процесс обживания, обучения, освоения традиций и закрепления норм. В этом процессе повседневность выступает как "сфера", где собираются и хранятся, если так можно сказать, смысловые осадки прошлого опыта. Для М. Вебера "оповседневнивание" — одно из центральных понятий в проблематике стабилизации кризиса, нововведения, возникновения нового религиозного течения, становления социального порядка и т.д. Любые нововведения политического и экономического характера воспринимаются людьми как враждебные, как покушение на устоявшееся, знакомое. Например, программа политического лидера должна основываться на знании обыденного, "умении видеть и формировать необычное в обычном"11. Лидер должен восприниматься как типичный представитель среды, потому что в повседневности человек руководствуется предположением, согласно которому его партнеры по взаимодействию видят и понимают мир, в сущности, так же, как он сам.
Оповседневнивание по Вальденфельсу. «Обыденная жизнь не существует сама по себе, а возникает в результате процессов «оповседневнивания» (Veralltaglichung), которым противостоят процессы «преодолевания повседневности» (Entalltaglichung)».
«Возвышение повседневности» - не должно отождествляться с процессами сравнения повседневного с профессиональными специфическими знаниями экспертов в пользу первого, а также с возвратом к архаичному состоянию («когда Логос и Техне еще не обрели свой собственный предмет»), которое не может быть осуществлено полностью, а будет представлять собой лишь суррогат архаики. Возвышение же, или реабилитация, повседневности должно происходить в плане ее способности объединять несоединимое (сохранять непреодолимый произвол). «Повседневность в смысле повседневных знаний, повседневной политики, права, истории, искусства, вплоть до marching saints*, приобретает тем самым новое значение места изменчивой и варьируемой рациональности»
Конечные смысловые сферы. Щюц именно в предметно-телесной закрепленности видел "преимущества" повседневности по сравнению с другими сферами человеческого опыта - конечными областями значений. Это религия, сон, игра, научное теоретизирование, художественное творчество, мир душевной болезни и т.п. Они конечны, т.к. замкнуты в себе и переход из одной в другую не только невозможен, но и требует определенного усилия - "смыслового скачка". Значения фактов, вещей, явлений в каждой из сфер образуют целостную систему.
Ванденфельс:
l конечные смысловые сферы /\
l ------------------------------------- l
\/ повседневность l
12. Динамика повседневности: "анклавы" повседневности. Юмор и религиозность в повседневном мышлении.
читать дальшес анклавами все сложно......... точнее, неясно...
Никитин: "Граница анклавов крайне неустойчива".
Неуверена, что к этому вопросу, но в конспектах лекции следующее:
Щюц. Для каждого человека повседневная реальность начинается с него самого
- мир в пределах реальной достижимости
- мир в пределах потенциальной достижимости
а) воспроизводимой ("я могу это снова")
б) достижимой ("и т.д. и т.п", возможны другие, идентичные миры)
Бергер - смысловые сферы Юмор (работа "Очищающий смех", Бахтин - смеховая культура) и Религия выступают как механизмы трансцендирования. Возникают при соприкосновении повседневного мира с чем-либо ему незнакомым, чуждым, противоречащим и производят "снятие" этого конфликта.
13. Повседневность как система реливантностей.
читать дальшеСовокупность критериев, с помощью которых личность организует чувственный опыт в значимый мир, называется значимым контекстом. У каждого человека свой значимый контекст, на основе которого формируется собственное представление о социальном мире. Но тем не менее основные типизации, как и слова родного языка, мы усваиваем в результате первичной социализации. В частности, мы усваиваем два само собой разумеющихся (в рамках естественной установки) правила социальной жизни, позволяющих преодолеть различия индивидуальных перспектив и воспринимать мир как единый: 1) правило взаимозаменяемости точек зрения (я и любой другой человек верим, что будем одинаково воспринимать наш общий мир, если мы поменяемся местами так, чтобы мое «здесь» превратилось в его, а его «здесь», которое для меня сейчас «там» – в мое); 2) правило совпадения систем релевантностей (я и любой другой человек принимаем на веру тот факт, что несмотря на уникальность наших биографических ситуаций, различие используемых нами систем критериев значимости несущественно с точки зрения наличных целей). Эти, как их называет А. Щюц, идеализации ведут к формированию такого индивидуального знания об объектах и их характеристиках, которое выступает как знание каждого человека. Оно представляется объективным и анонимным, т.е. отделенным и независимым от индивидуальных определений ситуации.
Щюц: Биографически детерминированная ситуация предполагает определенные возможности будущей практической или теоретической деятельности. Назовем ее "наличной целью" (purpose at hand). Эта цель как раз и определяет элементы, которые являются релевантными по отношению к ней. Система релевантностей в свою очередь определяет элементы, которые составят основу обобщающей типизации, и черты этих элементов, которые станут характерно типичными или, наоборот, уникальными и индивидуальными. Другими словами, она определяет, насколько далеко нам предстоит проникнуть в открытый горизонт типичности.
14. Конструирование объективной реальности: от типизации к легитимации.
читать дальшеБергер, Лукман: рассматривают на примере молодой семьи и Робинзона с Пятницей. При совместной жизни двух людей, проходит процесс привыкания (хабитуализация – мы свыкаемся с постоянным присутствием другого) и становления привычек. Один замечает повтроение некоторых действий со стороны другого и выражает это в словах: он-делает-это-снова. Идет процесс формирования привычек – типизация (упрощение действий, наличие готового ответного действия при повторении ситуации). Постепенно происходит интеграция: мы-делаем-это-снова, другой становится частью моих действий. Процесс институализации (при увеличении числа усастников – появление нового поколения). В течении времени и в результате смены поколений утрачивается первоначальный смысл действий: так-делали-всегда. Сл-но, институту необходима лигитимизация, чтобы в следующем поколении сохранить институт и обеспечить соблюдение норм и правил этого института.
15. Конструирование объективной реальности формы легитимации и значение символических универсумов.
читать дальшеУровни: 1 – дотеоретический, встроен в язык, н-р, кузен – и тогда мы строим отношения с ним как с кузеном, «так принято»; 2 – теоретические объяснения в зачаточной форме, простые пояснительные схемы, проявляются через пословицы, поговорки, народную мудрость, поэтически переданные мифы и ритуалы; 3 – теоретические схемы для соответсвующих секторов институализированного родства, н-р, экономическая теория двоюродного родства, из-за сложности понимая должны быть специалисты, н-р, старейшины клана, которые следят за исполнением и объясняют молодежи принцип действия; 4 – симолические универсумы: Символический универсум понимается как ма¬трица всех социально объективированных и субъ¬ективно реальных значений: целое историческое общество и целая индивидуальная биография рас¬сматриваются как явления, происходящие в рам¬ках этого универсума. И что особенно важно, маргинальные ситуации индивидуальной жизни (маргинальные в том смысле, что они не вклю¬чены в реальность повседневного существования в обществе) также охватываются символическим универсумом™. Такие ситуации переживаются в снах и фантазиях в качестве областей значений. отделенных от повседневной жизни и наделенных своей собственной особой реальностью. В смыс¬ловом универсуме эти отдельные сферы реаль¬ности интегрированы в смысловую целостность, которая объясняет, а возможно, и оправдывает их (например, сны можно "объяснить" с помо¬щью психологической теории, их можно и "объ¬яснить", и оправдать благодаря теории метемпси¬хоза, а также любой теории, коренящейся во все более исчерпывающем универсуме - скажем, "на¬учном", а не "метафизическом". Конечно, симво¬лический универсум конструируется с помощью социальных объективаций. Однако способность к наделению смыслом дает индивиду возмож¬ность так далеко выйти за пределы социальной жизни, что он может найти себе место в символи¬ческом универсуме, даже в своем крайне уединен¬ном существовании).
16. Конструирование субъективной реальности.
читать дальшеПри встрече с незнакомым предметом, человек стремиться сделать его релевантным. То есть его необходимо интерпретировать(темитическая релев-ть – первое, на что мы обращаем внимание – либо из интереса, либо предмет вопиюще нерелевантен) - ответить на вопрос, что это такое. Интерпретированная релевантность проходит через включение своего биогрфического прошлого, «опора на предыдущие знания», опосредованное знание. Мотивационная релевантность – «потому что» - ссылка на прошлое, «для того чтобы» - ссылка на будущее.
Задача человека включить этот предмет в общий порядок. Все три вида релевантности связаны общей задачей – восстановить привычный порядок, снять с предмета статуса тревожащего объекта.
17. Феноменологическая теория интерсубъективности и проблема "чужого сознания"
читать дальшеГуссерль – кризис европейских наук и европоцентризм. Европа – здесь-регион бесконечных задач (есть не Европа - цыгане). Европейская рациональность стремиться весь мир подстроить под себя, постепннно возникает идея глобализации, тараном становится техника. В мире исчезает чуждое. Но для того, чтобы определить сущность своего необ-мо чужое. Самое сложное для конструирования другого – дать ему самостоятельность (возможно только через сильные эмоции – любовь/ненависть). Дав самостоятельность, можно конструировать мир общий для меня и Другого. Возниконвение проблемы «Чужого»: я не могу непосредственно представить сознание Другого, только косвенно; достоверно известно лишь одно – у Другого есть сознание, возможно действующее по аналогии с моим.
Возможность столкновения с радикально чужим: чужой, которого нельзя понять по аналогии (дикарь, сумасшедший). Но полностью потерять Чужого мы не можем, так как иначе потеряем самих себя.
18. Экзистенциальный смысл различений "кризисных экспериментов"
читать дальшеЗиммель: способ почувствовать себя своим – это обретение врагов.
Шмидт: политика – это деятельность по созданию врагов. Пока у нас есть враги – мы друзья (пример создания Бисмарком единой немецкой нации). Оппозиция Свой/Чужой приводит к действиям: политик и его избиратели стаят цели и стремятся к ним. Свое/Чужое – порождение социологии (Свое как чужое, но помнить о том, что оно свое) и этнологии (чужое как свое, но все же чужое).
Мид: правосудие делит людей на преступников и тех, кто не совершал преступлений.стремление актуализировать себя с не-преступниками. Отрицание преступника не связано с желанием покарать его, а направленно на желание почувствовать свою принадлежность к единству невинных.
Разнообразние отношений между людьми в процессе конструирования групп: соперничество, конкуренция, кооперация и функциональное самоутверждение. Понятие конкуренции неоднозначно:не все борются со всеми за одни и те же ценности. Возможно сообщество людей, которые друг с другом не конкурируют и перед которыми поставленна единая цель – функциональное самоутверждение.
19. Основания этнометодологического значения "кризисных экспериментов"
читать дальшеЭтнометодология (ethnomethodology) — направление в социологии, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции близкой к этнографической.
Во многом продолжает линию феноменологической социологии (Альфред Шюц) и социологии знания (Карл Маннгейм). Подвергалось массовой критике со стороны академической социологии.
К этнометодологии тесно примыкает методика «анализа разговора» (conversation analysis), разработанная Г. Гарфинкелем и Харви Саксом (Saks).
Основоположник и автор термина «этнометодология» американский социолог — Гарольд Гарфинкель («Исследования по этнометодологии», 1967). По его имени методику проведения исследований этого направления часто называют «гарфинкелинг».
Этнометодология – «изучение методов народа», изучение повседневности. Восходит к Леви-Стросу и прочим антропологам, которые заговорили о значимости повседневных практик. Этнометодолгоия позиционирует себя как новая, прогрессивная социология, более близкая к объекту изучения.
Этнометодологи в качестве метода исследования используют метод «шока», удивления.
«Этнометодологи полагали, что именно в непривычных версиях обыденных ситуаций люди могут проявить те фоновые ожидания, которыми они, порой неосознанно, руководствуются в своих действиях» (эксперименты Гарфинкеля на студентах).
Этнометодология, как феноменологическое направление социальных исследований, рассматривает социальную упорядоченность как результат межличностных взаимодействий. С точки зрения этнометодологов, участники взаимодействий сами продуцируют социальную структуру. При этом основным механизмом конструирования социальных и институциональных образований являются речевые взаимодействия. Таким образом, речь идет о рефлексивном производстве предмета разговора, когда описание ситуации тождественно ее созиданию. Создание смысла тождественно самому смыслу: смысл значим (а. не «существует») только в процессе своего производства. Поэтому этнометодология занимается эмпирическим исследованием повседневных социальных практик людей, «принципов конструирования конкретных действий» (X. Абельс). Метод Гарфинкеля заключается в демонстрации воспроизводства «нормального порядка», путем нарушения рутины повседневности. «Кризисные» эксперименты Гарфинкеля показали, что социальный порядок - это упорядоченный опыт социальных взаимодействий в индивидуальных сознаниях, становящийся доступным и значимым для всех («объективным»), благодаря языковым интеракциям («разговорам»).
-----------------
Этнометодология — школа, возникшая в рамках феноменологической социологии в 70-е гг. текущего столетия в США. Ее основателем принято считать американского ученого Г. ГАРФИНКЕЛЯ (г.р. 1917). Сам термин «этнометодология» введен в научный оборот Гарфинкелем по аналогии с термином «этнонаука», которым обозначаются в культурной антропологии методы и формы примитивного ненаучного познания социальной действительности: магия, шаманство, спиритизм и пр. Этнометодология, по замыслу Гарфинкеля, должна противостоять «этнонауке» как совокупность научных приемов и методов познания общества. При этом Гарфинкель исходит из основного постулата: социальная жизнь необходимо заключает в себе момент рациональности.
В рассуждениях Гарфинкеля центральными понятиями являются «фоновые ожидания» и «рефлексивность». Первое понятие — «фоновые ожидания» — означает представления социального субъекта в форме «правил» действия (поведения, понимания, объяснения и т.д.). По Гарфинкелю, субъекты творят социальную действительность по принятым правилам (стандартам, образцам), однако сами эти правила суть социальные «произведения». Таким образом, социальная действительность создает и воссоздает самое себя, рождается все из тех же субъективных актов. Рефлексивность, второе понятие в учении Гарфинкеля, означает возникновение социальных структур в ходе их субъективной интерпретации.
Особенностью этнометодологического подхода к обществу является отождествление социального взаимодействия с речевой коммуникацией и при этом не со смысловой информацией, а с синтаксической, с «правилами говорениям. Гарфинкель призывает ученых-социологов изучать не то, что сказано, а то, как сказано. Социальное, по Гарфинкелю, становится вообще возможным исключительно благодаря тому, что коммуникация субъектов осуществляется по некоторым правилам, точнее, «правилам говорения». В обычном «разговоре» субъектов при этом имеют место следующие моменты:
1. В разговоре непременно присутствуют элементы взаимного понимания, хотя обсуждаемые проблемы и не упоминаются.
2. Понимание устанавливается не только на основе сказанного, но и на основе невысказанного.
3. В ряде случаев понимание устанавливается не вследствие строгости употребления понятий и терминов, а всего лишь в результате временной последовательности речи.
4. Понимание достигается очень часто в результате не актуального разъяснения, а заранее известного, т.е, некоей «подлежащей модели» понимания.
5. Понимание основано в известной мере на наличной интерпретации и актуальной схеме выражения мысли.
6. В понимании непременно заключено ожидание соответствующей реакции партнеров, которая, в свою очередь, проясняет смысл речи, позиции субъектов, оценки и т.д.
Для этнометодологии как особого раздела феноменологической социологии характерно сведение социальной коммуникации к организации речевых актов и взаимопониманию субъектов — участников «разговора». Сама же социальная реальность, согласно рассуждениям Гарфинкеля и его единомышленников, «конструируется» в процессе речевой коммуникации.
Обращает на себя внимание при этом разделение семантики речи на «индексные» и «объективные суждения». Первые определяются обстановкой, контекстом, особенностями коммуникантов. Вторые не зависят от конкретного речевого поведения, отличаются достаточной устойчивостью. Посредством «объективных выражений» преодолевается неопределенность и уникальность «индексных выражений». Наука в данном случае и выполняет роль объективации и онтологизации повседневного общения, освобождения коммуникации от «субъективности».
20. Драматургия социальных взаимодействий в социальной теории И.Гофмана - см книги
21. Теория фреймов и описание коммуникативного поведения людей в обществе. - см. книги
22. Телесность как горизонт опыта. Отношения к собственному телу и коммуникативная способность.
читать дальшеВ рамках осуществления соответствующих визуальных метафор, фундированность телесностью оказывается гарантом подлинности ("аутентичности") наличного сущего, позволяющим избежать доминирования симулякризированных пустот.
Гуссерль обнаруживает Чужого как "другое-Я", другую монаду на уровне Т. Говоря о конституировании телесного опыта, Гуссерль вводит понятие "двойного схватывания", понимая под ним "одно и то же тактильное ощущение, воспринятое в качестве принципа "внешнего объекта" и воспринятое в качестве ощущения Т.-объекта". В границах модели "Т. как реальность для сознания" Гуссерлем было обосновано принципиальное различение Т.-объекта и Т.-субъекта: между Т. Наше Т., по Гуссерлю, конституирует себя именно "двойным схватыванием", где оно воспринимается одновременно и как Т.-объект и как Т.-субъект. По Гуссерлю, Т. объективируется по мере ограничения автономии действий его живых сил: Т.-объект — это Т., которому придаются с различной степенью воздействия качества "несуществования" ("Т. без внутреннего"). Такое Т.-объект существует лишь сопряженно с внешним субъектом-наблюдателем (в полной власти языка, объективирующего его). В данном контексте Гуссерль предложил выделять четыре иерархии, четыре страты в конституировании телесного единства:
1) Т. как материальный объект;
2) Т. как "плоть" (живой организм);
3) Т. как выражение и компонент смысла;
4) Т. как элемент-объект культуры.
У живого Т. (2) — наличествует, по Гуссерлю, дорефлективный, "предобъектный" слой человеческой телесности — в нем проявляется как сознание моего Т., так и Т. "Другого" посредством "интерсубъективного опыта".
Плеснер: Живое Т. четко отграничено от своей Среды: оно суть граница самоё себя и эта же граница выступает как межа иного. Тем самым, по мысли Плеснера, живое Т. "приподнято" над плоскостью своего существования — оно имеет местопребывание, феноменологически утверждая его (в отличие от физических Т., лишь заполняющих соответствующее пространство).
Экзистенциальная территория моего Т. тем самым включила и Т. Другого. Сформулированная в этом контексте идея "зеркальной обратимости" в мире (см. Кэрролл), идея оптического обмена Т. друг друга способствовали конституированию идеи телесной промежуточности, образу и понятию плоти. Мое Т. и есть плоть, которую я впервые замечаю, сталкиваясь с Т. Другого.
По Мерло-Понти, Т. есть "непосредственное человеческое бытие" — "бытие сознания", "наша укорененность в мире": мы благодаря Т. и "имеем" мир и "принадлежим" ему.
23. Проблема построения общей социальной теории в социальной феноменологии. "Обоснованная теория"
читать дальше«Обоснованная Теория»
(grounded system) — форма социологической теории, которая создана постепенно на основе тщательного натуралистского наблюдения выбранного социального явления. Как подчеркнули Глейзер и Стросс в "Открытии обоснованной теории" (1968), социологическое теоретизирование такого типа контрастирует со множеством абстрактных общих теорий "гипотетически-дедуктивного" типа Гипотетически-дедуктивные объяснение и метод).
Глэйзер и Штраусс обозначили этот вид обоснования теории как «обоснованная теория» (grounded theory). Она возникает из описания индивидами жизненного мира и среды, и реконструирует стратегии, которые выбирают представители культурного окружения, чтобы обеспечить свою идентичность, свою общность с другими и свое отличие от других. Она показывает символические значения, которые люди придают своим действиям и объективным условиям своей жизни. Внимание к отдельным случаям дает возможность обнаружить теоретические взаимосвязи. Поэтому этот открывающий метод качественного исследования предлагается именно для новых ситуаций и критических ситуаций. Эта эксплоративная (объяснительная) функция качественного исследования в обоснование теории охотно выдвигается как собственное достижение. Качественное исследование имеет преимущество перед количественным, так как его теории ближе к конкретным индивидам и ближе к структурам их мышления и действия. Они дают объяснения из существа дела.
Используют метод «аналитической индукцией».
24. Соц. феноменология и теория модернизации
2. Психология У.Джемса как источник символического интеракционизма
3. Институционализм и символический интеракционизм
читать дальшеСимволический интеракционизм
Блумер, Кули.
Self-reliance - способность полагаться на себя, возможность создания институции. Осознание себя как материальной, социальной, духовной личности.
Прагматизм: философия должна начинаться с Я, с самости, индивидуальности (Джеймс, Дьюи, Пирс)
Институционализм: Торстейн, Веблен.
Веблен в своей "Теории праздного класса" говорит:
поведение человека ограничивается инстинктами:
-изобретательства
-самоутверждения
-праздного любопытства
-себялюбия
-родового чувства.
Таким образом, человек рассматривается как деятель, который изменяет и преобразовывает действительность. Это заложено в его человеческой сущности - творца. Ч. утверждает себя засчет других в соревновании. Он стремится познавать.
Сущность эволюции - в улучшении условий человеческой жизни - только поэтому человечество и развивается. Для успеха вечные инстинкты преобразуются в институты, которые не только способствуют, но иногда и препятствуют эволюции. У нее нет цели.
Праздный класс извратил инстинкт изобретательства тем, что создал институт демонстративного потребления. Здесь превалирует инстинкт самоутверждения, только благодаря ему праздный класс может существовать.
Кули.
Ч. - по своей сути изобретатель, мастер. Если это не так, то он есть извращенное существо в рамках извращенного института.
Бихевиоризм Уотсона:
Опора на психологию Джеймса. Психология, согласно Уотсону, должна стать объективной наукой, реодолеть интроспекцию (по Брентано: заменить ее теорией внутреннего восприятия). Любой поступок человека распадается на две слставляющие: стимул-реакция.
Критик бихевиоризма - Дж. Мид.
Экономисты должны сотрудничать с социологами (напр. как Кули), т.к. они открывают мета-экономические факты. Необходимо перестроить бихевиоризм. Схема стимул-реакция должна быть дополнена интроспекцией.
4. Теория социального взаимодействия
читать дальшеБлумер и Парсонс.
В обществе существуют нормы и правила, которые определяют набор ролей и статусов, определяющих деятельность человека.
БЛУМЕР: Ч. всегда способен к свободному действию. Люди действуют в отношении вещей на основании их значений (СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: выделение объекта и его значений).
Значение вещей возникает во взаимодействии с социальным окружением. Значения вещей меняются в зависимости от интерпретации их человеком.
Таким образом, человеческое действие - акт социального ТВОРЧЕСТВА. Мы способны менять значения.
ПАРСОНС: человек подчиняется правилам общества и не способен САМОСТОЯТЕЛЬНО менять эти значения.
1. Новые проблемыне ситуации даны нам ежедневно - они не всегда требуют от нас повторяющихся действий.
2. Социальное взаимодействие сплетается в сети социальных действий. Так возникает социальный институт.
Чтобы институт работал, в нем должны играть люди (определенные РОЛИ), т.к. сами по себе институты не действуют.
3. Каждый случай совмествного действия людей всегда основывается на предществующих действиях.
__ОБЩЕСТВО - поле творчества, мы сами это поле творим__
ПАРСОНС
Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости.
У Парсонса элементом упорядочивающим взаимодействующие части стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).
Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).
Социальные системы — институциональные системы рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.
Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.
5. Теория игры и основания ролевой игры личности
читать дальшеЧтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид определил, как «ПРИНЯТИЕ РОЛИ». Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «САМОСТЬ» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.
Мид различает два аспекта формирования самости:
1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
2. Я (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я ее себе представляю.
Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.
НАШУМЕВШИЙ ПРИМЕР ИЗ КНИГИ МИДА xD
Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас на курсе лекции. Вы думаете: «Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать», то есть вы воображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или «меня» (Me). Именно вы, действуя в качестве субъекта, или «я» (I), решаете, что задавать вопрос не стоит.
Стадии социализации в раннем возрасте:
1. Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.
2. Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли) (play stage), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
3. Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер» и т. д.
«ЗНАЧИМЫЕ ДРУГИЕ» — люди, играющие решающую роль в процессе социализации, чьи суждения, действия являются образцом при формировании наших собственных суждений, мнений, линий поведения.
6.Теория "Я" и "Другого". Понятие "обобщенного другого"
7. Понятие первичной группы. "Вторичная" группа - см. книги
8. Понятие коллективного поведения и его основные формы
читать дальшеИНТЕРАКЦИОНИСТСКИЕ ТЕОРИИ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВА
Ч. остается в первичной группе даже тогда, когда находится вне ее.
Коллективное опосредует смену реакции - круговая реакция Ч. на Ч. (например, когда люди подходят узнать, почему какая-то группа толпится у витрины магазина).
ФОРМЫ коллективного поведения:
1. Толпа. Характеризуется непосредственным телесным контактом.
Действующие толпы устраивают массовые беспорядки и революции.
2. Экспрессивная толпа. У нее нет цели, ее единственная задача - выражение некоторых эмоций.
3. Масса. В ней необязателен телесный контакт (например, может быть масса телевизионных зрителей, наблюдающих рекламу, находящихся в разных концах света и не знающих о существовании друг друга). У массы единая реакция на что-либо.
4. Общестевнность / публика. Образуется вокруг дискусси, привлекающей много людей сразу (например, дело Дрейфуса).
Современные технологии способствуют не только рассеиванию толп, но и их созданию (Ортега-и-гассет, Лебон, Тард, Фрейд и др.). Технологическое создание толпы. Формы поведения человека в толпе эмпирически наблюдаемы.
Кант: социальные конфликты возникают оттого, что общество плохо организовано. Классовая борьба - следствие неорганизованности общеста.
Спенсер: общество развивается прогрессивно путем разделения труда.
Зиммель: наиболее конфликтные социальные группы - те, что объединяют близких людей.
Вебер: группы взаимодействия (например, велосипедисты сотрудничают на дороге).
Мид: боксеры как группа, которая сотрудничает через конфликтность.
9. Ситуация и определение ситуации. Коммуникативная теория общества
читать дальшеОпределение ситуации:
-выделение условий действия, которое наделяется определенными значениями и объявляется реальным.
У.А. Томас "Ребенок в Америке" - учение о ситуации
ТЕОРЕМА ТОМАСА:
Если люди определяют ситуацию как реальную, то она становитс яреальной по своим ПОСЛЕДСТВИЯМ.
Каждое новое поколение заново определяет свою ситуацию. Мы всегда можем переопределить ситуацию.
КУЛИ:
Значение коммуникации
Коммуникация - Механизм, посредством которого возможно существование и взаимодействия человеческих отношений. В ней заключены все символы разума и способы передачи о сохранения информации.
Человеческая природа по Кули — продукт коммуникации. Человек становится личностью и развивает свое «Я» посредством интеракции между людьми. Каждый индивид — продукт определенной специфической комбинации отношений между людьми. «Я» всегда динамично, оно находится в постоянном изменении
Блумер и Парсонс.
В обществе существуют нормы и правила, которые определяют набор ролей и статусов, определяющих деятельность человека.
Блумер: Ч. всегда способен к свободному действию. Люди действуют в отношении вещей на основании их значений (СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: выделение объекта и его значений).
Значение вещей возникает во взаимодействии с социальным окружением. Значения вещей меняются в зависимости от интерпретации их человеком.
Таким образом, человеческое действие - акт социального ТВОРЧЕСТВА. Мы способны менять значения.
Парсонс: человек подчиняется правилам общества и не способен САМОСТОЯТЕЛЬНО менять эти значения.
1. Новые проблемыне ситуации даны нам ежедневно - они не всегда требуют от нас повторяющихся действий.
2. Социальное взаимодействие сплетается в сети социальных действий. Так возникает социальный институт.
Чтобы институт работал, в нем должны играть люди (определенные РОЛИ), т.к. сами по себе институты не действуют.
3. Каждый случай совмествного действия людей всегда основывается на предществующих действиях.
__ОБЩЕСТВО - поле творчества, мы сами это поле творим__
КОНСПЕКТ:
КУЛИ "Общественная организация"
Разум - ограниченное целое, состоящее из согласованных индивидуальностей. Он действует как единое жизненное целое. Единство общественного разум состоит в факте взаимовлияния и взаимообусловленности между его частями.
Знание общества = общественное сознание. Оно неотделимо от самосознания, т.к., думая о себе, мы соотносим себя с различными общими группами.
Елиное общественное мнение основано не на согласии, но на организации взаимодействий и взаимовлияний.
Три аспекта сознания:
-самосознание (что Я думаю о себе)
-общественное сознание (что Я думаю о Других)
-публичное сознания (коллективная точка зрения людей, организованных в группы).
Первичные группы
ПГ - те группы, которые характеризуются тесным общением и сотрудничеством. Они являются основой для формирования общественной природы и идеалов индивида. РЕЗУЛЬТАТ тесного общения - смешение индивидуальностей в единое целоее так, что единичное Я - это общая цель жизни группы. Это МЫ: сопереживание и взаимоидентификация.
ПГ дают человеку самый ранний опыт ЕДИНСТВА. ПГ - источник жизни для социальных институтов.
__ПГ отвечают за то, какими мы становимся__
Значение коммуникации
Коммуникация - Механизм, посредством которого возможно существование и взаимодействия человеческих отношений. В ней заключены все символы разума и способы передачи о сохранения информации.
10. Феноменологическое учение об установках и теория повседневного мышления. Общая хар-ка повседневной реальности.
читать дальшеВажнейшей особенностью сознания является интенциональность. В самой сущности переживания не заключено не только того, что оно представляет собой, но также и того, что в нем мыслится, в каком определенном и неопределенном смысле оно является сознанием, одним словом, что оно «полагает». Реальностью обладает отнюдь не то, что является самостоятельным, но только интенциональное, основанное, являющееся. «Сущность», которая имеет значение для целого ряда «индивидов» (индивидуальных данностей), объединяет, образует целую «область» индивидов, принадлежащих к соответствующей «сущности». Метод Гуссерля занимает место «естественной природной установки» человека по отношению к тому, что встречается ему в жизни, – установки, которая является скрытым или явно выраженным предположением о возможности существования микрокосмоса.
11. Динамика повседневности: процессы "оповседневнивания" и "возвышения повседневности"
читать дальшеВ концепции М. Вебера "оповседневнивание" - процесс обживания, обучения, освоения традиций и закрепления норм. В этом процессе повседневность выступает как "сфера", где собираются и хранятся, если так можно сказать, смысловые осадки прошлого опыта. Для М. Вебера "оповседневнивание" — одно из центральных понятий в проблематике стабилизации кризиса, нововведения, возникновения нового религиозного течения, становления социального порядка и т.д. Любые нововведения политического и экономического характера воспринимаются людьми как враждебные, как покушение на устоявшееся, знакомое. Например, программа политического лидера должна основываться на знании обыденного, "умении видеть и формировать необычное в обычном"11. Лидер должен восприниматься как типичный представитель среды, потому что в повседневности человек руководствуется предположением, согласно которому его партнеры по взаимодействию видят и понимают мир, в сущности, так же, как он сам.
Оповседневнивание по Вальденфельсу. «Обыденная жизнь не существует сама по себе, а возникает в результате процессов «оповседневнивания» (Veralltaglichung), которым противостоят процессы «преодолевания повседневности» (Entalltaglichung)».
«Возвышение повседневности» - не должно отождествляться с процессами сравнения повседневного с профессиональными специфическими знаниями экспертов в пользу первого, а также с возвратом к архаичному состоянию («когда Логос и Техне еще не обрели свой собственный предмет»), которое не может быть осуществлено полностью, а будет представлять собой лишь суррогат архаики. Возвышение же, или реабилитация, повседневности должно происходить в плане ее способности объединять несоединимое (сохранять непреодолимый произвол). «Повседневность в смысле повседневных знаний, повседневной политики, права, истории, искусства, вплоть до marching saints*, приобретает тем самым новое значение места изменчивой и варьируемой рациональности»
Конечные смысловые сферы. Щюц именно в предметно-телесной закрепленности видел "преимущества" повседневности по сравнению с другими сферами человеческого опыта - конечными областями значений. Это религия, сон, игра, научное теоретизирование, художественное творчество, мир душевной болезни и т.п. Они конечны, т.к. замкнуты в себе и переход из одной в другую не только невозможен, но и требует определенного усилия - "смыслового скачка". Значения фактов, вещей, явлений в каждой из сфер образуют целостную систему.
Ванденфельс:
l конечные смысловые сферы /\
l ------------------------------------- l
\/ повседневность l
12. Динамика повседневности: "анклавы" повседневности. Юмор и религиозность в повседневном мышлении.
читать дальшес анклавами все сложно......... точнее, неясно...
Никитин: "Граница анклавов крайне неустойчива".
Неуверена, что к этому вопросу, но в конспектах лекции следующее:
Щюц. Для каждого человека повседневная реальность начинается с него самого
- мир в пределах реальной достижимости
- мир в пределах потенциальной достижимости
а) воспроизводимой ("я могу это снова")
б) достижимой ("и т.д. и т.п", возможны другие, идентичные миры)
Бергер - смысловые сферы Юмор (работа "Очищающий смех", Бахтин - смеховая культура) и Религия выступают как механизмы трансцендирования. Возникают при соприкосновении повседневного мира с чем-либо ему незнакомым, чуждым, противоречащим и производят "снятие" этого конфликта.
13. Повседневность как система реливантностей.
читать дальшеСовокупность критериев, с помощью которых личность организует чувственный опыт в значимый мир, называется значимым контекстом. У каждого человека свой значимый контекст, на основе которого формируется собственное представление о социальном мире. Но тем не менее основные типизации, как и слова родного языка, мы усваиваем в результате первичной социализации. В частности, мы усваиваем два само собой разумеющихся (в рамках естественной установки) правила социальной жизни, позволяющих преодолеть различия индивидуальных перспектив и воспринимать мир как единый: 1) правило взаимозаменяемости точек зрения (я и любой другой человек верим, что будем одинаково воспринимать наш общий мир, если мы поменяемся местами так, чтобы мое «здесь» превратилось в его, а его «здесь», которое для меня сейчас «там» – в мое); 2) правило совпадения систем релевантностей (я и любой другой человек принимаем на веру тот факт, что несмотря на уникальность наших биографических ситуаций, различие используемых нами систем критериев значимости несущественно с точки зрения наличных целей). Эти, как их называет А. Щюц, идеализации ведут к формированию такого индивидуального знания об объектах и их характеристиках, которое выступает как знание каждого человека. Оно представляется объективным и анонимным, т.е. отделенным и независимым от индивидуальных определений ситуации.
Щюц: Биографически детерминированная ситуация предполагает определенные возможности будущей практической или теоретической деятельности. Назовем ее "наличной целью" (purpose at hand). Эта цель как раз и определяет элементы, которые являются релевантными по отношению к ней. Система релевантностей в свою очередь определяет элементы, которые составят основу обобщающей типизации, и черты этих элементов, которые станут характерно типичными или, наоборот, уникальными и индивидуальными. Другими словами, она определяет, насколько далеко нам предстоит проникнуть в открытый горизонт типичности.
14. Конструирование объективной реальности: от типизации к легитимации.
читать дальшеБергер, Лукман: рассматривают на примере молодой семьи и Робинзона с Пятницей. При совместной жизни двух людей, проходит процесс привыкания (хабитуализация – мы свыкаемся с постоянным присутствием другого) и становления привычек. Один замечает повтроение некоторых действий со стороны другого и выражает это в словах: он-делает-это-снова. Идет процесс формирования привычек – типизация (упрощение действий, наличие готового ответного действия при повторении ситуации). Постепенно происходит интеграция: мы-делаем-это-снова, другой становится частью моих действий. Процесс институализации (при увеличении числа усастников – появление нового поколения). В течении времени и в результате смены поколений утрачивается первоначальный смысл действий: так-делали-всегда. Сл-но, институту необходима лигитимизация, чтобы в следующем поколении сохранить институт и обеспечить соблюдение норм и правил этого института.
15. Конструирование объективной реальности формы легитимации и значение символических универсумов.
читать дальшеУровни: 1 – дотеоретический, встроен в язык, н-р, кузен – и тогда мы строим отношения с ним как с кузеном, «так принято»; 2 – теоретические объяснения в зачаточной форме, простые пояснительные схемы, проявляются через пословицы, поговорки, народную мудрость, поэтически переданные мифы и ритуалы; 3 – теоретические схемы для соответсвующих секторов институализированного родства, н-р, экономическая теория двоюродного родства, из-за сложности понимая должны быть специалисты, н-р, старейшины клана, которые следят за исполнением и объясняют молодежи принцип действия; 4 – симолические универсумы: Символический универсум понимается как ма¬трица всех социально объективированных и субъ¬ективно реальных значений: целое историческое общество и целая индивидуальная биография рас¬сматриваются как явления, происходящие в рам¬ках этого универсума. И что особенно важно, маргинальные ситуации индивидуальной жизни (маргинальные в том смысле, что они не вклю¬чены в реальность повседневного существования в обществе) также охватываются символическим универсумом™. Такие ситуации переживаются в снах и фантазиях в качестве областей значений. отделенных от повседневной жизни и наделенных своей собственной особой реальностью. В смыс¬ловом универсуме эти отдельные сферы реаль¬ности интегрированы в смысловую целостность, которая объясняет, а возможно, и оправдывает их (например, сны можно "объяснить" с помо¬щью психологической теории, их можно и "объ¬яснить", и оправдать благодаря теории метемпси¬хоза, а также любой теории, коренящейся во все более исчерпывающем универсуме - скажем, "на¬учном", а не "метафизическом". Конечно, симво¬лический универсум конструируется с помощью социальных объективаций. Однако способность к наделению смыслом дает индивиду возмож¬ность так далеко выйти за пределы социальной жизни, что он может найти себе место в символи¬ческом универсуме, даже в своем крайне уединен¬ном существовании).
16. Конструирование субъективной реальности.
читать дальшеПри встрече с незнакомым предметом, человек стремиться сделать его релевантным. То есть его необходимо интерпретировать(темитическая релев-ть – первое, на что мы обращаем внимание – либо из интереса, либо предмет вопиюще нерелевантен) - ответить на вопрос, что это такое. Интерпретированная релевантность проходит через включение своего биогрфического прошлого, «опора на предыдущие знания», опосредованное знание. Мотивационная релевантность – «потому что» - ссылка на прошлое, «для того чтобы» - ссылка на будущее.
Задача человека включить этот предмет в общий порядок. Все три вида релевантности связаны общей задачей – восстановить привычный порядок, снять с предмета статуса тревожащего объекта.
17. Феноменологическая теория интерсубъективности и проблема "чужого сознания"
читать дальшеГуссерль – кризис европейских наук и европоцентризм. Европа – здесь-регион бесконечных задач (есть не Европа - цыгане). Европейская рациональность стремиться весь мир подстроить под себя, постепннно возникает идея глобализации, тараном становится техника. В мире исчезает чуждое. Но для того, чтобы определить сущность своего необ-мо чужое. Самое сложное для конструирования другого – дать ему самостоятельность (возможно только через сильные эмоции – любовь/ненависть). Дав самостоятельность, можно конструировать мир общий для меня и Другого. Возниконвение проблемы «Чужого»: я не могу непосредственно представить сознание Другого, только косвенно; достоверно известно лишь одно – у Другого есть сознание, возможно действующее по аналогии с моим.
Возможность столкновения с радикально чужим: чужой, которого нельзя понять по аналогии (дикарь, сумасшедший). Но полностью потерять Чужого мы не можем, так как иначе потеряем самих себя.
18. Экзистенциальный смысл различений "кризисных экспериментов"
читать дальшеЗиммель: способ почувствовать себя своим – это обретение врагов.
Шмидт: политика – это деятельность по созданию врагов. Пока у нас есть враги – мы друзья (пример создания Бисмарком единой немецкой нации). Оппозиция Свой/Чужой приводит к действиям: политик и его избиратели стаят цели и стремятся к ним. Свое/Чужое – порождение социологии (Свое как чужое, но помнить о том, что оно свое) и этнологии (чужое как свое, но все же чужое).
Мид: правосудие делит людей на преступников и тех, кто не совершал преступлений.стремление актуализировать себя с не-преступниками. Отрицание преступника не связано с желанием покарать его, а направленно на желание почувствовать свою принадлежность к единству невинных.
Разнообразние отношений между людьми в процессе конструирования групп: соперничество, конкуренция, кооперация и функциональное самоутверждение. Понятие конкуренции неоднозначно:не все борются со всеми за одни и те же ценности. Возможно сообщество людей, которые друг с другом не конкурируют и перед которыми поставленна единая цель – функциональное самоутверждение.
19. Основания этнометодологического значения "кризисных экспериментов"
читать дальшеЭтнометодология (ethnomethodology) — направление в социологии, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции близкой к этнографической.
Во многом продолжает линию феноменологической социологии (Альфред Шюц) и социологии знания (Карл Маннгейм). Подвергалось массовой критике со стороны академической социологии.
К этнометодологии тесно примыкает методика «анализа разговора» (conversation analysis), разработанная Г. Гарфинкелем и Харви Саксом (Saks).
Основоположник и автор термина «этнометодология» американский социолог — Гарольд Гарфинкель («Исследования по этнометодологии», 1967). По его имени методику проведения исследований этого направления часто называют «гарфинкелинг».
Этнометодология – «изучение методов народа», изучение повседневности. Восходит к Леви-Стросу и прочим антропологам, которые заговорили о значимости повседневных практик. Этнометодолгоия позиционирует себя как новая, прогрессивная социология, более близкая к объекту изучения.
Этнометодологи в качестве метода исследования используют метод «шока», удивления.
«Этнометодологи полагали, что именно в непривычных версиях обыденных ситуаций люди могут проявить те фоновые ожидания, которыми они, порой неосознанно, руководствуются в своих действиях» (эксперименты Гарфинкеля на студентах).
Этнометодология, как феноменологическое направление социальных исследований, рассматривает социальную упорядоченность как результат межличностных взаимодействий. С точки зрения этнометодологов, участники взаимодействий сами продуцируют социальную структуру. При этом основным механизмом конструирования социальных и институциональных образований являются речевые взаимодействия. Таким образом, речь идет о рефлексивном производстве предмета разговора, когда описание ситуации тождественно ее созиданию. Создание смысла тождественно самому смыслу: смысл значим (а. не «существует») только в процессе своего производства. Поэтому этнометодология занимается эмпирическим исследованием повседневных социальных практик людей, «принципов конструирования конкретных действий» (X. Абельс). Метод Гарфинкеля заключается в демонстрации воспроизводства «нормального порядка», путем нарушения рутины повседневности. «Кризисные» эксперименты Гарфинкеля показали, что социальный порядок - это упорядоченный опыт социальных взаимодействий в индивидуальных сознаниях, становящийся доступным и значимым для всех («объективным»), благодаря языковым интеракциям («разговорам»).
-----------------
Этнометодология — школа, возникшая в рамках феноменологической социологии в 70-е гг. текущего столетия в США. Ее основателем принято считать американского ученого Г. ГАРФИНКЕЛЯ (г.р. 1917). Сам термин «этнометодология» введен в научный оборот Гарфинкелем по аналогии с термином «этнонаука», которым обозначаются в культурной антропологии методы и формы примитивного ненаучного познания социальной действительности: магия, шаманство, спиритизм и пр. Этнометодология, по замыслу Гарфинкеля, должна противостоять «этнонауке» как совокупность научных приемов и методов познания общества. При этом Гарфинкель исходит из основного постулата: социальная жизнь необходимо заключает в себе момент рациональности.
В рассуждениях Гарфинкеля центральными понятиями являются «фоновые ожидания» и «рефлексивность». Первое понятие — «фоновые ожидания» — означает представления социального субъекта в форме «правил» действия (поведения, понимания, объяснения и т.д.). По Гарфинкелю, субъекты творят социальную действительность по принятым правилам (стандартам, образцам), однако сами эти правила суть социальные «произведения». Таким образом, социальная действительность создает и воссоздает самое себя, рождается все из тех же субъективных актов. Рефлексивность, второе понятие в учении Гарфинкеля, означает возникновение социальных структур в ходе их субъективной интерпретации.
Особенностью этнометодологического подхода к обществу является отождествление социального взаимодействия с речевой коммуникацией и при этом не со смысловой информацией, а с синтаксической, с «правилами говорениям. Гарфинкель призывает ученых-социологов изучать не то, что сказано, а то, как сказано. Социальное, по Гарфинкелю, становится вообще возможным исключительно благодаря тому, что коммуникация субъектов осуществляется по некоторым правилам, точнее, «правилам говорения». В обычном «разговоре» субъектов при этом имеют место следующие моменты:
1. В разговоре непременно присутствуют элементы взаимного понимания, хотя обсуждаемые проблемы и не упоминаются.
2. Понимание устанавливается не только на основе сказанного, но и на основе невысказанного.
3. В ряде случаев понимание устанавливается не вследствие строгости употребления понятий и терминов, а всего лишь в результате временной последовательности речи.
4. Понимание достигается очень часто в результате не актуального разъяснения, а заранее известного, т.е, некоей «подлежащей модели» понимания.
5. Понимание основано в известной мере на наличной интерпретации и актуальной схеме выражения мысли.
6. В понимании непременно заключено ожидание соответствующей реакции партнеров, которая, в свою очередь, проясняет смысл речи, позиции субъектов, оценки и т.д.
Для этнометодологии как особого раздела феноменологической социологии характерно сведение социальной коммуникации к организации речевых актов и взаимопониманию субъектов — участников «разговора». Сама же социальная реальность, согласно рассуждениям Гарфинкеля и его единомышленников, «конструируется» в процессе речевой коммуникации.
Обращает на себя внимание при этом разделение семантики речи на «индексные» и «объективные суждения». Первые определяются обстановкой, контекстом, особенностями коммуникантов. Вторые не зависят от конкретного речевого поведения, отличаются достаточной устойчивостью. Посредством «объективных выражений» преодолевается неопределенность и уникальность «индексных выражений». Наука в данном случае и выполняет роль объективации и онтологизации повседневного общения, освобождения коммуникации от «субъективности».
20. Драматургия социальных взаимодействий в социальной теории И.Гофмана - см книги
21. Теория фреймов и описание коммуникативного поведения людей в обществе. - см. книги
22. Телесность как горизонт опыта. Отношения к собственному телу и коммуникативная способность.
читать дальшеВ рамках осуществления соответствующих визуальных метафор, фундированность телесностью оказывается гарантом подлинности ("аутентичности") наличного сущего, позволяющим избежать доминирования симулякризированных пустот.
Гуссерль обнаруживает Чужого как "другое-Я", другую монаду на уровне Т. Говоря о конституировании телесного опыта, Гуссерль вводит понятие "двойного схватывания", понимая под ним "одно и то же тактильное ощущение, воспринятое в качестве принципа "внешнего объекта" и воспринятое в качестве ощущения Т.-объекта". В границах модели "Т. как реальность для сознания" Гуссерлем было обосновано принципиальное различение Т.-объекта и Т.-субъекта: между Т. Наше Т., по Гуссерлю, конституирует себя именно "двойным схватыванием", где оно воспринимается одновременно и как Т.-объект и как Т.-субъект. По Гуссерлю, Т. объективируется по мере ограничения автономии действий его живых сил: Т.-объект — это Т., которому придаются с различной степенью воздействия качества "несуществования" ("Т. без внутреннего"). Такое Т.-объект существует лишь сопряженно с внешним субъектом-наблюдателем (в полной власти языка, объективирующего его). В данном контексте Гуссерль предложил выделять четыре иерархии, четыре страты в конституировании телесного единства:
1) Т. как материальный объект;
2) Т. как "плоть" (живой организм);
3) Т. как выражение и компонент смысла;
4) Т. как элемент-объект культуры.
У живого Т. (2) — наличествует, по Гуссерлю, дорефлективный, "предобъектный" слой человеческой телесности — в нем проявляется как сознание моего Т., так и Т. "Другого" посредством "интерсубъективного опыта".
Плеснер: Живое Т. четко отграничено от своей Среды: оно суть граница самоё себя и эта же граница выступает как межа иного. Тем самым, по мысли Плеснера, живое Т. "приподнято" над плоскостью своего существования — оно имеет местопребывание, феноменологически утверждая его (в отличие от физических Т., лишь заполняющих соответствующее пространство).
Экзистенциальная территория моего Т. тем самым включила и Т. Другого. Сформулированная в этом контексте идея "зеркальной обратимости" в мире (см. Кэрролл), идея оптического обмена Т. друг друга способствовали конституированию идеи телесной промежуточности, образу и понятию плоти. Мое Т. и есть плоть, которую я впервые замечаю, сталкиваясь с Т. Другого.
По Мерло-Понти, Т. есть "непосредственное человеческое бытие" — "бытие сознания", "наша укорененность в мире": мы благодаря Т. и "имеем" мир и "принадлежим" ему.
23. Проблема построения общей социальной теории в социальной феноменологии. "Обоснованная теория"
читать дальше«Обоснованная Теория»
(grounded system) — форма социологической теории, которая создана постепенно на основе тщательного натуралистского наблюдения выбранного социального явления. Как подчеркнули Глейзер и Стросс в "Открытии обоснованной теории" (1968), социологическое теоретизирование такого типа контрастирует со множеством абстрактных общих теорий "гипотетически-дедуктивного" типа Гипотетически-дедуктивные объяснение и метод).
Глэйзер и Штраусс обозначили этот вид обоснования теории как «обоснованная теория» (grounded theory). Она возникает из описания индивидами жизненного мира и среды, и реконструирует стратегии, которые выбирают представители культурного окружения, чтобы обеспечить свою идентичность, свою общность с другими и свое отличие от других. Она показывает символические значения, которые люди придают своим действиям и объективным условиям своей жизни. Внимание к отдельным случаям дает возможность обнаружить теоретические взаимосвязи. Поэтому этот открывающий метод качественного исследования предлагается именно для новых ситуаций и критических ситуаций. Эта эксплоративная (объяснительная) функция качественного исследования в обоснование теории охотно выдвигается как собственное достижение. Качественное исследование имеет преимущество перед количественным, так как его теории ближе к конкретным индивидам и ближе к структурам их мышления и действия. Они дают объяснения из существа дела.
Используют метод «аналитической индукцией».
24. Соц. феноменология и теория модернизации