"...принадлежит к тем людям, о ком все отзываются хорошо, но чьего общества не ищут, кого все счастливы видеть, но с кем забывают затем обменяться даже двумя-тремя словами." (с) Джейн Остин
1. Русский религиозный ренессанс: смысл, содержание, представители
читать дальшеКризис всякой мысли связан был с репрессиями
Собстсвен. Народа. Коснулся всей области жизни И отразился в поизведениях: кризис Культуры, кризис жизни,Ит. Д. Ницше: Нигилизм, нежелание деятельности и Обезбоживание мира, привели к трагизму бытия, человек Потерял свою индивидуальность. В Росиии , достоевикий:
Отсутствие Бога нельзя заменть любовью к ближнему, иначе Зачем его любить. Рус фил как и Ницше, связывала кризис С обезбоживанием мира. Сущность ХХв. Заключается в
Оставлении Богом человека-писал Розанов Мережковский: Преддожил выход из создавшегося мировоззренческого Тупика, определив тем самым начало рус. Рел. Ренессанса:
Религия еще не культура, но нет культуры без религии. Происходили бырные и быстрые переходы от марсксизма К идеализму, к православию, к эстетизму, метафизике, Мистическому ощущению. Главное, внутр. Переворот от Посустороннего к потустороннему, то было освобождение
Чел. Души от гнета социальности, освобождение творческих Сил от гнета утилитарности. В первые года становления Ренессанса детерминировали эстеты (лит), затем философы.
Анализируя истоки рус. Дух. Рен. Бердяев отмечал 3 источн: Макрсизм – соц. Образование: цели; ученость; устремлен. К Практическому; По мнению Булгакова часть русских марс
Истов изначально усвоила иделализм философ. Канта и Пыталась соеденить с соц. Системой марскизма, но рус. Фил. Это не удалось,многие перешли в чистый религиозный идеал.
2 тип ренессанса: лит-эстетич – символизм, модернизм, револ.
Перенеслась внутрь искусства. Главн хар –ка серебряного веерка
Синтез единения фил. Живописи,поэии век воскрешал и открывал.
3тип ренессанса:Немецкая фил и рус. Религ. Фил. Рус фил. Сгрупп
ировалась в направлениях: неозападничества ри неославянофильства.
Неозапад, журнал «Логос» Лосский. Струве, Рубинштейн.. Цель:
Подведение методологического фундамента под научно молообоз
Наченную рус. Фил., как религиодно-интуитивного так и марксистко
Догматического характера. Многие из сторонников были против
Телеологизма и мистицизма равно как и против позитивизма и сциен
Тизма.. Неославянофилы: отвергали нем. Фил, считая истиной фил.
Отцов церкви. Изд-во Путь. Московские философы ориентировались
На традиции религ. Фил. Отрицали идеи Канта. Московские фил-нео.
Кантианцы пытались отстоять идеи Канта, оправдать трансцендент.
Идеализм как гносеологическую метафизику. Петербург сторонники
Канта(веденский и школа) стремились пойти дальше, выйти из мира
Канта с помощью нравственного чувства, который требовал признать
Мир тот другой, чтобы оправдать смысл жизни человека. Первая нац
ОсобенностьХХ рус фил – ориентация на решение соц проблем, преоба
Жжение действительности, поиск совершенной жизни. Многие рус. Фил.
Связывали судьбы социализма с христианством. Идеалистич. Направления
Рус. ФилХХ: нравственные или религиозные пути спасения России. Это
Эмпиризм и антропол метреализм, с другой стороны мистицизм и рел. фил.
Проблшема рус. Идеи: рус менталитет, Бог, Дух рус. Культура решались в
Контексте глубин чел. Переживаний , спасения, бога. Проблемы: зап-восток
Интеллигенция и народ. Рус фил лишена абтракции, она реальна и приближена
К жизни, она часто публицистична, художественна. Рус фил стремилась не
Только постичь мир но и определить правду впонятиях: правда-истина, правда-
Справедливость. Антропология рус. Фил – это экцистенциализм, персонализм
У ренессанса были слабые стороны- отсутствие широкой соц. Базы.(Бердяев), он бы ее имел не будь революции. Депортация философов.
2. Мережсковский и его философия Третьего Завета
читать дальше2.Мережковский и его фил. 3 Завета.
14 авг 1866 -1941. род в С.П.в семье тайного советника. Учился в гимназии с 1884-88 на историко-филолог СПб.88г На Кавказе знакомство с Гиппиус и свадьба. Трелогия Мережковского Христос и Антирхрист раскрывает противоречивое и нерпимеримое развитие религ. Сознания как борьбу друх истнин- христ и языч. В Д.Риме 4в. В Италии 15-16. России периода петровск. Преобразований. Итак, сущ-ют три типа познания: эмпирич. Знание о пространственно временном мире(БеконГобсс) рац-ое, где источником познания выступает ум(Спиноза, Декарт,лейбн) Мистическое- мгновенное схватывание сознанием тайны (В.Велик. Г.Богослов) судьба героев представляет разные уровни сознания, противостояние языч и христианск.. В Ю.Оступнике: анализируется возможность спасения умирающ культуры через религиозн сознание, соеденившее обежествление земных благ с любовью и жертвенностью. В воскресш богах Л. Давинчи
двойственность чел души, добра и зла, красоты и любви, выражение символизма. Третий роман «Антихрист.Петр и Алексей»
Смысл: расплата за грехи церкви, госудраства, бюрократии, порожденные петровскими преобразованиями. Однако революция приведет лишь к эскалации зла и гибели культуры. Работа о тайновидцах духа и плоти- Толстой и Достоевский. Мысль: у человека три эпостаси-тело, душа, дух Толстой есть выразитель телесно-духовного душевного чел., которая обращена к плоти таинственной области, где совершается борьба зверя и Бога. Достоевский провидец духа. Он думает о царстве вына, думает больше о том, кто был и есть, нежели о том. Кто был есть и будет..
Эссе «Грядущий храм», подвергает критике социализм и мещанство, три ипостаси характерны 1. Настоящее лицо самодержавия
2.лицо, прошлое православие, главный порок служение Божиим кесарю 3. страшное лицо люмпен пролетария этим лицам противостоят: живая плоть народа, живая душа и нтеллигенция живой дух России. Чтобы не произошло борьбы но настало единение необходимо религ. Возрождение и общественное. ..еще трилогия Тайна трех:размышляя над судьбами совре цивилизаций, которые вобрали и цивил Египат, Вавилона, постигнет судьба Атлантиды, потому что она не услышала весть Иисуса и пришла к царству св. духа, к 3 завету. Для М. будущее это новая всемирная война, Европа, та которую мы знаем погибнет, наступит конец нашего света, мысли, идей. Онтологические идеи: за дух, плоть не признавал, эти начала не должны умалять друг друга но быть союзниками для 3 истоки хр. Троицы надо искать в самофракийских таинствах, мистетий у язычников уже было 3-ех ипостась Символ веры исповедует 3. надо вернуться к первоначал неслияному единству, но в новом диалектич варианте 3 завета. А он гласит: в боге три начала, первое отрицающее или замыкающее – огонь закона, гнев; второе- утверждающее или расширяющее – веяние тихого ветра, любовь. И третье соединяющее два вервых. Нет, да, да и нет. Именно царство духа делает тожденственым два начала дух и плоть. Незадолго до революции он высказывает идеяю что дух есть мать. Россию спасет Христос и мать. Если два первых завета уничтожают друг друга отец, сын, то настанет время антихриста., Онтологическая глубинная связь назревает при возможности 3 завета духа-матери, где и происходит согласование двух первых в царство Божие Дух мать говорит еще а тайне пола. В поле происходит соединение, касасние с миром иным. Пол трансцендентен и находится в 4 измерении. В христ. Вместо матери дух Бын рождается без матери т е. вовсе не рождается, а потому нужна новая религия. Философия пола Мережковского ориентирована на решение так называемой тайны трех и проблемы святости пола. В тайне единого Бога Отца-тайна божеств «я», вторая тайна-тайна дрвух, как отношение «я» к «не-я». Через пол совершается проникновение одного бытия в другое, отсуда рождение нового существа В троице-рождение Сына.
3тайна-св. духа, все вместе, образ Ц.Божия.
Идея святой плоти – это попытка достигнуть обожения через плоть, но это оказалось утопией.
3. В.В. Розанов философия пола
читать дальше? встает в книгах «темный лик» и «люди лунного света»
20апреля 1856 костромсая губерния бедная семье
Вся метафизика человека сосредоточена для Розанова в тайне пола, – но это абсолютно далеко от пансексуализма Фрейда [47], ибо все в тайне пола очеловечено у Розанова. Мы еще будем иметь случай коснуться замечательной его формулы: «То, что человек потерял в мироздании, то он находит в истории» [48]. Для нас сейчас существенно в этой формуле указание на то, что человек «теряет» в мироздании, – но он не теряется в нем, – он «включен в порядок природы, и точка этой включенности и есть пол, как тайна рождения новой жизни. Именно эта «творящая» функция пола нужна и дорога Розанову; ведь пол, по Розанову, «и есть наша душа» [49]. Оттого Розанов даже утверждает, что человек вообще есть «трансформация пола» [50], – но это совсем не есть какой-то антропологический «материализм», а как раз наоборот. «Нет крупинки в нас, ногтя, волоса, капли крови, – пишет тут же Розанов, – которые не имели бы в себе духовного начала» [51]. Появление личности есть огромное событие в жизни космоса, ибо во всяком «я» мы находим обособление, противоборство всему, что не есть «я» [52].
Христианство бесплотно, ничего полового нет в Христе, ни в Божией матери, ни в непорочном зачатии. Христианство бессемени, а иночество составляет всю ее метафиз. Все содержание Н.З сводится к указаниям не тяготей к женщине, а следовательно. Нет супружеству, и семье.Церковь отказалась освятить пол, любовь в результате мир и человек потеряли целостность, разделившись на грешников и непорочных Розанов обращается к иудаизму к В.Завету в новом завете он обнаруживает тенденцию к регрессу, надо говорить два Бога, а не один, ведь все по образу и подобию. Пол есть сила, христианство должно хотя бы отчасти стать фаллическим., он проповедовал пол, вводя его в веру. Проблема пола у Розанова раскрывается через здорову сексуальность, брак, семья, деторождение Пол-универсальная природная сила, общий закон природы и Бога. Пол определяет чел. Жизнь, индивид. Стремление к противополож полу объясняется стремлением к полноте жизни. Амплитуда полового напряжения колеблется от повышенной сексуальности до ее отсутствия . Сущность наивысшего напряжения полов – в противоположности, она выражает сильнейший пол. План всемирной истории, также объясняется половым напряжением, половое чувство влияет на развитие европейской цивилизации. Есть люди третьего пола в их хар-ре много лунного, нежного – они полезны для культуры, но разрушительны для цивилизации Это как правило святость, религия, духовное творчество- это монах, инок.
4. Вехи история содержание, значение
читать дальшеВ – сборник статей о рус. Интел опубл. 1909. В сборнике дана концентрированная критика миросозерцания рус инт. Она то и вызывала столь бурную реакцию. К19-н20 рус культура испытывала обновление , это эпоха сереб века культ ренессанса многие в миг стали эстетами, поэтами… отказывались от утилитаризма в искусстве, позитивизмом. Интуитивизм, экзистенц был популярен, что получил название нового религ сознания. И дух ренессанса (достоевск, соловьев) влияние Ницше, Маркса. Отход от марскизма к идеализму у всех закончился почти одинаково в 1902
Вехи-осмысление соц, дух опыта, судеб России и русского освободит движения. Черты Интел: вина перед крестьяством, стремление помочь народу, аскетизм, боязнь быта, презрение. Булгаков в Вехах: была доза бессознательно-религ отвращения к духовн мещантсву, к цартсву от мира сего с его успокоенным самодовольством. Мечта о граде божием, спасении, очищении если не от греха, то от страданий Инициатором выпуска Вех был Гершензон –историк рус. Общ. Мысли Участникам сборника было выдвинуто условие статьи друг друга не обсуждать и не читать (Струве, Бердяев, Изгоев, Франк) все поднимали ?: о первичности теорет и практич сторон духовной жизни над внешними формами; и полит обществ деять рус Интел. Ст. Бердяева 1-ая Философская истина и Интел. Правда поднимает: ? о русской Интел и ее кружковый характер, где царит утилитарно-моральный критрерий отношения к дух жизни сужая ее до мин.ведь интересы распределения и уровнения всегда детерминировали над творчеством и производством. Правда Интел заключается в изгнании истины, за счастье народа
Булгаков «Героизм и подвижничество» Героизм нашего народа зачастую имеет дух гордыню и желание всех облагодетельствовать, основание этого вера в естественное совершенство человека, в бесконечный прогресс, необходимо преодолеть внешнее неустройство, внешн. Формами.- это механистично. Гершензон, дала острый материал: смысл таков, Интел живет двойной жизнью с одной стороны, она живет в событиях переживающих весь народ, с другой оторвана, от народа, от цельной души, от религ. Миросозерцания. Нам надо не только не сливаться с народом но и бояться его пуще всякой власти, только пока еще штыки и тюрьмы на разделяют – это извечный барьер непонимания ее надо преодолеть через возрождение самосознание, что приводит к религии. Изгоев: обращение к студенческой молодежи. Костяковский: в России нет правосознания а потому все дозволено, русский какого бы звания он не был обходит и нарушает закон всюду. Струве: «Интел и революция» только путем медленной эволюции возможно изменение, путем выработки иного нравтсвенно-религ
Сознания, делать революц без самовоспитания, как мин алогично, там царит ненависть, фанатизм, убийство, легковерие без веры, борьба без творчества, фанатизм без энтузиазма вообщем вся форма религиозности без его содержания. Франк «этика нигилизма» пишет о потерях всех ценностей рус. Интел и призывает уйти от противокультурн нигилизма перейти к творческому, созидающему культуру религ. Гуманизму Позиция вех оказалась во многом уязвимой, год спустя после выхода вех появился сборник статей Вехи как знамение времени, полемизировали социалисты-революц, были достойные ответы на каждое против и за философов К примеру: социализм признает развитие внутри личности, поэтому он и стремится к интегральному всестороннему развитию о освобождению личности как будущего свободного творца, создать зерна новых обще отношений, единиение людей, новые переживания в лице труженика.
5. «Вехи»: статья Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда»
читать дальшеСтатья Н. А. Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда» (первая в «Вехах») посвящена особенностям философских исканий русской интеллигенции и ее связи с мировой культурой. Одной из наиболее характерных особенностей русской интелли¬генции, по мнению автора, является ее кружковый характер. В ее среде господствовал «утилитарно-моральный критерий» отноше¬ния к духовной жизни, сужающий горизонты ее сознания. «На¬роднически-утилитарно-аскетическое отношение к философии» Н. А. Бердяев объясняет тем, что «интересы распределения и урав¬нения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда до¬минировали над интересами производства и творчества»". Не из¬менили отношения к философии и «марксистские победы над народничеством». Социальные идеалы — это кумир, которому по¬клонялась русская интеллигенция, и поэтому она принимала лишь ту философию, которая их «санкционировала» бы. По Н. А. Бер¬дяеву, это, как правило, малоценный материализм и атеизм. Вы¬вод малоутешителен: «интеллигентская правда», укладывающаяся в формулу «да сгинет истина, если от гибели ее народу будет луч¬ше житься, если люди будут счастливее; долой истину, если она стоит на пути заветного клича "долой самодержавие"»12, победи¬ла «философскую истину». Выход из этого кризиса безоглядного идолопоклонства Н. А. Бердяев видит в «признании самоценнос¬ти истины, в смирении перед истиной и готовности на отречение во имя ее»13. Для русской философии, как и для русской интелли¬генции, характерна «жажда целостного миросозерцания, органи-
ческого слияния истины и добра, знания и веры». Это порождает у Н. А. Бердяева определенный оптимизм. В его статье много ин¬тересных наблюдений, «эскизов» для будущих работ.
6. «Вехи»: статья Булгакова «героизм и подвижничество»
читать дальше«Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)» — таково название веховской статьи С. Н. Булгакова, самой большой в сборнике. Героизм рус¬ской интеллигенции — общепризнанный факт, несомненная ее заслуга. Правда, автор считает, что лежащее в основе героизма самопожертвование имеет свою теневую сторону — духовную гордыню, или политику облагодетельствовать человечество, всех страждущих своими собственными силами, внешними по отноше¬нию к ним. В основании такого миропонимания лежит, по мнению С. Н. Булгакова, своеобразное понимание религии человекобоже-ства. «Основным догматом ее, свойственным всем ее вариантам, является вера в естественное совершенство человека, в бесконеч¬ный прогресс, осуществляемый силами человека, но, вместе с тем, механическое его понимание. Так как все зло объясняется внешним неустройством человеческого общежития и потому нет ни личной вины, ни личной ответственности, то вся задача общественного устроения заключается в преодолении этих внешних неустройств, конечно, внешними реформами»14. Не вызывает сомнений наро-долюбие русской интеллигенции, ее моральная чистота.
Однако выше героизма С. Булгаков ставит подвижничество как систему самоотречения, нравственного самовоспитания.
7. «Вехи»: статья Кистяковского «В защиту права»
читать дальшеПравовой аспект деятельности интеллигенции в борьбе за соци¬альные преобразования исследует Б. Кистяковский в статье «В за¬щиту права. (Интеллигенция и правосознание)». Статья эта — одна из наиболее пророческих. На большом количестве примеров ав¬тор показывает, как низко правосознание русской интеллигенции. Можно сказать, его нет вообще. А без этого нет правового госу¬дарства, и, выражаясь словами одного из героев Достоевского, тогда — «все позволено». Самые радикальные революционеры типа бакунинцев, нечаевцев, ткачевцев отличались пренебрежени¬ем к правовым нормам и законностям. Б. Кистяковский привел са¬тирические строки Алмазова:
По причинам органическим Мы совсем не снабжены Здравым смыслом юридическим, Сим исчадьем сатаны. Широки натуры русские, Нашей правды идеал Не влезает в формы узкие Юридических начал.
Б. Кистяковский убедительно показывает, что образованное русское общество, к сожалению, не имеет таких традиций, как западное, где идеи права, защиты интересов нации и личности выражены в классических трактатах. Правовая культура там ста¬ла частью общей культуры. Б. Кистяковский опирается в анализе этого изъяна духовной культуры на традиции Герцена, который писал, что «русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и со¬вершенно так же поступает правительство»19.
8. Бердяев как философ-экзистенциалист
читать дальшеВ ходе длительной эволюции философских взглядов Н. А. Бер¬дяева, смены объектов философствования неизменной оставалась его главная установка — сделать свою философию сознательно антропологической. Он пытался создать объективно-идеа¬листическую «свободную христианскую философию», чуждую научности. Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, т. е. о человеческом существовании, в котором раскрыва¬ется смысл бытия. Философия должна быть основана па духов¬ном опыте: она субъективна, а не объективна. Поскольку наука изучает внешний мир и его феномены, она не имеет никакого от¬ношения к внутреннему духовному миру человека, который и яв¬ляется подлинным предметом философии. Философия должна быть только «личной» и начинаться с размышления над «моей» судьбой, над «я», а не с объекта. Она должна выйти из «мировой данности», освободиться от внешнего для нее авторитета, как тео¬ретического, так и практического. Только такая философия, антро¬пологическая и антропоцентрическая, считает Н. А. Бердяев, смо¬жет спасти человека.
По Бердяеву, экзистенциальная философия есть утверждение познания мира в человеческом существовании и через человечес¬кое существование. Говоря о познании, нельзя противополагать его бытию, оно — со-бытие, внутри бытия. Бердяев пишет: «Позна¬ние не есть отражение бытия в познающем субъекте. Познание носит творческий характер и представляет собой акт постижения смысла. Противопоставление познающего субъекта объекту позна¬ния ведет к уничтожению бытия как субъекта, так и объекта»'\ Идея бытийственного познания включает в себя, помимо отражс-
77
ния бытия, реакции или рефлексии, сам фактор человеческого бытия, его приращение посредством познания. Познание тайны бытия возможно только через познание тайны человека. Человек стоит перед абсолютным бытием и стремится познать его. Сделать это он может, либо погрузившись во внешний мир, представив себя его частью (но это тупиковая ситуация, так как часть не способ¬на постичь целое), либо осознав свою значимость для него, сле¬довательно, погрузившись прежде всего в глубины своего бытия, предполагая себя активным центром бытия. В этом случае чело¬век и окружающий его мир предстают друг перед другом как це¬лое перед целым, они «меняются своими силами как равные»16.
В основе этой гносеологической установки лежит простая схе¬ма: равное познается равным. Вселенная — это целое, которое может быть постигнуто только целым. Человек дерзает познать и действительно познает это целое, поскольку он соразмерен Все¬ленной как малая вселенная, микрокосм. Путь к познанию бытия пролегает через исследование человеком глубин собственного бытия. Для Бердяева человек дан себе первично, переживает себя как факт внеприродный. «Человек себя знает прежде и больше, чем мир, и потому мир познает после себя и через себя»17. Таким образом, самосознание трансцендентно природному миру.
Чтобы сохранить бытие и в познающем субъекте, и в познава¬емом объекте, надо объект заменить понятием объективации. Есть разные ступени познания и соответственно разные ступени объек¬тивации. Чем больше объективировано познание, тем больше его логическая общеобязательность, имеющая социальную природу, тем ниже ступень духовной общности людей. Истинность и ре¬альность отнюдь не тождественны с объективностью. Объективи¬рованное познание, соответствующее падшести мира, т. е. внут¬ренней разорванности и разобщенности, имеет дело с общим, а не с индивидуальным. Невозможно объективирование метафи¬зики, основанной на системе понятий. Будучи философией чело¬веческого существования, метафизика неизбежно субъективна, а не объективна. Это, однако, не означает, что ей чужда онтологи¬ческая проблематика.
9. Философия свободы Бердяева
читать дальшеГлавным онтологическим началом в философии Н. А. Бердяе¬ва является свобода: «Для мистической философии свобода есть
исходное, она утверждается в ее безмерности и бездонности и ни на что не сводима»18. Утверждаемый философом примат свободы над бытием определяет основные постулаты его философского видения мира: примат духа над природой, субъекта над объектом, личности над обществом, творчества над эволюцией и т. д.
Свобода, считает Бердяев, — это абсолютная, иррациональная категория, она несоизмерима ни с какими другими категориями. Ее уникальность состоит в том, что она добытийственна и суще¬ствует как нечто, «бездна» (понятие заимствовано Бердяевым у сред¬невекового мистика Я. Беме), представляет собой иррациональную субстанциональную силу, способную творить из ничего. Эта «без¬дна» (1}п%гипс1) — основа бытия, из нее рождается Боготворсц, который в свою очередь рождает мир. Философ утверждает дуа¬лизм Бога-Творца и несотворенной свободы. Это утверждение — самое оригинальное в философии Бердяева — освобождает Бога от ответственности за зло, происходящее в мире. Таким образом, Бог у Бердяева всеблаг, но не всемогущ: он ника¬кой власти не имеет.
Свобода сама дает (или не дает) согласие на вхождение в Цар¬ство Божие. Да и акт первотворения — это тоже акт свободы: не¬сотворенная свобода согласилась на бытие. Человек же — дитя Божье и дитя свободы, «творение Бога через Премудрость, через Божию идею и вместе с тем дитя меонической несотворенной сво¬боды, дитя бездны, небытия»19.
Свобода пронизывает всю человеческую деятельность, является состоянием его творящего сознания, которое нельзя рационально, научно объяснить, а можно только пережить. Вне свободы воз¬можна только имитация мысли. Свобода как состояние познания имеет потенцию прорываться в трансцендентное; она «положи¬тельная творческая мощь», источник энергии, не подчиняющейся началам термодинамики. Вне сознания свобода — некая ничем не детерминированная трансцендентная реальность, некоторый предел, «безосновная основа бытия».
Основная онтологическая категория философии Н. Бердяева — человек, поскольку он стоит в центре мира «и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него». Человек и мир обогащают Божественную жизнь. Потому что «Бог с человеком есть нечто большее, чем Бог без человека и мира». Человек явля¬ется единственным носителем духа (духовным существом), носи¬телем добра и красоты, реализует высшую Божественную правду. Он высокая материальная структура (микрокосм), содержащая все элементы мира (макрокосма). Вселенная входит в человека, подда¬ется его творческому усилию как малой вселенной, микрокосму.
Итак, человек двойственен: с одной стороны, он природа, органическое существо, с другой — образ и подобие Бога, т. е. он не только личность, но и индивидуум. Но Бердяеву, «личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая», или, другими словами, как ин¬дивидуум человек — часть природы и общества, а как личность человек — целое, соотносимое с обществом, природой и Богом. «Духовная основа в человеке не зависит от природы и общества и не определяется ими»20.
Столь значительное место человека в мире определяется тем, что он является носителем добытийной свободы. Первенство че¬ловека в мире — его главная, т. е. абсолютная, характеристика. Он, кроме того, экзистенциальный субъект, некая данность, соб¬ственно сознание, стремящееся к самоутверждению. Это объяс¬няет происхождение зла в мире и возможности творчества и но¬визны в нем. Подлинное бытие человека (экзистенция) первично по отношению к любому возможному вне его бытию, как природ¬ному, так и социальному. Этот мир объективирован, превращен в объект, материализован экзистенцией. Поэтому мир человека есть его объективированная духовность. Каков дух человека, таков и его мир. Стать личностью — задача человека.
Как субъективный идеалист, Бердяев считает, что объективной реальности не существует, она всего лишь иллюзия сознания. Ре¬альность есть не что иное, как объективация, порожденная извест¬ной направленностью духа. Она не само бытие, а качество бытия. Всякая сущность и смысл существуют лишь в духе, а не в мате¬рии, бытии, которые суть категории объективированного духа. Поэтому «дух не есть объект», «объективного духа не существу¬ет». Объективация существует как неподлинное состояние подлин¬ного бытия, потерявшего свободу.
10. Смысл творчества Бердяева
читать дальшеНаиболее наглядно объективация проявляется в социальном мире. В книге «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» Н. А. Бердяев определяет объективацию как со¬циальное царство механических коллективов, как отчужденность в них субъекта, поглощенность личного общим, подавление сво¬боды, господство детерминации, как социализацию человека. Н. А. Бердяев вводит в свою концепцию понятие «объективация», родственное терминам «опредмечивание» и «отчуждение». Мир объективации — мир явлений. Объективация есть отчуждение и разобщение. В объективации нет «приобщения». Она оставляет субъекта в одиночестве, а вместе с тем принуждает к сцеплению и связанности с другими и с другим. «Объективация есть утеря свободы духа, хотя она выражает события духа. Мир объектива¬ции не духовный мир»21. Объект — нечто чуждое свободе и духу. В результате постоянного проявления этой несвободы от мира че¬ловек страдает. Страдание — это собственно человеческое состо¬яние («Я страдаю, следовательно, существую»), показывающее, что дух человека, хотя и угнетен, но не сломлен. Страдание порожда¬ет у человека страх, а страх — надежду, тоску, скуку. Это непод¬линное состояние прерывается лишь смертью.
Для человеческого существования, по мнению Бердяева, ха¬рактерно прежде всего чувство одиночества. Оно не было свой¬ственно древнему человеку, жившему в коллективном родовом быте. Ограниченное пространство сплачивало людей, предохра¬няло их от одиночества. Теперь, писал Бердяев, люди вообще на¬чинают жить во вселенной, в мировом пространстве с мировым горизонтом, и это обостряет чувство одиночества и покинутости. Человек одинок и в этом остром и мучительном чувстве переживает свою личность, свою собственность, свою единственность, непов¬торимость, свое несходство ни с кем и ни с чем на свете. Вес ему кажется чужим и чуждым. Он не у себя на родине, не на родине своего духа, а в чужом ему мире. И люди воспринимаются им как относящиеся к другому, чужому, не его миру. Мир и люди для него — объекты. Объективированный мир никогда не выводит его из одиночества. Человек тоскует от одиночества, тоскует по об¬щению не с объектом, а с «другим», но и боится встречи с ним. «Болезнь одиночества есть одна из основных проблем философии человеческого существования как философии человеческой судьбы».
Н. А. Бердяев рассматривает различные формы объективиро¬ванного мира — экономику с ее товарным производством, техни¬ку, государство, церковное устройство и т. п., все это анализирует¬ся им под углом зрения человеческого существования, воздействия на духовность человека. Так, техника — этот продукт человечес¬кого духа, вызвавший мощные силы природы и заставивший их служить человеку, — очевидным образом превращает тело чело¬века в средство, в инструмент, в техническую функцию. Техника обратилась против человека. Машина требует, чтобы человек при¬нял ее образ и подобие; техника «хочет» овладеть духом и рацио¬нализировать его, превратить в автомат, поработить его. «Машина и техника наносят страшные поражения душевной жизни челове¬ка, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилиза¬ции... Сердце с трудом выносит прикосновение холодного метал¬ла. Оно не может жить в металлической среде. Для нашей эпохи характерны процессы разрушения сердца как ядра души... Все разложилось на элемент интеллектуальный и на чувственные ощу¬щения... Техника наносит страшные удары гуманизму, гуманисти¬ческому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и культуры. Машина по природе своей антигуманистична»23.
Самые разные экономические системы оказываются связан¬ными с отчуждением, враждебны духу; в них сильны стремления к превращению человека в бездуховный объект. «Эксплуатация че¬ловека человеком, как и эксплуатация человека государством, есть превращение человека в объект. Преодоление же эксплуатации есть раскрытие "ты". Но "ты" не раскрывается ни в капитализме, ни в материалистическом коммунизме»24. В объективации экономики дух порабощен. Это более всего обнаруживается в экономике ка¬питалистической. Власть денег есть лживый предел объективации, отчуждения человеческого существования, «Социализм восстает против этого, и смысл социализма должен бы быть в субъективации человеческого существования, но социалистическая экономика может также оказаться не соответствующей замыслу духа о ней... Отчуждение духа от самого себя и ведет к перерождению духа в насилие. Такова объективация духа в государстве, такова приро¬да власти, которая приписывала себе духовный источник и почи¬талась священной»25.
Объективация духа в церкви приводила, по словам Бердяева, к ложным сакрализациям, к ложным святыням. Есть религии, в которых дух переходит в свою противоположность, почитается за объект: Бог — все, человек — ничто. Человек всегда несер в себе, хотя и потенциально, искру Божью: свободу и творчество. Поэтому человек, если он этого хочет, опираясь на них, свободно творит себя, выбирая между добром и злом. В акте творчества человек становится соравен Богу, потому что творчество есть продолже¬ние миротворения; «продолжение и завершение миротворения есть дело Богочеловеческое, Божье творчество с человеком, че^овечес-кое творчество с Богом». Творчество — это акт перехода из небы¬тия в бытие, творчество из ничего в творчество из свободы. В отли¬чие от Бога, человек в творчестве нуждается в материале.
Творчество и свобода взаимосвязаны: «Пробуждение творческой энергии человека есть внутреннее освобождение и сопровождается чувством свободы, Творчество есть путь освобождения. Освобож¬дение человека не может образовать в нем пустоты. Освобожде¬ние человека не от чего-то, но и для чего-то. Вот это д л ^ и есть творчество человека»26.
Важнейшей задачей творчества является антроподицея. Только в творчестве проявляется суть человека, истинное назначе¬ние, глубинная экзистенция: «Я совсем не ставил вопроса об оправ¬дании творчества, я ставил вопрос об оправдании творчеством. Творчество не нуждается в оправдании, оно оправдывает челове¬ка, оно есть антроподицея».
Творчество трагично, поскольку в нем всегда наблюдается не¬соответствие творческого замысла и воплощения в продуктах твор¬чества, которые всегда ниже замысла. И все же творчество, в про¬тивоположность эволюции, которая основана на детерминизме, исходит из свободы; в нем еще не завершенный мир продолжает твориться.
Творчество осуществляется во времени, и смысл его задается конечным результатом, т. с. выходом за пределы конечного, выхо¬дом из времени в вечность.
читать дальшеКризис всякой мысли связан был с репрессиями
Собстсвен. Народа. Коснулся всей области жизни И отразился в поизведениях: кризис Культуры, кризис жизни,Ит. Д. Ницше: Нигилизм, нежелание деятельности и Обезбоживание мира, привели к трагизму бытия, человек Потерял свою индивидуальность. В Росиии , достоевикий:
Отсутствие Бога нельзя заменть любовью к ближнему, иначе Зачем его любить. Рус фил как и Ницше, связывала кризис С обезбоживанием мира. Сущность ХХв. Заключается в
Оставлении Богом человека-писал Розанов Мережковский: Преддожил выход из создавшегося мировоззренческого Тупика, определив тем самым начало рус. Рел. Ренессанса:
Религия еще не культура, но нет культуры без религии. Происходили бырные и быстрые переходы от марсксизма К идеализму, к православию, к эстетизму, метафизике, Мистическому ощущению. Главное, внутр. Переворот от Посустороннего к потустороннему, то было освобождение
Чел. Души от гнета социальности, освобождение творческих Сил от гнета утилитарности. В первые года становления Ренессанса детерминировали эстеты (лит), затем философы.
Анализируя истоки рус. Дух. Рен. Бердяев отмечал 3 источн: Макрсизм – соц. Образование: цели; ученость; устремлен. К Практическому; По мнению Булгакова часть русских марс
Истов изначально усвоила иделализм философ. Канта и Пыталась соеденить с соц. Системой марскизма, но рус. Фил. Это не удалось,многие перешли в чистый религиозный идеал.
2 тип ренессанса: лит-эстетич – символизм, модернизм, револ.
Перенеслась внутрь искусства. Главн хар –ка серебряного веерка
Синтез единения фил. Живописи,поэии век воскрешал и открывал.
3тип ренессанса:Немецкая фил и рус. Религ. Фил. Рус фил. Сгрупп
ировалась в направлениях: неозападничества ри неославянофильства.
Неозапад, журнал «Логос» Лосский. Струве, Рубинштейн.. Цель:
Подведение методологического фундамента под научно молообоз
Наченную рус. Фил., как религиодно-интуитивного так и марксистко
Догматического характера. Многие из сторонников были против
Телеологизма и мистицизма равно как и против позитивизма и сциен
Тизма.. Неославянофилы: отвергали нем. Фил, считая истиной фил.
Отцов церкви. Изд-во Путь. Московские философы ориентировались
На традиции религ. Фил. Отрицали идеи Канта. Московские фил-нео.
Кантианцы пытались отстоять идеи Канта, оправдать трансцендент.
Идеализм как гносеологическую метафизику. Петербург сторонники
Канта(веденский и школа) стремились пойти дальше, выйти из мира
Канта с помощью нравственного чувства, который требовал признать
Мир тот другой, чтобы оправдать смысл жизни человека. Первая нац
ОсобенностьХХ рус фил – ориентация на решение соц проблем, преоба
Жжение действительности, поиск совершенной жизни. Многие рус. Фил.
Связывали судьбы социализма с христианством. Идеалистич. Направления
Рус. ФилХХ: нравственные или религиозные пути спасения России. Это
Эмпиризм и антропол метреализм, с другой стороны мистицизм и рел. фил.
Проблшема рус. Идеи: рус менталитет, Бог, Дух рус. Культура решались в
Контексте глубин чел. Переживаний , спасения, бога. Проблемы: зап-восток
Интеллигенция и народ. Рус фил лишена абтракции, она реальна и приближена
К жизни, она часто публицистична, художественна. Рус фил стремилась не
Только постичь мир но и определить правду впонятиях: правда-истина, правда-
Справедливость. Антропология рус. Фил – это экцистенциализм, персонализм
У ренессанса были слабые стороны- отсутствие широкой соц. Базы.(Бердяев), он бы ее имел не будь революции. Депортация философов.
2. Мережсковский и его философия Третьего Завета
читать дальше2.Мережковский и его фил. 3 Завета.
14 авг 1866 -1941. род в С.П.в семье тайного советника. Учился в гимназии с 1884-88 на историко-филолог СПб.88г На Кавказе знакомство с Гиппиус и свадьба. Трелогия Мережковского Христос и Антирхрист раскрывает противоречивое и нерпимеримое развитие религ. Сознания как борьбу друх истнин- христ и языч. В Д.Риме 4в. В Италии 15-16. России периода петровск. Преобразований. Итак, сущ-ют три типа познания: эмпирич. Знание о пространственно временном мире(БеконГобсс) рац-ое, где источником познания выступает ум(Спиноза, Декарт,лейбн) Мистическое- мгновенное схватывание сознанием тайны (В.Велик. Г.Богослов) судьба героев представляет разные уровни сознания, противостояние языч и христианск.. В Ю.Оступнике: анализируется возможность спасения умирающ культуры через религиозн сознание, соеденившее обежествление земных благ с любовью и жертвенностью. В воскресш богах Л. Давинчи
двойственность чел души, добра и зла, красоты и любви, выражение символизма. Третий роман «Антихрист.Петр и Алексей»
Смысл: расплата за грехи церкви, госудраства, бюрократии, порожденные петровскими преобразованиями. Однако революция приведет лишь к эскалации зла и гибели культуры. Работа о тайновидцах духа и плоти- Толстой и Достоевский. Мысль: у человека три эпостаси-тело, душа, дух Толстой есть выразитель телесно-духовного душевного чел., которая обращена к плоти таинственной области, где совершается борьба зверя и Бога. Достоевский провидец духа. Он думает о царстве вына, думает больше о том, кто был и есть, нежели о том. Кто был есть и будет..
Эссе «Грядущий храм», подвергает критике социализм и мещанство, три ипостаси характерны 1. Настоящее лицо самодержавия
2.лицо, прошлое православие, главный порок служение Божиим кесарю 3. страшное лицо люмпен пролетария этим лицам противостоят: живая плоть народа, живая душа и нтеллигенция живой дух России. Чтобы не произошло борьбы но настало единение необходимо религ. Возрождение и общественное. ..еще трилогия Тайна трех:размышляя над судьбами совре цивилизаций, которые вобрали и цивил Египат, Вавилона, постигнет судьба Атлантиды, потому что она не услышала весть Иисуса и пришла к царству св. духа, к 3 завету. Для М. будущее это новая всемирная война, Европа, та которую мы знаем погибнет, наступит конец нашего света, мысли, идей. Онтологические идеи: за дух, плоть не признавал, эти начала не должны умалять друг друга но быть союзниками для 3 истоки хр. Троицы надо искать в самофракийских таинствах, мистетий у язычников уже было 3-ех ипостась Символ веры исповедует 3. надо вернуться к первоначал неслияному единству, но в новом диалектич варианте 3 завета. А он гласит: в боге три начала, первое отрицающее или замыкающее – огонь закона, гнев; второе- утверждающее или расширяющее – веяние тихого ветра, любовь. И третье соединяющее два вервых. Нет, да, да и нет. Именно царство духа делает тожденственым два начала дух и плоть. Незадолго до революции он высказывает идеяю что дух есть мать. Россию спасет Христос и мать. Если два первых завета уничтожают друг друга отец, сын, то настанет время антихриста., Онтологическая глубинная связь назревает при возможности 3 завета духа-матери, где и происходит согласование двух первых в царство Божие Дух мать говорит еще а тайне пола. В поле происходит соединение, касасние с миром иным. Пол трансцендентен и находится в 4 измерении. В христ. Вместо матери дух Бын рождается без матери т е. вовсе не рождается, а потому нужна новая религия. Философия пола Мережковского ориентирована на решение так называемой тайны трех и проблемы святости пола. В тайне единого Бога Отца-тайна божеств «я», вторая тайна-тайна дрвух, как отношение «я» к «не-я». Через пол совершается проникновение одного бытия в другое, отсуда рождение нового существа В троице-рождение Сына.
3тайна-св. духа, все вместе, образ Ц.Божия.
Идея святой плоти – это попытка достигнуть обожения через плоть, но это оказалось утопией.
3. В.В. Розанов философия пола
читать дальше? встает в книгах «темный лик» и «люди лунного света»
20апреля 1856 костромсая губерния бедная семье
Вся метафизика человека сосредоточена для Розанова в тайне пола, – но это абсолютно далеко от пансексуализма Фрейда [47], ибо все в тайне пола очеловечено у Розанова. Мы еще будем иметь случай коснуться замечательной его формулы: «То, что человек потерял в мироздании, то он находит в истории» [48]. Для нас сейчас существенно в этой формуле указание на то, что человек «теряет» в мироздании, – но он не теряется в нем, – он «включен в порядок природы, и точка этой включенности и есть пол, как тайна рождения новой жизни. Именно эта «творящая» функция пола нужна и дорога Розанову; ведь пол, по Розанову, «и есть наша душа» [49]. Оттого Розанов даже утверждает, что человек вообще есть «трансформация пола» [50], – но это совсем не есть какой-то антропологический «материализм», а как раз наоборот. «Нет крупинки в нас, ногтя, волоса, капли крови, – пишет тут же Розанов, – которые не имели бы в себе духовного начала» [51]. Появление личности есть огромное событие в жизни космоса, ибо во всяком «я» мы находим обособление, противоборство всему, что не есть «я» [52].
Христианство бесплотно, ничего полового нет в Христе, ни в Божией матери, ни в непорочном зачатии. Христианство бессемени, а иночество составляет всю ее метафиз. Все содержание Н.З сводится к указаниям не тяготей к женщине, а следовательно. Нет супружеству, и семье.Церковь отказалась освятить пол, любовь в результате мир и человек потеряли целостность, разделившись на грешников и непорочных Розанов обращается к иудаизму к В.Завету в новом завете он обнаруживает тенденцию к регрессу, надо говорить два Бога, а не один, ведь все по образу и подобию. Пол есть сила, христианство должно хотя бы отчасти стать фаллическим., он проповедовал пол, вводя его в веру. Проблема пола у Розанова раскрывается через здорову сексуальность, брак, семья, деторождение Пол-универсальная природная сила, общий закон природы и Бога. Пол определяет чел. Жизнь, индивид. Стремление к противополож полу объясняется стремлением к полноте жизни. Амплитуда полового напряжения колеблется от повышенной сексуальности до ее отсутствия . Сущность наивысшего напряжения полов – в противоположности, она выражает сильнейший пол. План всемирной истории, также объясняется половым напряжением, половое чувство влияет на развитие европейской цивилизации. Есть люди третьего пола в их хар-ре много лунного, нежного – они полезны для культуры, но разрушительны для цивилизации Это как правило святость, религия, духовное творчество- это монах, инок.
4. Вехи история содержание, значение
читать дальшеВ – сборник статей о рус. Интел опубл. 1909. В сборнике дана концентрированная критика миросозерцания рус инт. Она то и вызывала столь бурную реакцию. К19-н20 рус культура испытывала обновление , это эпоха сереб века культ ренессанса многие в миг стали эстетами, поэтами… отказывались от утилитаризма в искусстве, позитивизмом. Интуитивизм, экзистенц был популярен, что получил название нового религ сознания. И дух ренессанса (достоевск, соловьев) влияние Ницше, Маркса. Отход от марскизма к идеализму у всех закончился почти одинаково в 1902
Вехи-осмысление соц, дух опыта, судеб России и русского освободит движения. Черты Интел: вина перед крестьяством, стремление помочь народу, аскетизм, боязнь быта, презрение. Булгаков в Вехах: была доза бессознательно-религ отвращения к духовн мещантсву, к цартсву от мира сего с его успокоенным самодовольством. Мечта о граде божием, спасении, очищении если не от греха, то от страданий Инициатором выпуска Вех был Гершензон –историк рус. Общ. Мысли Участникам сборника было выдвинуто условие статьи друг друга не обсуждать и не читать (Струве, Бердяев, Изгоев, Франк) все поднимали ?: о первичности теорет и практич сторон духовной жизни над внешними формами; и полит обществ деять рус Интел. Ст. Бердяева 1-ая Философская истина и Интел. Правда поднимает: ? о русской Интел и ее кружковый характер, где царит утилитарно-моральный критрерий отношения к дух жизни сужая ее до мин.ведь интересы распределения и уровнения всегда детерминировали над творчеством и производством. Правда Интел заключается в изгнании истины, за счастье народа
Булгаков «Героизм и подвижничество» Героизм нашего народа зачастую имеет дух гордыню и желание всех облагодетельствовать, основание этого вера в естественное совершенство человека, в бесконечный прогресс, необходимо преодолеть внешнее неустройство, внешн. Формами.- это механистично. Гершензон, дала острый материал: смысл таков, Интел живет двойной жизнью с одной стороны, она живет в событиях переживающих весь народ, с другой оторвана, от народа, от цельной души, от религ. Миросозерцания. Нам надо не только не сливаться с народом но и бояться его пуще всякой власти, только пока еще штыки и тюрьмы на разделяют – это извечный барьер непонимания ее надо преодолеть через возрождение самосознание, что приводит к религии. Изгоев: обращение к студенческой молодежи. Костяковский: в России нет правосознания а потому все дозволено, русский какого бы звания он не был обходит и нарушает закон всюду. Струве: «Интел и революция» только путем медленной эволюции возможно изменение, путем выработки иного нравтсвенно-религ
Сознания, делать революц без самовоспитания, как мин алогично, там царит ненависть, фанатизм, убийство, легковерие без веры, борьба без творчества, фанатизм без энтузиазма вообщем вся форма религиозности без его содержания. Франк «этика нигилизма» пишет о потерях всех ценностей рус. Интел и призывает уйти от противокультурн нигилизма перейти к творческому, созидающему культуру религ. Гуманизму Позиция вех оказалась во многом уязвимой, год спустя после выхода вех появился сборник статей Вехи как знамение времени, полемизировали социалисты-революц, были достойные ответы на каждое против и за философов К примеру: социализм признает развитие внутри личности, поэтому он и стремится к интегральному всестороннему развитию о освобождению личности как будущего свободного творца, создать зерна новых обще отношений, единиение людей, новые переживания в лице труженика.
5. «Вехи»: статья Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда»
читать дальшеСтатья Н. А. Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда» (первая в «Вехах») посвящена особенностям философских исканий русской интеллигенции и ее связи с мировой культурой. Одной из наиболее характерных особенностей русской интелли¬генции, по мнению автора, является ее кружковый характер. В ее среде господствовал «утилитарно-моральный критерий» отноше¬ния к духовной жизни, сужающий горизонты ее сознания. «На¬роднически-утилитарно-аскетическое отношение к философии» Н. А. Бердяев объясняет тем, что «интересы распределения и урав¬нения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда до¬минировали над интересами производства и творчества»". Не из¬менили отношения к философии и «марксистские победы над народничеством». Социальные идеалы — это кумир, которому по¬клонялась русская интеллигенция, и поэтому она принимала лишь ту философию, которая их «санкционировала» бы. По Н. А. Бер¬дяеву, это, как правило, малоценный материализм и атеизм. Вы¬вод малоутешителен: «интеллигентская правда», укладывающаяся в формулу «да сгинет истина, если от гибели ее народу будет луч¬ше житься, если люди будут счастливее; долой истину, если она стоит на пути заветного клича "долой самодержавие"»12, победи¬ла «философскую истину». Выход из этого кризиса безоглядного идолопоклонства Н. А. Бердяев видит в «признании самоценнос¬ти истины, в смирении перед истиной и готовности на отречение во имя ее»13. Для русской философии, как и для русской интелли¬генции, характерна «жажда целостного миросозерцания, органи-
ческого слияния истины и добра, знания и веры». Это порождает у Н. А. Бердяева определенный оптимизм. В его статье много ин¬тересных наблюдений, «эскизов» для будущих работ.
6. «Вехи»: статья Булгакова «героизм и подвижничество»
читать дальше«Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)» — таково название веховской статьи С. Н. Булгакова, самой большой в сборнике. Героизм рус¬ской интеллигенции — общепризнанный факт, несомненная ее заслуга. Правда, автор считает, что лежащее в основе героизма самопожертвование имеет свою теневую сторону — духовную гордыню, или политику облагодетельствовать человечество, всех страждущих своими собственными силами, внешними по отноше¬нию к ним. В основании такого миропонимания лежит, по мнению С. Н. Булгакова, своеобразное понимание религии человекобоже-ства. «Основным догматом ее, свойственным всем ее вариантам, является вера в естественное совершенство человека, в бесконеч¬ный прогресс, осуществляемый силами человека, но, вместе с тем, механическое его понимание. Так как все зло объясняется внешним неустройством человеческого общежития и потому нет ни личной вины, ни личной ответственности, то вся задача общественного устроения заключается в преодолении этих внешних неустройств, конечно, внешними реформами»14. Не вызывает сомнений наро-долюбие русской интеллигенции, ее моральная чистота.
Однако выше героизма С. Булгаков ставит подвижничество как систему самоотречения, нравственного самовоспитания.
7. «Вехи»: статья Кистяковского «В защиту права»
читать дальшеПравовой аспект деятельности интеллигенции в борьбе за соци¬альные преобразования исследует Б. Кистяковский в статье «В за¬щиту права. (Интеллигенция и правосознание)». Статья эта — одна из наиболее пророческих. На большом количестве примеров ав¬тор показывает, как низко правосознание русской интеллигенции. Можно сказать, его нет вообще. А без этого нет правового госу¬дарства, и, выражаясь словами одного из героев Достоевского, тогда — «все позволено». Самые радикальные революционеры типа бакунинцев, нечаевцев, ткачевцев отличались пренебрежени¬ем к правовым нормам и законностям. Б. Кистяковский привел са¬тирические строки Алмазова:
По причинам органическим Мы совсем не снабжены Здравым смыслом юридическим, Сим исчадьем сатаны. Широки натуры русские, Нашей правды идеал Не влезает в формы узкие Юридических начал.
Б. Кистяковский убедительно показывает, что образованное русское общество, к сожалению, не имеет таких традиций, как западное, где идеи права, защиты интересов нации и личности выражены в классических трактатах. Правовая культура там ста¬ла частью общей культуры. Б. Кистяковский опирается в анализе этого изъяна духовной культуры на традиции Герцена, который писал, что «русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и со¬вершенно так же поступает правительство»19.
8. Бердяев как философ-экзистенциалист
читать дальшеВ ходе длительной эволюции философских взглядов Н. А. Бер¬дяева, смены объектов философствования неизменной оставалась его главная установка — сделать свою философию сознательно антропологической. Он пытался создать объективно-идеа¬листическую «свободную христианскую философию», чуждую научности. Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, т. е. о человеческом существовании, в котором раскрыва¬ется смысл бытия. Философия должна быть основана па духов¬ном опыте: она субъективна, а не объективна. Поскольку наука изучает внешний мир и его феномены, она не имеет никакого от¬ношения к внутреннему духовному миру человека, который и яв¬ляется подлинным предметом философии. Философия должна быть только «личной» и начинаться с размышления над «моей» судьбой, над «я», а не с объекта. Она должна выйти из «мировой данности», освободиться от внешнего для нее авторитета, как тео¬ретического, так и практического. Только такая философия, антро¬пологическая и антропоцентрическая, считает Н. А. Бердяев, смо¬жет спасти человека.
По Бердяеву, экзистенциальная философия есть утверждение познания мира в человеческом существовании и через человечес¬кое существование. Говоря о познании, нельзя противополагать его бытию, оно — со-бытие, внутри бытия. Бердяев пишет: «Позна¬ние не есть отражение бытия в познающем субъекте. Познание носит творческий характер и представляет собой акт постижения смысла. Противопоставление познающего субъекта объекту позна¬ния ведет к уничтожению бытия как субъекта, так и объекта»'\ Идея бытийственного познания включает в себя, помимо отражс-
77
ния бытия, реакции или рефлексии, сам фактор человеческого бытия, его приращение посредством познания. Познание тайны бытия возможно только через познание тайны человека. Человек стоит перед абсолютным бытием и стремится познать его. Сделать это он может, либо погрузившись во внешний мир, представив себя его частью (но это тупиковая ситуация, так как часть не способ¬на постичь целое), либо осознав свою значимость для него, сле¬довательно, погрузившись прежде всего в глубины своего бытия, предполагая себя активным центром бытия. В этом случае чело¬век и окружающий его мир предстают друг перед другом как це¬лое перед целым, они «меняются своими силами как равные»16.
В основе этой гносеологической установки лежит простая схе¬ма: равное познается равным. Вселенная — это целое, которое может быть постигнуто только целым. Человек дерзает познать и действительно познает это целое, поскольку он соразмерен Все¬ленной как малая вселенная, микрокосм. Путь к познанию бытия пролегает через исследование человеком глубин собственного бытия. Для Бердяева человек дан себе первично, переживает себя как факт внеприродный. «Человек себя знает прежде и больше, чем мир, и потому мир познает после себя и через себя»17. Таким образом, самосознание трансцендентно природному миру.
Чтобы сохранить бытие и в познающем субъекте, и в познава¬емом объекте, надо объект заменить понятием объективации. Есть разные ступени познания и соответственно разные ступени объек¬тивации. Чем больше объективировано познание, тем больше его логическая общеобязательность, имеющая социальную природу, тем ниже ступень духовной общности людей. Истинность и ре¬альность отнюдь не тождественны с объективностью. Объективи¬рованное познание, соответствующее падшести мира, т. е. внут¬ренней разорванности и разобщенности, имеет дело с общим, а не с индивидуальным. Невозможно объективирование метафи¬зики, основанной на системе понятий. Будучи философией чело¬веческого существования, метафизика неизбежно субъективна, а не объективна. Это, однако, не означает, что ей чужда онтологи¬ческая проблематика.
9. Философия свободы Бердяева
читать дальшеГлавным онтологическим началом в философии Н. А. Бердяе¬ва является свобода: «Для мистической философии свобода есть
исходное, она утверждается в ее безмерности и бездонности и ни на что не сводима»18. Утверждаемый философом примат свободы над бытием определяет основные постулаты его философского видения мира: примат духа над природой, субъекта над объектом, личности над обществом, творчества над эволюцией и т. д.
Свобода, считает Бердяев, — это абсолютная, иррациональная категория, она несоизмерима ни с какими другими категориями. Ее уникальность состоит в том, что она добытийственна и суще¬ствует как нечто, «бездна» (понятие заимствовано Бердяевым у сред¬невекового мистика Я. Беме), представляет собой иррациональную субстанциональную силу, способную творить из ничего. Эта «без¬дна» (1}п%гипс1) — основа бытия, из нее рождается Боготворсц, который в свою очередь рождает мир. Философ утверждает дуа¬лизм Бога-Творца и несотворенной свободы. Это утверждение — самое оригинальное в философии Бердяева — освобождает Бога от ответственности за зло, происходящее в мире. Таким образом, Бог у Бердяева всеблаг, но не всемогущ: он ника¬кой власти не имеет.
Свобода сама дает (или не дает) согласие на вхождение в Цар¬ство Божие. Да и акт первотворения — это тоже акт свободы: не¬сотворенная свобода согласилась на бытие. Человек же — дитя Божье и дитя свободы, «творение Бога через Премудрость, через Божию идею и вместе с тем дитя меонической несотворенной сво¬боды, дитя бездны, небытия»19.
Свобода пронизывает всю человеческую деятельность, является состоянием его творящего сознания, которое нельзя рационально, научно объяснить, а можно только пережить. Вне свободы воз¬можна только имитация мысли. Свобода как состояние познания имеет потенцию прорываться в трансцендентное; она «положи¬тельная творческая мощь», источник энергии, не подчиняющейся началам термодинамики. Вне сознания свобода — некая ничем не детерминированная трансцендентная реальность, некоторый предел, «безосновная основа бытия».
Основная онтологическая категория философии Н. Бердяева — человек, поскольку он стоит в центре мира «и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него». Человек и мир обогащают Божественную жизнь. Потому что «Бог с человеком есть нечто большее, чем Бог без человека и мира». Человек явля¬ется единственным носителем духа (духовным существом), носи¬телем добра и красоты, реализует высшую Божественную правду. Он высокая материальная структура (микрокосм), содержащая все элементы мира (макрокосма). Вселенная входит в человека, подда¬ется его творческому усилию как малой вселенной, микрокосму.
Итак, человек двойственен: с одной стороны, он природа, органическое существо, с другой — образ и подобие Бога, т. е. он не только личность, но и индивидуум. Но Бердяеву, «личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая», или, другими словами, как ин¬дивидуум человек — часть природы и общества, а как личность человек — целое, соотносимое с обществом, природой и Богом. «Духовная основа в человеке не зависит от природы и общества и не определяется ими»20.
Столь значительное место человека в мире определяется тем, что он является носителем добытийной свободы. Первенство че¬ловека в мире — его главная, т. е. абсолютная, характеристика. Он, кроме того, экзистенциальный субъект, некая данность, соб¬ственно сознание, стремящееся к самоутверждению. Это объяс¬няет происхождение зла в мире и возможности творчества и но¬визны в нем. Подлинное бытие человека (экзистенция) первично по отношению к любому возможному вне его бытию, как природ¬ному, так и социальному. Этот мир объективирован, превращен в объект, материализован экзистенцией. Поэтому мир человека есть его объективированная духовность. Каков дух человека, таков и его мир. Стать личностью — задача человека.
Как субъективный идеалист, Бердяев считает, что объективной реальности не существует, она всего лишь иллюзия сознания. Ре¬альность есть не что иное, как объективация, порожденная извест¬ной направленностью духа. Она не само бытие, а качество бытия. Всякая сущность и смысл существуют лишь в духе, а не в мате¬рии, бытии, которые суть категории объективированного духа. Поэтому «дух не есть объект», «объективного духа не существу¬ет». Объективация существует как неподлинное состояние подлин¬ного бытия, потерявшего свободу.
10. Смысл творчества Бердяева
читать дальшеНаиболее наглядно объективация проявляется в социальном мире. В книге «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» Н. А. Бердяев определяет объективацию как со¬циальное царство механических коллективов, как отчужденность в них субъекта, поглощенность личного общим, подавление сво¬боды, господство детерминации, как социализацию человека. Н. А. Бердяев вводит в свою концепцию понятие «объективация», родственное терминам «опредмечивание» и «отчуждение». Мир объективации — мир явлений. Объективация есть отчуждение и разобщение. В объективации нет «приобщения». Она оставляет субъекта в одиночестве, а вместе с тем принуждает к сцеплению и связанности с другими и с другим. «Объективация есть утеря свободы духа, хотя она выражает события духа. Мир объектива¬ции не духовный мир»21. Объект — нечто чуждое свободе и духу. В результате постоянного проявления этой несвободы от мира че¬ловек страдает. Страдание — это собственно человеческое состо¬яние («Я страдаю, следовательно, существую»), показывающее, что дух человека, хотя и угнетен, но не сломлен. Страдание порожда¬ет у человека страх, а страх — надежду, тоску, скуку. Это непод¬линное состояние прерывается лишь смертью.
Для человеческого существования, по мнению Бердяева, ха¬рактерно прежде всего чувство одиночества. Оно не было свой¬ственно древнему человеку, жившему в коллективном родовом быте. Ограниченное пространство сплачивало людей, предохра¬няло их от одиночества. Теперь, писал Бердяев, люди вообще на¬чинают жить во вселенной, в мировом пространстве с мировым горизонтом, и это обостряет чувство одиночества и покинутости. Человек одинок и в этом остром и мучительном чувстве переживает свою личность, свою собственность, свою единственность, непов¬торимость, свое несходство ни с кем и ни с чем на свете. Вес ему кажется чужим и чуждым. Он не у себя на родине, не на родине своего духа, а в чужом ему мире. И люди воспринимаются им как относящиеся к другому, чужому, не его миру. Мир и люди для него — объекты. Объективированный мир никогда не выводит его из одиночества. Человек тоскует от одиночества, тоскует по об¬щению не с объектом, а с «другим», но и боится встречи с ним. «Болезнь одиночества есть одна из основных проблем философии человеческого существования как философии человеческой судьбы».
Н. А. Бердяев рассматривает различные формы объективиро¬ванного мира — экономику с ее товарным производством, техни¬ку, государство, церковное устройство и т. п., все это анализирует¬ся им под углом зрения человеческого существования, воздействия на духовность человека. Так, техника — этот продукт человечес¬кого духа, вызвавший мощные силы природы и заставивший их служить человеку, — очевидным образом превращает тело чело¬века в средство, в инструмент, в техническую функцию. Техника обратилась против человека. Машина требует, чтобы человек при¬нял ее образ и подобие; техника «хочет» овладеть духом и рацио¬нализировать его, превратить в автомат, поработить его. «Машина и техника наносят страшные поражения душевной жизни челове¬ка, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилиза¬ции... Сердце с трудом выносит прикосновение холодного метал¬ла. Оно не может жить в металлической среде. Для нашей эпохи характерны процессы разрушения сердца как ядра души... Все разложилось на элемент интеллектуальный и на чувственные ощу¬щения... Техника наносит страшные удары гуманизму, гуманисти¬ческому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и культуры. Машина по природе своей антигуманистична»23.
Самые разные экономические системы оказываются связан¬ными с отчуждением, враждебны духу; в них сильны стремления к превращению человека в бездуховный объект. «Эксплуатация че¬ловека человеком, как и эксплуатация человека государством, есть превращение человека в объект. Преодоление же эксплуатации есть раскрытие "ты". Но "ты" не раскрывается ни в капитализме, ни в материалистическом коммунизме»24. В объективации экономики дух порабощен. Это более всего обнаруживается в экономике ка¬питалистической. Власть денег есть лживый предел объективации, отчуждения человеческого существования, «Социализм восстает против этого, и смысл социализма должен бы быть в субъективации человеческого существования, но социалистическая экономика может также оказаться не соответствующей замыслу духа о ней... Отчуждение духа от самого себя и ведет к перерождению духа в насилие. Такова объективация духа в государстве, такова приро¬да власти, которая приписывала себе духовный источник и почи¬талась священной»25.
Объективация духа в церкви приводила, по словам Бердяева, к ложным сакрализациям, к ложным святыням. Есть религии, в которых дух переходит в свою противоположность, почитается за объект: Бог — все, человек — ничто. Человек всегда несер в себе, хотя и потенциально, искру Божью: свободу и творчество. Поэтому человек, если он этого хочет, опираясь на них, свободно творит себя, выбирая между добром и злом. В акте творчества человек становится соравен Богу, потому что творчество есть продолже¬ние миротворения; «продолжение и завершение миротворения есть дело Богочеловеческое, Божье творчество с человеком, че^овечес-кое творчество с Богом». Творчество — это акт перехода из небы¬тия в бытие, творчество из ничего в творчество из свободы. В отли¬чие от Бога, человек в творчестве нуждается в материале.
Творчество и свобода взаимосвязаны: «Пробуждение творческой энергии человека есть внутреннее освобождение и сопровождается чувством свободы, Творчество есть путь освобождения. Освобож¬дение человека не может образовать в нем пустоты. Освобожде¬ние человека не от чего-то, но и для чего-то. Вот это д л ^ и есть творчество человека»26.
Важнейшей задачей творчества является антроподицея. Только в творчестве проявляется суть человека, истинное назначе¬ние, глубинная экзистенция: «Я совсем не ставил вопроса об оправ¬дании творчества, я ставил вопрос об оправдании творчеством. Творчество не нуждается в оправдании, оно оправдывает челове¬ка, оно есть антроподицея».
Творчество трагично, поскольку в нем всегда наблюдается не¬соответствие творческого замысла и воплощения в продуктах твор¬чества, которые всегда ниже замысла. И все же творчество, в про¬тивоположность эволюции, которая основана на детерминизме, исходит из свободы; в нем еще не завершенный мир продолжает твориться.
Творчество осуществляется во времени, и смысл его задается конечным результатом, т. с. выходом за пределы конечного, выхо¬дом из времени в вечность.