"...принадлежит к тем людям, о ком все отзываются хорошо, но чьего общества не ищут, кого все счастливы видеть, но с кем забывают затем обменяться даже двумя-тремя словами." (с) Джейн Остин
46. Совесть.читать дальше Способность чел. духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми или требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека, с.-нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо и несправедливо. Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть, как нравственное изначальное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христ. Этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. Для канта авторитарный судья совести - это идеальная личность, которая сама себе создает разум. В фундаментальной онтологии хаддеггера совесть - призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности к свободе на основе ничто.
Этот призыв делает возможным движение собственного становления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (Брехт) Для зрелого чел. существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ходе его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд). Совесть включает оценку ответственности перед обществом, предполагает способность индивида критически относится равно к своим и чужим мнениям и ответственности человека за собственные действия и все того, что происходит вокруг него. С -общественно воспитуемая способность чел. С может проявлятьсься как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний.
47. Справедливость- читать дальшеобщая нравственная санкция совместной жизни людей. С - есть разумность общественной жизни, является основной добродетелью соц. института В этическом аспекте с. Выступает как равенство в достоинстве быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами. Основанием справедливости оказывается взаимность ЗПН. В правовом аспекте справедливость выступает, как формальное равенство к требованию закона, правила, норм поведения. С - три вида: 1. Коммуникативная - договор, обмен 2. дистрибутивная - распределительная и перераспределения (уравнивающая-ретрибутивная) 3. Миалистская - регулирует отношения индивида и общества и определяет границы между лояльностью и причиной гражданского неповиновения. С представляет собой способ отношения к другому лицу, опосредствованный отношением к благам, на которые они оба претендуют. С чел. и общество суть такие, которые могут найти нравственную меру в распределении выгод, тягот, а нравственной может считаться та мера, которая устраивает всех. Сущ-ют три исторически выработанных принципа распределительной с: каждому поровну, по заслугам, по потребностям. Соврем этич дискуссии о справедливости фокусируются вокруг теории дж Ролса. С. Предлагает идеально типическую модель, ее нормативной основой являются два принципа: каждый чел должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных осн. Свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других 2. Соц. и эконом неравенства должны быть устроены так, чтобы они были А. К наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших б. делали доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей.
Гусейнов:читать дальшеСправедливость - одно из основных понятий нравственного сознания и важнейшая категория теоретической этики. Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обязанности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц (например, правило равного воздаяния) и уравнительное распределение или разные обязанности для разных лиц (например, дифференцированный уровень ответственности при выполнении разных работ) и дифференцированное распределение.
В связи с тем, что вопросы распределения благ и характер ответственности в развитых обществах регулируются не только моралью, справедливость также является категорией политического и правового сознания. Тем не менее в той мере, в какой политические решения и законы рассматриваются как справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, о том, согласны ли люди жить в обществе, имеющем такие законы и проводящем данную политическую линию, или же они отвергают его как негуманное, бесчеловечное, унижающее достоинство человека или отдельных групп людей и т.д.
Категория справедливости играла важную роль в этике Аристотеля, была основополагающей для таких мыслителей, как Дж. Локк, Г. Спенсер, П. Кропоткин. Интерес к категории справедливости особенно проявляется в этических исследованиях в Новое время, когда начинается развитие буржуазных демократий, обосновываются идеи правового государства.
Отношения людей друг к другу отражаются в понятии справедливости в связи с их принадлежностью к некоторому целому. Вне понимания значения сохранения этого целого в интересах всех оценка отдельных нравственных действий как справедливых или несправедливых теряет смысл. Аристотель верно обратил внимание на то, что справедливость выражает не какую-то одну добродетель, а охватывает их все. Он говорил, что "... правосудность (справедливость. - Прим. ред.) есть полная добродетель, [взятая], однако, не безотносительно, но в отношении к другому [лицу]. Поэтому правосудность часто кажется величайшей из добродетелей, и ей дивятся больше, чем "свету вечерней и утренней звезды"1.
Производность представления о справедливости от идеи о том, что нужно обеспечить стабильность некоторого целого, что без этого нельзя сохранить условия собственного бытия, подтверждается примитивными верованиями древнего человека. На сохранение целостности направлены магические действия, предполагающие воскрешение убитого на охоте зверя, символические порезы, наносимые охотником себе, после того как на охоте была пролита кровь добычи. В работе П. Кропоткина "Этика" из идеи сохранения целостности непосредственно выводится идея равенства воздаяния, а затем и более развитые представления о справедливости. "Первым зачатком обобщения в природе, - такого еще неопределенного, что оно едва отличалось от простого впечатления, - говорит Кропоткин, - должно было быть то, что живое существо и его племя не отделены друг от друга"1. Эта обобщающая логика мышления приводит к возникновению представления о справедливости. Оно связывается со стремлением к восстановлению нарушенной из-за неправильных действий гармонии целого. Первобытные дикари и более цивилизованные народы по сию пору понимают под словами "правда", "справедливость" восстановление нарушенного равновесия2.
Более развитые представления о справедливости требуют, однако, не просто воспроизводить идею сохранения равенства, но также отразить индивидуальный вклад каждого в производство общественного богатства.
В связи с этим в концепции Аристотеля различается распределительная и уравнительная (направительная) справедливость. "... Распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство"3.
Направительное право фактически означает, что соблюдается эквивалентный обмен моральными качествами, что правила, одинаковые для всех, должны всеми обязательно выполняться. Это составляет содержание направительного права (утверждающего равное отношение к закону) и направительной справедливости, оценивающей такое состояние как позитивное, необходимое. "Ведь безразлично, кто у кого украл - добрый у дурного или дурной у доброго - и кто сотворил блуд - добрый или дурной; но если один поступает неправосудно, а другой терпит неправосудие и один причинил вред, а другому он причинен, то закон учитывает разницу только с точки зрения вреда, с людьми же он обращается как с равными"4. По существу Аристотель в своих рассуждениях о направительной справедливости улавливает одну из самых существенных характеристик права как применения равного масштаба к неравным лицам. Но он рассматривает это не только в качестве специфической черты правовой регуляции, но и в качестве неотъемлемого элемента морального понимания справедливости. Здесь нет никакого противоречия. Принцип равного обмена нравственными характеристиками работает в морали. Он только представлен здесь не столь формально, как в праве, и не исчерпывает всего многообразия нравственных отношений. Например, я могу быть милосердным, могу прощать человека, который обошелся со мной дурно, и тем самым не соблюдать эквивалентного обмена нравственными характеристиками. Такой тип поведения, собственно, уже выходит за рамки обычного понимания справедливости, хотя прощение тоже можно считать справедливым, если учитываются все обстоятельства, вынудившие того или иного человека совершить дурной поступок.
По мере того как индивидуализация личности осознается в качестве все большей и большей ценности, в идеях справедливости также отражаются условия личного бытия, необходимые для индивидуального самовыражения. В этой связи уже само общество подвергается оценке с точки зрения того, насколько оно защищает индивидуальные права личности и насколько оно дает возможность для самореализации каждого человека.
Однако возможность самореализации каждого всегда соотносится в понятии справедливости и с интересами всех, с исходной идеей сохранения целостности и приумножения принадлежащего всем богатства. В силу этого категория "справедливость" показывает, до какой степени допустима индивидуализация. Превращение удовлетворения личного интереса в единственный критерий ориентации поведения всегда оценивается в нравственном сознании как несправедливое, как эгоизм.
Таким образом, мы можем выделить следующие критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости:
уравнивание, направленное на сохранение целого;
оценка индивидуального вклада каждого в увеличение общественного богатства (в укрепление могущества целого);
защита индивидуальности;
условия для утверждения индивидуальности (возможности для самореализации);
допустимая степень выражения собственного интереса.
Одной из современных этических теорий, пытающейся достигнуть баланса названных критериев, является теория справедливости Дж. Ролза. Она дана в тексте в качестве примера построения этики на базе категории справедливости как исходного и основного понятия этики.
48. Счастье и смысл жизни. читать дальшеАксиологические понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Фил. Традиция и обыденное сознание отождествляют счастье с высшим благом, рассматривают его в качестве общего знаменателя всех ценностных устремлений человека. С. Многоаспектное содержание, польский исследователь в. Татаркевич, написавший «О счастье» выделяет: 1 с.-благосклонность судьбы, удача. 2. состояние интенсивной радости 3. обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни 4. чувство удовлетворения жизнью С. Определяются потребностью человека, его дух. Развития, совершенства, добродетельности. В трактовке взаимосвязи счастья и добродетели:1. согласно одной, добродетель нужна и оправдана только как средство достижения счастья. Отождествляемая в этом случае с чувственными удовольствиями, пользой, прагматическими целями (гедонизм, утилитаризм) 2. добродетели и есть подлинное счастье (стоицизм) Аристотель: добродетель есть путь к счастью. Этическое учение рассматривающее счастье в качестве высшего чел. блага получило название эвдемонизма. сторонник Фейербах. По его мнению эвдемонизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Марксистская этика в значительной мере разделяет идеал эвдемонизма, счастье обусловлено качеством общественных отношений, соц. структурой общ-ва. Добродетель следует связывать с деятельностью по созданию достойных условий жизни. Из такого понимания вытекает, что счастье одних неразрывным образом связано с счастьем других, люди могут быть счастливы только вместе. Эвдемония ценность блага, относящаяся к внутреннему состоянию. Способность быть счастливым относится к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни и готовность признавать и осуществлять этические ценности.
Смысл жизни. понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Смысл усматривается в моральных установлениях земного бытия. 2 некие запредельные трансцендентальные формы. Теологическая концепция. Античность, смысл в идеале внутренней свободы (конфуц.даосизм) телеологическая - Аристотель - добродетели в них смысл и достижение счастья. «одним счастьем кажется добродетель, другим рассудительность, третьим -мудрость». Стоики - удел человека, мужественно воспринимать все невзгоды.» Человек должен подчинять свою жизнь поставленной им верховной цели и ей иерархически покарать все другие цели, свобода воли дает ему возможность подчинять свою жизнь этому верховному благу. Религиозный смысл земной истории чел-ва - спасение и искупление мира. Гегель: смысл жизни в саморазвитии и самопознании абсолютного духа. Кант в общеобязательном нравственном законе и разумной природе чел. Франк: жизнь должна служить абсолютному и высшему благу. Многие сходятся на понятии с.ж. как все же внеисторического процесса. Для того чтобы жизнь имела смысл необходимо существование бога и наша причастность к нему. Другая теория, что с.ж. не является надлинчным, или общественным, но диалектически объединяет цели и с.ж. человека и общ-ва которые могут не совпадать с.ж. оправдательная мотивация задается вопросом для чего мы живем.
Гусейнов про счастье:читать дальшеСчастье - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым. "Человек рожден для счастья, как птица для полета", - гласит русская пословица. Понятием счастья в самом общем виде обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах. Счастливой обычно именуется жизнь, состоявшаяся во всей полноте желаний и возможностей. Это - удавшаяся жизнь, гармоничное сочетание всех ее проявлений, обладание наилучшими и наибольшими благами, устойчивое состояние эмоционального подъема, радости.
Счастье как реальное явление и как предмет анализа трудно идентифицировать. Это обусловлено тем, что оно является своего рода интегралом человеческой жизни, связано со всеми ее сколько-нибудь существенными аспектами и проявлениями. В эмпирическом аспекте счастье неисчерпаемо, его нельзя рассчитать. В логическом аспекте оно бессодержательно; желающий установить общие определения и правила счастья вынужден будет повторить за Козьмой Прутковым: "Хочешь быть счастливым, будь им". Анализ жизненных контекстов, которые фиксируются в терминах счастья, и теоретических размышлений по этому вопросу показывает: счастье обнаруживается в напряжениях, возникающих в процессе взаимодействия различных силовых линий жизни и ставящих человека перед сложнейшими дилеммами. По крайней мере, три из них имеют существенный и универсальный характер.
От чего зависит счастье человека - от него самого или от внешних условий? Первоначально в культуре счастье понималось как удача, дар судьбы. Это получило отражение в этимологии слова. Праславянское sъcestъje расшифровывается как сложенное из "su" (хороший) и "часть", что означало "хороший удел"; по другой версии - "доля, совместная часть"1; соответственно быть несчастным - значит быть ни с чем. Древнегреческое eudaimonia, буквально означавшее доброго гения, также имело в виду его покровительство.
Зависимость жизни человека от внешних условий, в том числе от капризов судьбы, совершенно очевидна. Однако в совокупность обстоятельств, определяющих качество жизни человека, входит также его собственная позиция и активность - его сознательная воля. Судьба неравномерно распределяет среди людей свои награды и наказания. Но и люди по-разному реагируют на превратности судьбы и по-разному могут справляться с ними - одни пасуют перед незначительными трудностями, другие оказываются на высоте даже перед лицом великих бедствий. Человек реализует себя, раскрывает свои потенции, возможности, свое предназначение в целесообразной деятельности. Существенный этап самосознания человека (и в филогенезе, и в онтогенезе), кристаллизующийся в представлениях о счастье, связан с расчленением всей совокупности жизненных благ на два больших класса: материальные (внешние и телесные) и душевные. Данное расчленение призвано прежде всего отделить в жизнедеятельности человека то, что определяется им самим, от того, что от него не зависит. Анализ этих пластов человеческой деятельности, их структуры, взаимодействия, сравнительного удельного веса и т.д. призван ответить на вопрос о том, в какой мере счастье человека может быть делом его собственных усилий, сознательного выбора, ответственных действий. В осмыслении этого аспекта счастья в его соотнесенности с добродетелью важной вехой стало введенное Кантом понятие достоинства быть счастливым.
Относится ли счастье к сфере целей или оно является императивом - достижимо оно или нет? Счастье представляет собой фокус человеческой деятельности, ее высшую правду, смысл и красоту. Это - не просто благо, а благо благ; образно выражаясь, его можно назвать гаванью, куда держит путь корабль жизни. Счастье составляет глубинный источник человеческой деятельности и задает ей перспективу, без убеждения и веры в реальность, достижимость счастья она лишилась бы смысла и была бы невозможной как сознательная жизнедеятельность. Счастье - достижимая цель деятельности, пусть высшая, трудная, но тем не менее цель; оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Куда еще стремиться тому, кто уже достиг счастья?! Не случайно говорится, что счастливые часов не наблюдают: они как бы перемещаются в вечность.
Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья - прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Еще Эпикур говорил, что счастье бывает двух родов: "высочайшее, которое уже нельзя умножить", и другое, которое "допускает и прибавление, и убавление наслаждений"1. Первое свойственно богам, второе - людям. Это разграничение человеческого счастья получило развитие в религиозно-философских учениях, где оно приобрело форму разграничения между земным счастьем и потусторонним блаженством.
Счастье индивида и счастье общества - может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие? Одно из несомненных выражений счастья заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Счастье не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере, отчасти имеет вторичную природу и обусловлено определенными претендующими на общезначимость представлениями о счастье. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других, К примеру, не может быть счастлива мать, если несчастны ее дети, не может быть счастлив учитель, если несчастны его ученики и т.д. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. Л. Фейербах говорил, что эвдемонизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит: счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.
Таким образом, как мы видим, проблематика счастья в своей основе является этической. Счастье человека связано с его добродетелью, понимаемой и как собственная нравственная добротность, и как нравственные обязанности перед другими людьми.
49.Мораль и экономика. читать дальшемораль определяет наше бытие, отличительная особенность, взаимодействие с каждым соц. явлением, отражает специфику явления с которой взаимодействуют все стороны жизни. Играет по правилам этики, может видоизменяться. В основе взаимодействия м и соц. лежит противоречие общественного и личного блага.. Экономика - искусство управления хоз-ом. Цель экономики - благо, служение жизни. Экономическая этика, обосновывает эконом культуру, и ведение. Э. деятельности А.Рих. Этика экономики три раздела: Э. производства- основа гарантия эк. Порядка. Эк. Порядок, что следует производить и в каком кол-ве. Вопрос разумной меры эк. Как должно быть организовано производство? Для кого должны производится товары? Этика распределения, кто должен быть субъектом распределения.. Субъект распределения - собственник, инвестор, потребитель. Для того чтобы распределение было справедливым надо правильно выбрать: по труду; по потребностям; по соц-эк статусу. Проблема неравенства и его мораль. А Смит. Исследование о природе и причине богатства народов. «Трактат о моральных чувствах». Мат бог-во определяет моральную ценность; бог-во условие свободы в выборе образе жизни, досуга. В современном мире бедность порок, говорит об отсутствии трудолюбия.
Русские фил идеалисты говорят о достатке, как золотой середине. Э. потребления может быть как благим, так и злым. Эк-ка должна приносить прибыль, а ее достижение возможно различными способами (индивидуализм, эгоизм) вытекают из экономической подоплеки. Мораль не может стать действенной вопреки экономики Этика рыночной экономики должна стать этикой порядка. Мораль капиталистических отношений двойственна: оправдывает нормы и цели, прибыль и успех. Конкуренция опасна т. к. не знает механизмов сдерживания., такими мех-ми должны стать нормы и рамки, ориентиры. Программа «Деловая культура России» были разработаны этич. Нормы.1 уважай власть - это гарант порядка 2. будь честен и правдив - фундамент предпринимательства.3. Уважай право частной собственности. 4.Люби и уважай человека. 5. Будь верен своему слову. 6. Живи по средствам, не зарывайся. 7. Будь целеустремлен. Цель не может затмить моральные ценности. 1.принципы личности: прибыль важнее, но честь дороже; воздерживайся от насилия или угрозы. « принципы профессиональные: веди дело сообразно со средствами; оправдывай доверие; Будь таким каким ты сам, хочешь видеть своего партнера; конкурируй достойно; 3 принципы гражданина: соблюдай закон, объединяйся с единомышленниками на основе закона, твори добро для людей, минимальность ущерба природе, проявляй терпимость
50.Мораль и политика. читать дальшемораль определяет наше бытие, отличительная особенность, взаимодействие с каждым соц. явлением, отражает специфику явления с которой взаимодействуют все стороны жизни. Играет по правилам этики, может видоизменяться. В основе взаимодействия м и соц. лежит противоречие общественного и личного блага.
Политика - система общ. Отношений в форме которых реализуется деятельность классов, партий, гос-ва по защите и осуществлению коренных, групповых классовых интересов. Из пол-ки невозможно изъять моральные отношение, цель сохранение общности ч/з упорядоченные отношения в этой общности. Необходимость золотой середины П и М. 1. Разумность, граничащая с прагматизмом 2. Справедливость 3. Мужество.( полит воля принимать решение).4. Умеренность - расстановка приоритетов.. В демократическом выборе: любовь к порядку, следование долгу, точность, старательность. Социальные приоритеты, как нормативная этика добродетелей: Мир, Свобода, справедливость.
51. Мораль и право. читать дальшеНормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. П -моральное ,религ, уравнительное, урезное. П. признание формального равенства фактически различных людей подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Там где нет свободы не может быть права. Закон это форма конкретизации, право конкретная форма его выражения и действия. Отсюда вытекает двуединое требование: П должно стать законом, закон должен быть правовым. Право есть объективное отношение, в котором выражается степень свободы чел. поступать так или иначе, делать что-то или не делать. Совокупность всех прав и свобод, которые человек имеет в силу своей естественно-соц природы, потому, что он человек (право на жизнь, собственность, на уважение, на свободу совести)., позволяющие индивиду действовать по своему усмотрению или получать от общества определенные блага..
52 Мораль и религия. читать дальшеВ основе противоречия автономия и гетерономия воли. Кант: отвергаемое кантом, положение, согласно которому нравственность выводится из не зависящих от воли субъекта причин - это гетерономия. Гетерономия воли Бога человека во всем уповает на нее. Р. Включает в себя религиозное представление вера в существование свех. Сил в виде богов, чертей. 2. Религиозный культ: обряды, действия, направленные на то, чтобы привлечь на свою сторону добрые потусторонние силы и отогнать злые силы. 3. Религиозные настроения и чувства. Включает в себя соответствующую идеологию., обладает высокой степенью устойчивости как и мораль, приспособляемость к изменению общественных отношений.
53. Мораль и искусство. читать дальшеВ основе взаимодействия противоречия художественного индивид содержания, не может быть лишено морального содержания. Три варианта соотношения: искусство моральное- усиливает моменты восприятия содержания, взаимные условия. 2 И. аморальное возможности худ пропаганды аморального.3. имморальное искусство нейтральность отражения добра и зла, безличность, за пределами противоречия. И - художественно- образное познание, вид общественного сознания, отражающий действительность в худ. Образах. Выполняет функции, познавательную, идейного воспитания и воспитания эстетического. Является единством отражения и оценки, общего и единичного, идеального и материального.
54.Мораль и наука. читать дальшеОсобый способ освоения мира. Мораль и наука способ освоения. Мир человека под его влиянием подвержен изменению, осуществляется моральная регуляция. Противоречие научной и моральной правды: наука не всегда во благо, она может быть разрушительна, антигуманна, а может быть с моральной точки зрения целостным эквивалентом. Бердяев «смысл творчества» Философия науки -одно из наиболее развитых последствий прикладной и профессиональной этики. Гл в этике науке - обоснование соц. предназначения науки, обоснования ее признания и обоснования моральной ответственности ученых. Одни и те же открытия могут быть благими или разрушительными. Программа ответственности использование результатов научных исследований, соприкасается с моральной стороной вопроса. Кланирование: бизнес, мораль государства; насаждение культа науки; загрязнение атмосферы; Подрыв авторитет науки. Универсализм единый поиск научной парадигмы. Незаинтересованность науки, помимо полит и эконом конъюктуры. Этика ученого «Фейербах» ученый добрый творец, обладающий миролюбивым характером, уступчив, важнее учиться, чем всегда оказываться правым.идет своим путем, углубляясь в свой предмет. Освобожден от гордости и нет времени для дурных и недоверчивых мыслей. Честность основная добродетель ученого, не использует корыстный интерес, свободный от эгоизма и самого себя. Стремление к идеалу и эталону в науке, невозможно без морали. Наука - исторически сложившаяся форма духовной деятельности людей и ее результаты, выраженные в виде системы накопленного закономерного знания о явлениях внешнего мира и жизнедеятельности человека.
55. Нравственные основы брака и семьи. читать дальшеПрежде всего духовная связь И. Ильин путь духовного обновления, семья- живая лаборатория человеческих судеб, первичное лоно чел. духовности.. Здоровая семья, большая семья. Семья естественная школа любви и самопожертвования, первое мы, источник солидарности. Верное восприятие авторитета, умение преклоняться не унижаясь без ненависти и злобливания. Поведение и запрет Школа здоровья и свободного правосознания. Семья - носитель социальности. Семья - это и общность быта, взаимная моральная ответственность. Обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
59. современная духовно - нравственная ситуация - смена нравственных доминант.
читать дальшеВозлагание на себя ответственности за собственное существование. Моральные ценности диктуют признавать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться С уважением,, признанием. М.Ц являются не свойствами, но уже устойчивой сущностью Дух ценности высшая способность чел ,позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности, способность открывающая возможность дополнить природную основу индивидуальности и общ-ого бытия миром моральных и культурных ценностей.. В нормах морали выражается нравственная оценка поступков как добра или зла, справедливости или несправедливости, которая служит побуждением к определенным действиям. Гегель разделяет мораль и нравственность, рассматривает их как различные этапы объективации. Нравственность духа. Субъективная воля -мораль. Объективация воля - нравственность. Нравственность, как повиновение свободе, более высокий уровень развития. Мораль - посылка к нравственности. Объективация нравственности - семья, гражданство, государство. Как дан нравственный закон чел? Богом, обществом. Н.З дан а приори самим фактом вхождения в эту жизнь Бахтин: человек это не просто данность - это заданность, миссия, открытие нравственного закона в себе, для себя, и других. Во внешнем мире чел. не найдет оснований для нравственного совершенства.
Нравственный закон человек может открыть только благодаря собственному поиску. 1. Нравств. Способствует универсализации бытия чел. 2. н. способствует гармонизации чел. бытия. 3.способствует гуманизации чел. бытия, отношение к чел. как к ценности. 4. Способствует - деонтитазации (долг) долженствования. Чел. бытия. Сравнительная хар-ка 2 видов Д.Н.К. Теистическая религия: возвращение к связи с сущностью; Центр -Бог; Истина божественна; добро от Бога; Теодицея -оправдание; Человек повинен в зле; Провоцирует способность транцендирования во вне, к сверхрациональному. Инварианты: истинность, добро, красота, нравственная ценность духовности; сердцевина -нравственность; гармония, истины добра, красоты, София, премудрость. Вера. Надежда. Любовь. Универсальная. Центр -чел. чел.-заданность. Антропоцентризм. Атеизм - толерантная ДНК. Антитеизм-против бога всеми средствами. Самовозвеличивание, самообожествление.
Этот призыв делает возможным движение собственного становления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (Брехт) Для зрелого чел. существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ходе его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд). Совесть включает оценку ответственности перед обществом, предполагает способность индивида критически относится равно к своим и чужим мнениям и ответственности человека за собственные действия и все того, что происходит вокруг него. С -общественно воспитуемая способность чел. С может проявлятьсься как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний.
47. Справедливость- читать дальшеобщая нравственная санкция совместной жизни людей. С - есть разумность общественной жизни, является основной добродетелью соц. института В этическом аспекте с. Выступает как равенство в достоинстве быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами. Основанием справедливости оказывается взаимность ЗПН. В правовом аспекте справедливость выступает, как формальное равенство к требованию закона, правила, норм поведения. С - три вида: 1. Коммуникативная - договор, обмен 2. дистрибутивная - распределительная и перераспределения (уравнивающая-ретрибутивная) 3. Миалистская - регулирует отношения индивида и общества и определяет границы между лояльностью и причиной гражданского неповиновения. С представляет собой способ отношения к другому лицу, опосредствованный отношением к благам, на которые они оба претендуют. С чел. и общество суть такие, которые могут найти нравственную меру в распределении выгод, тягот, а нравственной может считаться та мера, которая устраивает всех. Сущ-ют три исторически выработанных принципа распределительной с: каждому поровну, по заслугам, по потребностям. Соврем этич дискуссии о справедливости фокусируются вокруг теории дж Ролса. С. Предлагает идеально типическую модель, ее нормативной основой являются два принципа: каждый чел должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных осн. Свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других 2. Соц. и эконом неравенства должны быть устроены так, чтобы они были А. К наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших б. делали доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей.
Гусейнов:читать дальшеСправедливость - одно из основных понятий нравственного сознания и важнейшая категория теоретической этики. Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обязанности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц (например, правило равного воздаяния) и уравнительное распределение или разные обязанности для разных лиц (например, дифференцированный уровень ответственности при выполнении разных работ) и дифференцированное распределение.
В связи с тем, что вопросы распределения благ и характер ответственности в развитых обществах регулируются не только моралью, справедливость также является категорией политического и правового сознания. Тем не менее в той мере, в какой политические решения и законы рассматриваются как справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, о том, согласны ли люди жить в обществе, имеющем такие законы и проводящем данную политическую линию, или же они отвергают его как негуманное, бесчеловечное, унижающее достоинство человека или отдельных групп людей и т.д.
Категория справедливости играла важную роль в этике Аристотеля, была основополагающей для таких мыслителей, как Дж. Локк, Г. Спенсер, П. Кропоткин. Интерес к категории справедливости особенно проявляется в этических исследованиях в Новое время, когда начинается развитие буржуазных демократий, обосновываются идеи правового государства.
Отношения людей друг к другу отражаются в понятии справедливости в связи с их принадлежностью к некоторому целому. Вне понимания значения сохранения этого целого в интересах всех оценка отдельных нравственных действий как справедливых или несправедливых теряет смысл. Аристотель верно обратил внимание на то, что справедливость выражает не какую-то одну добродетель, а охватывает их все. Он говорил, что "... правосудность (справедливость. - Прим. ред.) есть полная добродетель, [взятая], однако, не безотносительно, но в отношении к другому [лицу]. Поэтому правосудность часто кажется величайшей из добродетелей, и ей дивятся больше, чем "свету вечерней и утренней звезды"1.
Производность представления о справедливости от идеи о том, что нужно обеспечить стабильность некоторого целого, что без этого нельзя сохранить условия собственного бытия, подтверждается примитивными верованиями древнего человека. На сохранение целостности направлены магические действия, предполагающие воскрешение убитого на охоте зверя, символические порезы, наносимые охотником себе, после того как на охоте была пролита кровь добычи. В работе П. Кропоткина "Этика" из идеи сохранения целостности непосредственно выводится идея равенства воздаяния, а затем и более развитые представления о справедливости. "Первым зачатком обобщения в природе, - такого еще неопределенного, что оно едва отличалось от простого впечатления, - говорит Кропоткин, - должно было быть то, что живое существо и его племя не отделены друг от друга"1. Эта обобщающая логика мышления приводит к возникновению представления о справедливости. Оно связывается со стремлением к восстановлению нарушенной из-за неправильных действий гармонии целого. Первобытные дикари и более цивилизованные народы по сию пору понимают под словами "правда", "справедливость" восстановление нарушенного равновесия2.
Более развитые представления о справедливости требуют, однако, не просто воспроизводить идею сохранения равенства, но также отразить индивидуальный вклад каждого в производство общественного богатства.
В связи с этим в концепции Аристотеля различается распределительная и уравнительная (направительная) справедливость. "... Распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство"3.
Направительное право фактически означает, что соблюдается эквивалентный обмен моральными качествами, что правила, одинаковые для всех, должны всеми обязательно выполняться. Это составляет содержание направительного права (утверждающего равное отношение к закону) и направительной справедливости, оценивающей такое состояние как позитивное, необходимое. "Ведь безразлично, кто у кого украл - добрый у дурного или дурной у доброго - и кто сотворил блуд - добрый или дурной; но если один поступает неправосудно, а другой терпит неправосудие и один причинил вред, а другому он причинен, то закон учитывает разницу только с точки зрения вреда, с людьми же он обращается как с равными"4. По существу Аристотель в своих рассуждениях о направительной справедливости улавливает одну из самых существенных характеристик права как применения равного масштаба к неравным лицам. Но он рассматривает это не только в качестве специфической черты правовой регуляции, но и в качестве неотъемлемого элемента морального понимания справедливости. Здесь нет никакого противоречия. Принцип равного обмена нравственными характеристиками работает в морали. Он только представлен здесь не столь формально, как в праве, и не исчерпывает всего многообразия нравственных отношений. Например, я могу быть милосердным, могу прощать человека, который обошелся со мной дурно, и тем самым не соблюдать эквивалентного обмена нравственными характеристиками. Такой тип поведения, собственно, уже выходит за рамки обычного понимания справедливости, хотя прощение тоже можно считать справедливым, если учитываются все обстоятельства, вынудившие того или иного человека совершить дурной поступок.
По мере того как индивидуализация личности осознается в качестве все большей и большей ценности, в идеях справедливости также отражаются условия личного бытия, необходимые для индивидуального самовыражения. В этой связи уже само общество подвергается оценке с точки зрения того, насколько оно защищает индивидуальные права личности и насколько оно дает возможность для самореализации каждого человека.
Однако возможность самореализации каждого всегда соотносится в понятии справедливости и с интересами всех, с исходной идеей сохранения целостности и приумножения принадлежащего всем богатства. В силу этого категория "справедливость" показывает, до какой степени допустима индивидуализация. Превращение удовлетворения личного интереса в единственный критерий ориентации поведения всегда оценивается в нравственном сознании как несправедливое, как эгоизм.
Таким образом, мы можем выделить следующие критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости:
уравнивание, направленное на сохранение целого;
оценка индивидуального вклада каждого в увеличение общественного богатства (в укрепление могущества целого);
защита индивидуальности;
условия для утверждения индивидуальности (возможности для самореализации);
допустимая степень выражения собственного интереса.
Одной из современных этических теорий, пытающейся достигнуть баланса названных критериев, является теория справедливости Дж. Ролза. Она дана в тексте в качестве примера построения этики на базе категории справедливости как исходного и основного понятия этики.
48. Счастье и смысл жизни. читать дальшеАксиологические понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Фил. Традиция и обыденное сознание отождествляют счастье с высшим благом, рассматривают его в качестве общего знаменателя всех ценностных устремлений человека. С. Многоаспектное содержание, польский исследователь в. Татаркевич, написавший «О счастье» выделяет: 1 с.-благосклонность судьбы, удача. 2. состояние интенсивной радости 3. обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни 4. чувство удовлетворения жизнью С. Определяются потребностью человека, его дух. Развития, совершенства, добродетельности. В трактовке взаимосвязи счастья и добродетели:1. согласно одной, добродетель нужна и оправдана только как средство достижения счастья. Отождествляемая в этом случае с чувственными удовольствиями, пользой, прагматическими целями (гедонизм, утилитаризм) 2. добродетели и есть подлинное счастье (стоицизм) Аристотель: добродетель есть путь к счастью. Этическое учение рассматривающее счастье в качестве высшего чел. блага получило название эвдемонизма. сторонник Фейербах. По его мнению эвдемонизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Марксистская этика в значительной мере разделяет идеал эвдемонизма, счастье обусловлено качеством общественных отношений, соц. структурой общ-ва. Добродетель следует связывать с деятельностью по созданию достойных условий жизни. Из такого понимания вытекает, что счастье одних неразрывным образом связано с счастьем других, люди могут быть счастливы только вместе. Эвдемония ценность блага, относящаяся к внутреннему состоянию. Способность быть счастливым относится к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни и готовность признавать и осуществлять этические ценности.
Смысл жизни. понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Смысл усматривается в моральных установлениях земного бытия. 2 некие запредельные трансцендентальные формы. Теологическая концепция. Античность, смысл в идеале внутренней свободы (конфуц.даосизм) телеологическая - Аристотель - добродетели в них смысл и достижение счастья. «одним счастьем кажется добродетель, другим рассудительность, третьим -мудрость». Стоики - удел человека, мужественно воспринимать все невзгоды.» Человек должен подчинять свою жизнь поставленной им верховной цели и ей иерархически покарать все другие цели, свобода воли дает ему возможность подчинять свою жизнь этому верховному благу. Религиозный смысл земной истории чел-ва - спасение и искупление мира. Гегель: смысл жизни в саморазвитии и самопознании абсолютного духа. Кант в общеобязательном нравственном законе и разумной природе чел. Франк: жизнь должна служить абсолютному и высшему благу. Многие сходятся на понятии с.ж. как все же внеисторического процесса. Для того чтобы жизнь имела смысл необходимо существование бога и наша причастность к нему. Другая теория, что с.ж. не является надлинчным, или общественным, но диалектически объединяет цели и с.ж. человека и общ-ва которые могут не совпадать с.ж. оправдательная мотивация задается вопросом для чего мы живем.
Гусейнов про счастье:читать дальшеСчастье - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым. "Человек рожден для счастья, как птица для полета", - гласит русская пословица. Понятием счастья в самом общем виде обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах. Счастливой обычно именуется жизнь, состоявшаяся во всей полноте желаний и возможностей. Это - удавшаяся жизнь, гармоничное сочетание всех ее проявлений, обладание наилучшими и наибольшими благами, устойчивое состояние эмоционального подъема, радости.
Счастье как реальное явление и как предмет анализа трудно идентифицировать. Это обусловлено тем, что оно является своего рода интегралом человеческой жизни, связано со всеми ее сколько-нибудь существенными аспектами и проявлениями. В эмпирическом аспекте счастье неисчерпаемо, его нельзя рассчитать. В логическом аспекте оно бессодержательно; желающий установить общие определения и правила счастья вынужден будет повторить за Козьмой Прутковым: "Хочешь быть счастливым, будь им". Анализ жизненных контекстов, которые фиксируются в терминах счастья, и теоретических размышлений по этому вопросу показывает: счастье обнаруживается в напряжениях, возникающих в процессе взаимодействия различных силовых линий жизни и ставящих человека перед сложнейшими дилеммами. По крайней мере, три из них имеют существенный и универсальный характер.
От чего зависит счастье человека - от него самого или от внешних условий? Первоначально в культуре счастье понималось как удача, дар судьбы. Это получило отражение в этимологии слова. Праславянское sъcestъje расшифровывается как сложенное из "su" (хороший) и "часть", что означало "хороший удел"; по другой версии - "доля, совместная часть"1; соответственно быть несчастным - значит быть ни с чем. Древнегреческое eudaimonia, буквально означавшее доброго гения, также имело в виду его покровительство.
Зависимость жизни человека от внешних условий, в том числе от капризов судьбы, совершенно очевидна. Однако в совокупность обстоятельств, определяющих качество жизни человека, входит также его собственная позиция и активность - его сознательная воля. Судьба неравномерно распределяет среди людей свои награды и наказания. Но и люди по-разному реагируют на превратности судьбы и по-разному могут справляться с ними - одни пасуют перед незначительными трудностями, другие оказываются на высоте даже перед лицом великих бедствий. Человек реализует себя, раскрывает свои потенции, возможности, свое предназначение в целесообразной деятельности. Существенный этап самосознания человека (и в филогенезе, и в онтогенезе), кристаллизующийся в представлениях о счастье, связан с расчленением всей совокупности жизненных благ на два больших класса: материальные (внешние и телесные) и душевные. Данное расчленение призвано прежде всего отделить в жизнедеятельности человека то, что определяется им самим, от того, что от него не зависит. Анализ этих пластов человеческой деятельности, их структуры, взаимодействия, сравнительного удельного веса и т.д. призван ответить на вопрос о том, в какой мере счастье человека может быть делом его собственных усилий, сознательного выбора, ответственных действий. В осмыслении этого аспекта счастья в его соотнесенности с добродетелью важной вехой стало введенное Кантом понятие достоинства быть счастливым.
Относится ли счастье к сфере целей или оно является императивом - достижимо оно или нет? Счастье представляет собой фокус человеческой деятельности, ее высшую правду, смысл и красоту. Это - не просто благо, а благо благ; образно выражаясь, его можно назвать гаванью, куда держит путь корабль жизни. Счастье составляет глубинный источник человеческой деятельности и задает ей перспективу, без убеждения и веры в реальность, достижимость счастья она лишилась бы смысла и была бы невозможной как сознательная жизнедеятельность. Счастье - достижимая цель деятельности, пусть высшая, трудная, но тем не менее цель; оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Куда еще стремиться тому, кто уже достиг счастья?! Не случайно говорится, что счастливые часов не наблюдают: они как бы перемещаются в вечность.
Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья - прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Еще Эпикур говорил, что счастье бывает двух родов: "высочайшее, которое уже нельзя умножить", и другое, которое "допускает и прибавление, и убавление наслаждений"1. Первое свойственно богам, второе - людям. Это разграничение человеческого счастья получило развитие в религиозно-философских учениях, где оно приобрело форму разграничения между земным счастьем и потусторонним блаженством.
Счастье индивида и счастье общества - может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие? Одно из несомненных выражений счастья заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Счастье не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере, отчасти имеет вторичную природу и обусловлено определенными претендующими на общезначимость представлениями о счастье. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других, К примеру, не может быть счастлива мать, если несчастны ее дети, не может быть счастлив учитель, если несчастны его ученики и т.д. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. Л. Фейербах говорил, что эвдемонизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит: счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.
Таким образом, как мы видим, проблематика счастья в своей основе является этической. Счастье человека связано с его добродетелью, понимаемой и как собственная нравственная добротность, и как нравственные обязанности перед другими людьми.
49.Мораль и экономика. читать дальшемораль определяет наше бытие, отличительная особенность, взаимодействие с каждым соц. явлением, отражает специфику явления с которой взаимодействуют все стороны жизни. Играет по правилам этики, может видоизменяться. В основе взаимодействия м и соц. лежит противоречие общественного и личного блага.. Экономика - искусство управления хоз-ом. Цель экономики - благо, служение жизни. Экономическая этика, обосновывает эконом культуру, и ведение. Э. деятельности А.Рих. Этика экономики три раздела: Э. производства- основа гарантия эк. Порядка. Эк. Порядок, что следует производить и в каком кол-ве. Вопрос разумной меры эк. Как должно быть организовано производство? Для кого должны производится товары? Этика распределения, кто должен быть субъектом распределения.. Субъект распределения - собственник, инвестор, потребитель. Для того чтобы распределение было справедливым надо правильно выбрать: по труду; по потребностям; по соц-эк статусу. Проблема неравенства и его мораль. А Смит. Исследование о природе и причине богатства народов. «Трактат о моральных чувствах». Мат бог-во определяет моральную ценность; бог-во условие свободы в выборе образе жизни, досуга. В современном мире бедность порок, говорит об отсутствии трудолюбия.
Русские фил идеалисты говорят о достатке, как золотой середине. Э. потребления может быть как благим, так и злым. Эк-ка должна приносить прибыль, а ее достижение возможно различными способами (индивидуализм, эгоизм) вытекают из экономической подоплеки. Мораль не может стать действенной вопреки экономики Этика рыночной экономики должна стать этикой порядка. Мораль капиталистических отношений двойственна: оправдывает нормы и цели, прибыль и успех. Конкуренция опасна т. к. не знает механизмов сдерживания., такими мех-ми должны стать нормы и рамки, ориентиры. Программа «Деловая культура России» были разработаны этич. Нормы.1 уважай власть - это гарант порядка 2. будь честен и правдив - фундамент предпринимательства.3. Уважай право частной собственности. 4.Люби и уважай человека. 5. Будь верен своему слову. 6. Живи по средствам, не зарывайся. 7. Будь целеустремлен. Цель не может затмить моральные ценности. 1.принципы личности: прибыль важнее, но честь дороже; воздерживайся от насилия или угрозы. « принципы профессиональные: веди дело сообразно со средствами; оправдывай доверие; Будь таким каким ты сам, хочешь видеть своего партнера; конкурируй достойно; 3 принципы гражданина: соблюдай закон, объединяйся с единомышленниками на основе закона, твори добро для людей, минимальность ущерба природе, проявляй терпимость
50.Мораль и политика. читать дальшемораль определяет наше бытие, отличительная особенность, взаимодействие с каждым соц. явлением, отражает специфику явления с которой взаимодействуют все стороны жизни. Играет по правилам этики, может видоизменяться. В основе взаимодействия м и соц. лежит противоречие общественного и личного блага.
Политика - система общ. Отношений в форме которых реализуется деятельность классов, партий, гос-ва по защите и осуществлению коренных, групповых классовых интересов. Из пол-ки невозможно изъять моральные отношение, цель сохранение общности ч/з упорядоченные отношения в этой общности. Необходимость золотой середины П и М. 1. Разумность, граничащая с прагматизмом 2. Справедливость 3. Мужество.( полит воля принимать решение).4. Умеренность - расстановка приоритетов.. В демократическом выборе: любовь к порядку, следование долгу, точность, старательность. Социальные приоритеты, как нормативная этика добродетелей: Мир, Свобода, справедливость.
51. Мораль и право. читать дальшеНормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. П -моральное ,религ, уравнительное, урезное. П. признание формального равенства фактически различных людей подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Там где нет свободы не может быть права. Закон это форма конкретизации, право конкретная форма его выражения и действия. Отсюда вытекает двуединое требование: П должно стать законом, закон должен быть правовым. Право есть объективное отношение, в котором выражается степень свободы чел. поступать так или иначе, делать что-то или не делать. Совокупность всех прав и свобод, которые человек имеет в силу своей естественно-соц природы, потому, что он человек (право на жизнь, собственность, на уважение, на свободу совести)., позволяющие индивиду действовать по своему усмотрению или получать от общества определенные блага..
52 Мораль и религия. читать дальшеВ основе противоречия автономия и гетерономия воли. Кант: отвергаемое кантом, положение, согласно которому нравственность выводится из не зависящих от воли субъекта причин - это гетерономия. Гетерономия воли Бога человека во всем уповает на нее. Р. Включает в себя религиозное представление вера в существование свех. Сил в виде богов, чертей. 2. Религиозный культ: обряды, действия, направленные на то, чтобы привлечь на свою сторону добрые потусторонние силы и отогнать злые силы. 3. Религиозные настроения и чувства. Включает в себя соответствующую идеологию., обладает высокой степенью устойчивости как и мораль, приспособляемость к изменению общественных отношений.
53. Мораль и искусство. читать дальшеВ основе взаимодействия противоречия художественного индивид содержания, не может быть лишено морального содержания. Три варианта соотношения: искусство моральное- усиливает моменты восприятия содержания, взаимные условия. 2 И. аморальное возможности худ пропаганды аморального.3. имморальное искусство нейтральность отражения добра и зла, безличность, за пределами противоречия. И - художественно- образное познание, вид общественного сознания, отражающий действительность в худ. Образах. Выполняет функции, познавательную, идейного воспитания и воспитания эстетического. Является единством отражения и оценки, общего и единичного, идеального и материального.
54.Мораль и наука. читать дальшеОсобый способ освоения мира. Мораль и наука способ освоения. Мир человека под его влиянием подвержен изменению, осуществляется моральная регуляция. Противоречие научной и моральной правды: наука не всегда во благо, она может быть разрушительна, антигуманна, а может быть с моральной точки зрения целостным эквивалентом. Бердяев «смысл творчества» Философия науки -одно из наиболее развитых последствий прикладной и профессиональной этики. Гл в этике науке - обоснование соц. предназначения науки, обоснования ее признания и обоснования моральной ответственности ученых. Одни и те же открытия могут быть благими или разрушительными. Программа ответственности использование результатов научных исследований, соприкасается с моральной стороной вопроса. Кланирование: бизнес, мораль государства; насаждение культа науки; загрязнение атмосферы; Подрыв авторитет науки. Универсализм единый поиск научной парадигмы. Незаинтересованность науки, помимо полит и эконом конъюктуры. Этика ученого «Фейербах» ученый добрый творец, обладающий миролюбивым характером, уступчив, важнее учиться, чем всегда оказываться правым.идет своим путем, углубляясь в свой предмет. Освобожден от гордости и нет времени для дурных и недоверчивых мыслей. Честность основная добродетель ученого, не использует корыстный интерес, свободный от эгоизма и самого себя. Стремление к идеалу и эталону в науке, невозможно без морали. Наука - исторически сложившаяся форма духовной деятельности людей и ее результаты, выраженные в виде системы накопленного закономерного знания о явлениях внешнего мира и жизнедеятельности человека.
55. Нравственные основы брака и семьи. читать дальшеПрежде всего духовная связь И. Ильин путь духовного обновления, семья- живая лаборатория человеческих судеб, первичное лоно чел. духовности.. Здоровая семья, большая семья. Семья естественная школа любви и самопожертвования, первое мы, источник солидарности. Верное восприятие авторитета, умение преклоняться не унижаясь без ненависти и злобливания. Поведение и запрет Школа здоровья и свободного правосознания. Семья - носитель социальности. Семья - это и общность быта, взаимная моральная ответственность. Обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
59. современная духовно - нравственная ситуация - смена нравственных доминант.
читать дальшеВозлагание на себя ответственности за собственное существование. Моральные ценности диктуют признавать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться С уважением,, признанием. М.Ц являются не свойствами, но уже устойчивой сущностью Дух ценности высшая способность чел ,позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности, способность открывающая возможность дополнить природную основу индивидуальности и общ-ого бытия миром моральных и культурных ценностей.. В нормах морали выражается нравственная оценка поступков как добра или зла, справедливости или несправедливости, которая служит побуждением к определенным действиям. Гегель разделяет мораль и нравственность, рассматривает их как различные этапы объективации. Нравственность духа. Субъективная воля -мораль. Объективация воля - нравственность. Нравственность, как повиновение свободе, более высокий уровень развития. Мораль - посылка к нравственности. Объективация нравственности - семья, гражданство, государство. Как дан нравственный закон чел? Богом, обществом. Н.З дан а приори самим фактом вхождения в эту жизнь Бахтин: человек это не просто данность - это заданность, миссия, открытие нравственного закона в себе, для себя, и других. Во внешнем мире чел. не найдет оснований для нравственного совершенства.
Нравственный закон человек может открыть только благодаря собственному поиску. 1. Нравств. Способствует универсализации бытия чел. 2. н. способствует гармонизации чел. бытия. 3.способствует гуманизации чел. бытия, отношение к чел. как к ценности. 4. Способствует - деонтитазации (долг) долженствования. Чел. бытия. Сравнительная хар-ка 2 видов Д.Н.К. Теистическая религия: возвращение к связи с сущностью; Центр -Бог; Истина божественна; добро от Бога; Теодицея -оправдание; Человек повинен в зле; Провоцирует способность транцендирования во вне, к сверхрациональному. Инварианты: истинность, добро, красота, нравственная ценность духовности; сердцевина -нравственность; гармония, истины добра, красоты, София, премудрость. Вера. Надежда. Любовь. Универсальная. Центр -чел. чел.-заданность. Антропоцентризм. Атеизм - толерантная ДНК. Антитеизм-против бога всеми средствами. Самовозвеличивание, самообожествление.