3. Церковь и государство.
читать дальшеПонятие церкви
Церковь (от греч. kyriake божий дом)
1) относительно самостоятельный компонент социальной структуры в форме религиозной общины, объединения людей на основе общности вероучения и культа;
2) сакральное пространство;
3) в обыденном употреблении название христианского культового здания для богослужения с помещением для молящихся и алтарем.
В узком смысле под церковью понимают только христианское собрание, руководимое священниками. В отличие от христиан, у мусульман, например, нет духовенства как сословия, наделенного особой благодатью; нет у них и церкви как посредника между верующими и Аллахом; их имамы всего лишь руководители молитвы, муллы простые чтецы молитв и проповедей, а муэдзины не более как объявляющие о начале намаза; в мусульманском богослужении нет таинств, песнопений, музыки. В широком смысле церковью можно считать любую религиозную общину, будь то мусульманская умма, буддистская сангха, иудейская синагога и т. д., поскольку у них есть все-таки немало общего с христианским собранием.
Церковь легитимизирует своим традиционным авторитетом социальную систему и сакрализует базовые нормы и идеалы общественной жизни. Критическое отношение к социальным порядкам и стремление к высокому нравственному стандарту подчас втягивают церковь в глубокий конфликт со светской властью. В тех странах, где законом предусмотрена государственная церковь, возможны острые противоречия между господствующей церковью и оппозиционными религиозными организациями.
Основные признаки церкви:
развитая система догматов и культа;
строгая централизация управления,
иерархия управляющих;
разделение членов церкви на духовенство и мирян.
Конституирующие элементы церкви:
общее вероучение (Священное Писание, Священное Предание, кредо, доктрина, догматы);
религиозная деятельность (культовая и внекультовая);
церковное управление, иерархия.
Представление о нетождественности и необходимости различения церкви и государства прежде всего развито в христианстве. Церковь и государство одинаково требуют от народа подчинения закону. Это изначальное разделение в христианском мире двух сфер власти привело к возникновению западной демократии, которая гарантировала свободу человека. На Западе церковь лучше защищала свои права перед государством, чем в Византии и России.
Во многих цивилизациях дохристианского времени нет размежевания религиозных и политических порядков. Люди поклонялись только богам своих стран, и религия была одним из подразделений того или иного государства: законы древнего Израиля основывались на Священном Писании.
Иисус Христос: Цезарево отдавайте цезарю, а Божье Богу. Апостолы: люди должны уважать и слушаться своих правителей до тех пор, пока это послушание не вступает в противоречие с высшим, божественным, законом. Когда христианство превратилось в имперскую религию, отцы церкви в еще большей степени отстаивали идею первичности в государстве духовного начала. Они требовали независимости церкви и ее права предавать публичной оценке действия правительства. Христианство всегда сохраняет свой революционный характер: если какой-либо политический авторитет или какая-нибудь политическая система претендует на абсолютную власть, христианин обязан подвергнуть их критике.
Церковь и государство в Западной Европе. С упадком Римской империи на Западе всю государственную власть унаследовали священнослужители, остававшиеся в то время единственно образованным сословием. Церковь превратилась в средоточие мирского и духовного управления. (На Востоке же, в Византии, церковь продолжала быть подчиненной императору.) В V в. на базе римского епископства возник религиозно-политический центр католической церкви папство. Постоянная борьба церкви и государства.
О сотношении церкви и государства в восточном христианстве. К IV в. восточное богословие выработало особые принципы гармонии церкви и государства, когда христианство из религии гонимой стало религией государственной. Евсевий Кесарийский: империя и имперская церковь должны находиться в самой тесной связи друг с другом. В центре христианской империи - христианский император, его фигура возвышается над духовным главою церкви. Евсевий заключает: христианский император есть представитель Бога на земле, и сам Господь в образе абсолютной власти сияет в венценосном епископе внешних. Император любимый Богом и трижды благословенный слуга Всевышнего, очищающий божественным лучом, как оружием, мир от орд безбожников. Христианский император, обладающий такими свойствами, становится идеалом справедливости и человеколюбия.
Император должен быть также главою самой церкви. Таким образом, христианский император напоминает римского бога-правителя не только политически, но и в сакральном отношении. Вряд ли рядом с ним мыслимо независимое развитие церковного влияния на общество.
Православные богословы трактовали сосуществование функций христианского императора и главы христианской церкви как гармонию. Церковь признавала, что император своим авторитетом способен защитить ее и сохранить единство веры. Собственные же полномочия она ограничивала сугубо духовной задачей соблюдения православной правды и порядка в церкви. С другой стороны, император, будучи сыном церкви, обязан был слушаться ее духовного лидера.
Эпанагога. Особое юридическое руководство для судей, Эпанагога, составленное в Византии после 879 г., определяло права государя и функции византийского патриарха, духовного главы церкви. Тем самым под отношения между церковью и государством подводились законные основания. Согласно Эпанагоге патриарх не был обязан целиком и полностью подчиняться императору. Ему скорее предписывалось оберегать истину и, не страшась императора, предпринимать действия, направленные на защиту святых учений. Поэтому политическая история Византии характеризуется напряженностью отношений между имперской властью, часто подавлявшей духовную свободу церкви, и церковью, требовавшей для себя духовной свободы. Такой же напряженностью отличалась политическая история царской России.
Известная в России формула Православие, самодержавие и народность - выдвинул в 1832 г. князь С. С. Уваров.
Формула Уварова была положена в основу системы богословского, классического и профессионального образования в царской России. Лозунг Православие, самодержавие и народность послужил импульсом (хотя это и не одобрялось царем) для роста русского национализма, в том числе в правительстве и государственных учреждениях.
Русская православная церковь (РПЦ) и государство. Русь приняла православие от греков. Князь Владимир хорошо понимал, что язычество не могло духовно укрепить его власть, и он выбрал восточное христианство. С крещением в 988 г. - процессы слияния восточно-славянских племен в единый древнерусский народ и образования монолитного государства. Христианизация Руси длилась несколько веков. В XIV в. при особой поддержке московских князей строительство монастырей, а резиденция митрополита перемещается в Москву. Укрепляется доверие между РПЦ и московскими князьями.
Вначале РПЦ подчинялась Константинопольскому патриарху. В 1448 г. она становится автокефальной. В первой половине XVI - конфликт между нестяжателями (адептами Нила Сорского) и иосифлянами (сторонниками Иосифа Волоцкого). Победившие иосифляне выдвинули идею русского самодержавия, развернув ее в формулы: Москва это Третий Рим и мировая империя, Власть русского самодержца от Бога. В 1547 г. иосифлянин митрополит Макарий венчал Ивана IV на царство.
В 1589 г. было учреждено патриаршество, в некоторой степени усилившее церковь, в особенности в период царствования Михаила Романова. Патриарх Никон - церковные реформы. Петр I - церковью стал управлять Святейший Правительствующий Синод, РПЦ превратилась в часть государственного аппарата.
Чем более государство унижало церковь, тем меньшее духовное воздействие она могла оказывать на элиту общества. Росло вольнодумство, возникали тайные общества.
В 1917 г., после Февральской революции, ликвидируется Синод и восстанавливается патриаршество. Октябрьская революция лишает РПЦ возможности провести церковную реформу. 23 января 1918 г. советская власть издает декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.
В годы ВОВ отношение советской власти к РПЦ переменилось. В 1943 г. И. В. Сталин восстанавливает патриаршество под надзором Совета по делам религии. Но при Н. С. Хрущеве снова закрывают монастыри и храмы.
Таким образом, церковь и государство две противоположные стороны общественной жизни, находятся в неразрывном противоречивом единстве. Церковь олицетворяет духовное начало социума, а государство материальное начало. Между ними иногда устанавливается гармония, но чаще всего они находятся в противоборстве. Верх попеременно берет то одна, то другая сторона. Постоянно нуждаясь друг в друге, они никогда не доходят до взаимоуничтожения и так или иначе идут на взаимные уступки. Пока существует государство, существует и церковь.
Типы связи церкви и государства.
Теократия (греч. theos бог, cratos власть) 1) господство Бога над всем человечеством; 2) форма государственного правления, когда властью распоряжается глава церкви или высшее духовенство. В теократии во втором смысле государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты (жреческая власть в Древнем Египте, арабские халифаты, власть папы Римского и пр.).
Государственная церковь подчинена и служит светской власти, материально и духовно поддерживается государством (православная церковь в Византии, царской России, англиканская церковь в Великобритании и пр.).
В светском государстве действует принцип свободы совести: гражданин имеет право исповедовать любую религию или атеизм; церковь автономна, отделена от государства, а государство не вмешивается в ее дела (США, современная Россия и пр.). В ХХ в. в ряде социалистических стран существовал государственный атеизм гражданам прививалась атеистическая вера.
Термин Г. используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство – это сложное социальное образование, категории государства присущ высокий уровень абстрактности.
Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.
1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная, опора
2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства.
3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство.
4. Право. Система, обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности.
5. Правоохранительные органы. Судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др.
6. Армия. Сохранение территориальной целостности государства.
7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки.
8. Государственный суверенитет. Власть, существующая в Г., выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного Г.
4. Дух, душа и тело: основные религиозные доктрины
читать дальшеДоктрина (лат. doctrina учение) авторитетное учение, признаваемое членами церкви как фундамент своей веры и исходящее из Священного Писания.
«Дух» и «душа» - рел-фс понятия, озн невещественные начала, в отличие от материального. Слово «дух» имеет санскр. происхождение. Слово «душа» возникло позже (отделилось от чего-то, пар земли, дух земли = эманация, затем, «существо», «отдельное существо»). Термин «воздух» очень похож на «дух» - что-то невидимое, но обладающее энергией. Воздух – вездесущ. Дух – некая субстанция, которая «дышит где хочет», расширяется. Русские «дух» и «душа» схожи в произношении и привязаны к процессу дыхания: душа внутренняя, а дух внешний; дух – первичен, задержанная часть духа – это душа, которая может освободиться. Фс понятие духа – Бытие. Дух преодолевает границы. Душа во плоти (будь то это отдельная тварь или телесность всей природы – мировая душа, София), в любом состоянии она связана с границами. Плоть умирает, а душа устремляется в тонкое тело – «астральное тело», «сома пневматикус». Душа без тела не существует. + др представления о духе (атмане, пневме и т.д.) и душе (пране, психе, аниме, нефсе) связывались с процессом дыхания: душа сопрягалась со вздохом, а дух – с выдохом. Считалось, что каждая вещь имеет собственную душу, способную перемещаться в пространстве и входить в иные тела, влиять на них. К этому восходят доктрины эйдосов, идей, образов, отражений мира человеком. Гегель: душа – это экзистенция. Она зажата между двух огней: она- зеркало духа, с одной стороны, с другой, - она обращена к плоти, к материальному. Хайдеггер: душа – это просвет Бытия (это противоречие делает душу неспокойной, волнующейся). Дух – беспредельное Бытие, бестелесное (Бог как Дух). Душа – экзистенция, Бытие во плоти – ограниченное, связанное. Во всех характеристиках языков Дух – мужское начало, а душа – женское. Декарт помедушав можечок. Дух отождествляется с разумом и помещается в голову. Она скоординирована телом. Апостол Павел: Душа находится в сердце (душевный человек – сердечный человек). /////Дух, задержавшись во плоти, породил душу. Духовность – это связь души с духом, оплодотворение духом, постоянное стремление к вершинам бытия (бездуховность – отрыв души, замыкание способности души на деятельность своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы; бездуховный человек – это мертвый для духа человек). Связь души может осуществляться с породившим ее духом. Дух и душа имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе, делятся на низшие и высшие разряды (святой, служебные, домовые духи), ненаблюдаемы «извне». О духе обычно говорят как о Бытии (безусловном, открытом, свободном, без границ, бездне); связанное существование души выражается понятием экзистенции, то есть бытия между плотью и духом. Платон: человек упал – тер сознание и душа выходит из тела. Очнулся – значит вернулась. Если нет, то – заблудилась и человек умирает. Это древнейшее учение о душе послужило основой для философской теории. У Демокрита душа атомарна. У Платона – базовая способность души – созерцание. От каждого тела истекают эйдосы, которые попадают в глаз человека, оседают в нас и образуют простейшие образы предметов, то есть познать предмет – значит поймать его эйдос (душу).
смертность или бессмертие души: учение о смертности души основаны на приписывании душе только телесной функции, учения о бессмертии души признают телесную и духовные функции и толкуют душу как временно связанный плотью момент Абсолютного Духа. Если душа проста, то она не может распадаться, она бессмертна, но она не может усложняться и совершенствоваться. Если она сложна, то ее строение созвучно структуре человеческих тел. Уровни души: минеральная, растительная, животная, разумная. Св. Писание: Бог создал души растений из воды, души животных – из земли (преображение материи), Душа человека – это дыхание Бога: и вдохнул в него душу живую. Человеческие клетки тождественны растительным, нервы – животным. Человек отличается только душой.
Двумерный человек: состоит из плоти и души. Дух – это часть души (у Декарта дух – разумная часть души). Душа может проникать в нематериальную реальность (почти как у Платона) В философии эта модель развита Декартом, а в религии – вахаизмом (дух – это момент души: тело + дух). Душа не может находиться в чем-то, так как она непротяжена. Душа и плоть скоординированы. Трехмерный человек: дух + душа + плоть. Душевность человека обеспечивается такими формами, как телесная чувственность, эмоциональность, воля и интеллект; духовность же сопряжена с развитостью совести, интуиции и со способностью мистически пребывать в тех или иных слоях духовного бытия. Эта позиция идет от Апостола Павла, который сравнивает человека с Божьим храмом. Храм: внешнее (место для прихожан – двор), среднее (место для священников – святилище), внутреннее (святое святых – место для Бога) места. Плоть – дом и зеркало души, а душа – дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, мистическому соприсутствию, угрызениям совести. Телесная смерть – разрыв тела и души, духовная смерть- от прекращения связи души и духа, человек может быть живым душевно, но мертвым духовно из-за греха.
Христиане считают, что после распятия Бог покинул церковь, иудеи – нет. Церковь: плоть (двор), душа (прихожане). Человек виден плотью, а душой и духом – невидим. Павел вводит множество терминов, которые осваиваются и сейчас: например, «духовное» и «плотское» тело. В иудаизме нет слова «тело», вместо него – «безер» - плоть (т.е. мясо, кости), то, что можно ощутить и потрогать. В греческом «тело» - это противоположность части. В Ветхом Завете нет понятия целостности (сома). Тело = плоти, начиная с Лютера и забвения идей Аристотеля. + Реинкарнация (даосизм, буддизм, индуизм) - перевоплощение души в другие тела. Христианство отрицает идею реинкарнации: человек живет только один раз, после смерти тела – чистилище, ад или рай (идея чистилища возникла достаточно поздно, приблизительно в Средние века). Каждый год происходит «перевоплощение» - обновление клеток (кроме мозга), каждые семь лет – полное обновление и изменение организма.
5. Вера и знание в науке и религии.
читать дальшеВ русском языке термин вера обозначает два противоположных пути чел-ка к сверхчувственному: а) через внешний опыт, знаки, понятия; б) через прямое пребывание человеч. души в вездесущем духе, прообразах и т.п. На основе этого и возможно разделение веры как сакрального отн-ия чел-ка к бытию - непосредств. зн-ия т гносеологическое отн-ие к истине - опосредов. зн-ие. Характеристики б) веры: *положенность души в духе, *интуитивнная представленность сущностей, *внерассудочная оценка сощерцаемого, *зн-ие едино и путем озарения дается как откровение, *т.к. бытие одно и едино, то духовное пребывание в нем обуславливает одинаковое содержание веры разных людей (все религии об одном и том же боге, но косвенно выражают зн-ие о нем по-разному - сазывается влияние опосредованности передачи знаками, *эта вера не сомневается в подлинности своего предмета, но в зависимости от его св-в бывают разные формы веры (неоплатоники - математич. интуиция, теоретики искусства - эстетическая интуиция, религиозная фил-ия - экстаз переживаемого зн-ия абсолюта).Характеристики а)-веры: *косвенное отн-ие субъекта к объекту,*противопоставление "Я" миру, *О-т интерпретируется в зависимости от потребностей и интересов, схем действия субъекта, *О-т выхватывается из контекста жизненных связей и приобретает, т.о., искусственный хар-тер, *освоение начинается с субъективной чувственной достоверности: ощущений и восприятий, кот-ые обрабатываются с пом. логических заключений, *в основе построения знн-ия - доверие как ожидание истинны, обнаруживающейся в структуре рац-ого позн-ия (уверенность в ней связана с репрезентацией, идеалами к-ры и авторитными свидетельствами), *это зн-ие имеет вероятностный хар-р, *его можно добиваться убеждением, доказыванием, подтверждением фактами, психологическим давлением, *эта вера пронизывает всю структуру мыышления, подтверждаясь с пом. чувственного восприятия, *процесс синтеза чувств разума и воли направлен на опоредованное зн-ие и целеполагание, *зн-ие, основанное на данных органов чувств, не целостно. Такова общая картина "веры" научного зн-ия.
Различные понимания феномена веры пристекают из разлиичий в трактовках источника зн-ия. Обретение зн-ия возможно: *путем погружения внутрь вещей, от внешних признаков к сути (научное), *путем прямой интуиции, прямо постигающей суть и через знаки и образы, движущиеся к опосредованному зн-ию (религиозное). :-) С этим связана противоречивость научного зн-ия: "зн-ие - это класс, подчиненный истинной вере" (Рассел). Для Декарта это самоочевидность, к прим. Любое претендующее на объективность зн-ие основано на субъективных верованиях в начальные посылки. Противоречивость веры: непосредственное зн-ие непередаваемо, поэтому когда возникает потребность выразить невыразимую связь чел-ка с абсолютом, применяется опосредованное зн-ие, состоящее из чувственных образов и понятий рассудка. Эти трудности указывают на генетическую связь зн-ия и веры. Поле их встречи и взаимовлияния - язык.
История спора о первичности "знания" или "веры" имеет глубокие корни: *Тертуллиан: "верую, ибо абсурдно" - утвердил пропасть м-ду духовной верой и разумом; *Августин: "верую, чтобы понять"; *А. Кентерберийский понимал веру ка предпосылку рац-ого зн-ия; *П.Флоренский объединил эти концепции по ступеням: а) рассудок (вязнет в противоречиях); б) разум (способность целостно познавать истину; в форме рассудка противоречив, через просветление сердцем ведет к божеств. истине); в) вера (соединяясь с разумом способна постичь истину бога).
Все противоречия в вопросе о соотн-ии зн-ия и веры исходят из многозначности самого слова "вера": 1. духовная способность чел-ка непосредственно знать сущности; 2. признание чел-ком адекватности своих чувственных образов воспринимаемым вещам и явлениям; 3. оценивание высказываний и иных форм опосредованного зн-ия как истинных без достаточных фактических и логических обоснований.
ГОСЫ религия - вопросы 3-5
3. Церковь и государство.
читать дальше
4. Дух, душа и тело: основные религиозные доктрины
читать дальше
5. Вера и знание в науке и религии.
читать дальше
читать дальше
4. Дух, душа и тело: основные религиозные доктрины
читать дальше
5. Вера и знание в науке и религии.
читать дальше