1. Гуманитарные науки как науки о культуре, их отличия от естественных наук
читать дальшеКлассическая наука оформилась в 17 веке (тогда складывается идеал научного познания), науками считаются естественные науки. Истина – соответствие действительности. Романтизм простив научного познания мира. С романтизма начинается движение культурологи к гуманитарным наукам (к человеку). Культурология – наука о человеке, о мире, который он создал с объективностью. Гуманитарная наука обращает внимание на индивидуальность, человеческое сознание. Рикерт, Видельбант и Кассирер первыми поставили вопрос о гуманитарных науках: Мир человека – это мир знаков, языка. Рикерт выделил 2 мира: независимый от человека – природа, зависимый – культура. Культуры – это не факты, а явления, это система, где каждый элемент необходим. Системность культуры определяется по эпохе и по этническому принципу.
(+ см. 3й и 2й вопрос)
Каган: «обозначить человеческое присутствие – это значит выделить культурное из натурального… Гегель первым попытался охватить культуру единым взором. До этого культура растворялась в других философских дисциплинах». Каган плохо относится к структурализму, трактует его как односторонний способ реализации стремления гуманитарного знания к той степени точности, которая фиксируется самим понятием структурности. Он против применения естественнонаучных методов к гуманитарным наукам, но «философский взгляд на культуру, т.к. он охватывает всё, не может не скрещиваться с естествознанием». «А под влиянием позитивизма культурологическое знание становилось всё более узким, уходя из сферы философского умозрения в область конкретных наук, срастаясь с этнографией, с археологией, с искусствознанием, с историей техники. А философия культуру распадалась на частные дисциплины: на философию религии, этику, эстетику, антропологию. К культуре нуден системно-деятельностный подход».
2. Предмет и дисциплинарная структура культурологии
читать дальшеПредмет культурологи – это закономерности развития общества, которые отражаются в человеческой деятельности. У Кагана предмет культурологи выражен через понятие антропосоциокультурогенез.
Структура: философия культуры, история культуры, социология к., психология к., семиотика к., культурная антропология. предмет общей закономерности исторического существования культуры как реальности и идеала культуры.
История культуры: нет целостной истории культуры (только Каган «введение в исторический мир культуры»). Ист. культ. начала изучать школа анналов.
Предмет философии культуры рассматривается в контексте разных философских воззрений. А культурология с исторической точки зрения.
Социология культуры: рассматривает, какую культуру порождает об-во. Культура как система общественных отношения. Общество – результат существования культуры (продукт культуры), так же как и культура порождает об-во. По Кагану: «Общественные отношения являются содержательным наполнением всех социальных институтов, культура же – оформление этого содержания в процессе созидательной и целенаправленной деятельности людей».
Психология культуры: Лотман: историческая психология – это психология не типов культуры, а исторических этносов. Есть обратная связь (как и в социологии).
Семиотика культуры: исследования Пирса, Морриса. Культурология не бывает без знаков.
Культурная антропология: произошла из этнографии. Исследуя конкретные народы, стали задумываться о том, как человек формирует культуру.
3. Возниковение и историческая судьба термина и понятия "культура". Становление "философии культуры.
читать дальшеПонятие «культура» связано с идеей культуры. В древнем Риме существовал глагол colare, он означал: 1. обживать, 2. возделование, обработка; cultus - подчиняться богам. Из этого произошло слово культура. Также существовало слово natura как антипод культуре. Древний Рим изобрёл термин, но не открыл идею культуры, т.к. главное для них была природа. Идея природы для них была не принципиальна. А у греков сущ-вало близкое к культуре понятие «техне» (ремесло) и педагогика.
Противоречия культуры и природы остро выявились в барокко (потому что в барокко всё неестественное). А в 17 веке появляется термин «цивилизация». В 18 веке ещё нет философии культуры, но есть философия науки; Вико говорит, что цель культуры – это развитие человеческих способностей (humanitas), который у каждого народа свой;
3 признака культуры: религия, торжество бракосочетания, захоронение предков (Вико решил, что в этом отличие человека от животных).
Ещё в 17 веке появляются работы Пуфендоф, он первый использует культуру в философском смысле.
Гердер во 2-й пол. 18 использует слово культура: культура – цель исторического развития; нет отрицательной или положительной культуры; производство и ремесло – тоже культура; культуру развивают не только достижения, но и недостатки и потери.
Кант говорил, что сама природа создаёт противоположность культуре; включил в культуру понимание человека. Неокантианцы соединили смысл культуры с термином культура; связывают её с миром воплощённых ценностей. Термин «культурология» ввёл на рубеже 19-20 века Лесли Уайт.
4. Современные научные представления о культуре как обобщении опыта конкреных гумантарных наук и культурфилософии
читать дальшеСощ-вует несколько вариантов отношения к культурфилософии.
1)Есть философии, где философии культуры отдельно нет, как нет и понятия культура. например марксизм, где Маркс отправляет культуру к практической деятельности: базис – производственные отношения, надстройка – это культура и всё духовное, т.е. культура второстепенна. У экзистенциалистов тоже нет философии культуры отдельно, потому что у них вся жизнь – страдание, много худож. формы и нет теоретических исследований по философии культуры.
2)тут вообще никакой философии культуры нет, вообще не занимались проблемами культуры. Например философия жизни (Ницше), неокантианцы.
Третий подход: философию приравнивают к философии культуры. Это современные варианты: пострационалисты, постмодернисты (Фуко, Делёз, Деррида), + Бахтин и Каган.
Неокантианцы задались вопросом о месте культуры в системе философии.
Постмодернизм свешал все науки; у них во всех науках культурология.
Ещё есть направление антиэсенциолизм, они считают, что никакая теория не нужна и несостоятельна (берут начало с Витгенштейна).
Каган считает, что культурология возможна как обобщение опыта всех гуманитарных наук. «задача философии состоит в преодолении узости, частичности интерпретации культуры, свойственных частным наукам, а самой предлагать им такую теоретическую модель культуры, из коей каждая могла бы исходить для решения своих задач». Предлагает системный подход. К системам гуманитарных наук (сложнее чем системы естественных) предлагает трёхсторонний анализ: предметный, функциональный и исторический.
(+ см. 3й вопрос об обобщении опыта гуманитарных наук)
5. Основные подходы к культуре в современной культурологии
читать дальшеДеятельностный: Каган: у него есть «конверт Кагана». 1. трудовая деятельность, 2. познавательная, 3. ценностная, 4. культура общения, 5.(все вместе) художественная деятельность.
Натуралистический: Демокрит, Гольбах («Система природы»), Гельвеций, Ламетри: пытались перенести на культуру законы природы (с механистической точки зрения).
Символизм: Риккерт, Кассирер: рассматривали образы и символы как выражение культуры. Искусство, мифология и религия создают собственные символические формы.
Структурализм: Леви-Стросс, Тайлор. Исследовали первобытные формы культуры. Леви-Стросс написал про миф: миф структурирует культуру, которая возникает как человеческая способность строить аналогии, след-но происходит систематизация опыта. Тайлор исследовал развитие культуры в целом на основе развития отдельной культуры и этноса.
Эволюционизм: Лесли Уайт: эволюционное и прогрессивное развитие культуры.
Семиотический: Лотман: семиосфера – способ бытия культуры как ноосферы; анализ текстологических проблем как факта культуры; самосознание личности тождественно сумме текстов в потоке других текстов, которые составляют культуру; структура текста аналогична семиотической структуре культуры. Его заслуга в том, что он начал рассматривать культуру как структуру.
Информационный: Кастельс, Маклюен: рассматривают культуру как информационную систему; влияние информационных технологий на культуру и развитие масс-медиа.
6. Сущность культуры как философская проблема
читать дальшеВ наши дни резко возрос интерес к теоретическому изучению культуры. Об этом, в частности, свидетельствует возникновение в XX столетии целого ряда научных дисциплин, делающих культуру предметом специального рассмотрения. Особое место среди них заняла культурология. Возникновение наук о культуре свидетельствует, об осознании ее исключительной важности. Стало вполне очевидно, сколь значительную роль играет культура в жизни человека и общества. Обширный материал, накопленный наукой, говорит о том, что культура воздействует на все стороны обшественной жизни. Она во многом определяет динамику и направленность общественных процессов. Осознание роли культуры нанесло удар по концепциям, абсолютизировавшим, например, роль экономического или политического фактора. Выяснилось, что сами экономика и политика во многом определяются особенностями культуры. Одни и те же формы экономической и политической жизни функционируют по-разному в обществах с различным типом культуры. Более того, именно особенности культуры чаще всего порождают те или иные формы экономики или политики. Характером культуры во многом определяется и механизм заимствования конкретным обществом тех или иных форм организации жизни у других обществ. Таким образом, смысл изучения культуры не ограничивается тем, что открывает нечто новое для понимания лишь самой культуры: такое изучение имеет значение для уяснения существа почти всех, или во всяком случае, многих сторон жизни общества. Если мы хотим понять суть общественной жизни, ее направленность и перспективы, мы не можем абстрагироваться от вопросов культуры. Во многих случаях именно через общность культуры то или иное общественное образование приобретает целостность, т.е. из разрозненного собрания людей превращается в единство, обладающее упорядоченной структурой. Рассмотрение общества как целостности, в единстве разнообразных аспектов является одной из задач философии, поэтому обнаружение объединяющей (интегративной) социальной функции культуры стало одним из факторов, вызывающих необходимость философского осмысления культуры. Другим фактором, определившим рост интереса к философским аспектам культуры, является внутренняя связь последней с духовным миром человека. Произведения культуры не являются лишь материальными продуктами, предназначенными для формального, т.е. неосмысленного потребления. Они приобретают значение произведений культурного творчества, если затрагивают духовное бытие человека. Они живут жизнью духа и этим интересны. Поэтому произведения культуры являются главным и едва ли не единственным источником, который позволяет проникнуть во внутренний мир человека и сделать обоснованные обобщения относительно его особенностей. В документах и произведениях культуры, таких, как литературные памятники, живописные полотна, архитектурные сооружения, песни, танцы и многое другое, находит свое выражение жизнь духа в ее волнениях, печалях и радостях, т.е. в непосредственной жизненной данности. В большинстве случаев культура ярко высвечивает экзистенцию человеческого бытия. Нередко культура прямо фиксирует экзистенциальные ситуации — ситуации духовно-нравственного выбора, в которых наиболее полно проявляются особенности «человеческого в человеке». По этим причинам философское понимание человека немыслимо без философского осмысления культуры. Осмысливая культуру, мы создаем основу и предпосылки для философского осмысления человека, способов его отношения к миру, присущих ему ценностей и др. Именно поэтому философия культуры является базой для таких философских течений и подходов, как герменевтика, феноменология, философия языка, философская антропология. Философия культуры, разумеется, сама является частью культуры. Особенность философии культуры состоит, во-первых, в том, что в ней осуществляется рефлексия относительно культуры. Во-вторых, такая рефлексия осуществляется на путях рационально-теоретического мышления. В-третьих, культура осмысливается в ней не в частных своих проявлениях, а как тотальность, как целостность. В-четвертых, философия стремится определить и уяснить смысл и предназначение культуры как тотальности. Наконец, в-пятых, философия культуры ставит вопрос об условиях существования культуры и ее различных форм. Понятие рефлексии фиксирует направленность сознания на самое себя. Рефлексия — это самосознание. Применительно к философии культуры это означает, что она есть самосознание культуры. Для философии культура является предметом изучения и осмысливания. Этим философия отличается от других форм культуры. Действительно, для науки предмет познания — не она сама, а природа; для искусства предмет творческой деятельности — не оно само по себе, а творимый им особый художественно-предметный мир; для политики цель ее устремления — не она сама, а власть и государство; для религии предмет познания и поклонения — опять же не она сама, а Бог. Поскольку задача науки и искусства, политики и религии не состоит в направлении рефлексии на самих себя, в их рамках не ставится вопрос о достижении полного сознания самих себя. Иначе говоря, они уясняют свою сущность, свое место в обществе и культуре лишь в той мере, в какой это необходимо для решения стоящих перед ними задач. Поэтому только будучи постигнуты философски, отдельные формы культуры (наука, искусство, политика, система образования и воспитания, религия и др.) могут стать органическими частями единого целого культуры. Они войдут в целостное (тотальное) «Я» культуры. Так же как человек может вычленить собственное «Я», только направив сознание на самого себя, так и культура определяет свое «Я» через самосознание культуры. Аналогия между познанием человека и познанием культуры позволяет глубже понять последнюю.
7. Основные фудаментальные (сущностные) характеристики человека и их "обеспечение" культурой
читать дальшеКультура выражает основные специфические особенности человека. Передается не биологическим путем. А трансляцией через знаковые системы. Освобождении от биологических ограничителей. Инвариант. Экстерриториальность. Красота – способ адаптации человека в мире. Отсюда следует эволюция человека. Сравнительная характеристика существования человека и существования животного. Существование человека: 1. универсальное (человек всеяден), жизнь везде, человек вписан в мир. 2. человек адаптирует мир, отвечает на вызов. Меняет себя в мере соответствия изменения условиям. Создание новых форм мира, творчество. 3. способность расширять, совершенствовать свои возможности (духовные) – самоэволюция. Существование животного: 1. одностороннее существование (заключено в жестких экологических позициях) 2. приспособление к условиям, никакого творчества. 3. заданность мозговых операций биологически. Такая сравнительная характеристика возможна, т.к. у человека есть культура. Человека делает не животным система посредников, знаки – развивается творчество, т.к. знаки одного человека отличаются от знаков другого. Отношения животного и природы носят органичный характер, творчество исключено. Человеческое (специфическое) – то, что выходит за границы характеристики биологического существования человека. Жизнь надбиологической жизни. Культура – присущий человеческому роду специфический способ существования, отношения к миру, самореализации. Сверхорганическое, выход за естественные рамки. Культура – особая сила, начало человеческого, постоянно действующая на нас, сидит в нас. Воля избегания не человеческого. Культура – порядок, закон человеческого существования, способ (то, как существует человек), который создается искусственно человеком. Культура – система искусственных приспособлений, обеспечивающих сверхбиологическое существование человека. Преобразовательная деятельность человека – обеспечение искусственными средствами. Логика переделывания самосознания. Социальность – естественная для человека жизнь в культуре (совместность). Обеспечивается не биологическими средствами ,а есть продукт культуры. Каждый момент создается заново, отсюда искусственные формы деятельности, языки. Сознание (-тельность) – самое интимное в человеке, но мы не знаем его. Интерсубъективность – между предметом и человеком, со- знание существует в связи с чем-то.
8. Функции и структура материальной культуры. Ее природопреобразующая подсистема.
читать дальшеВопрос вырастает из соотношения N и К. Ч двоёственнен по своей N и К даёт ему возможность для проявления и материального, и духовного. У Ч есть аспект материального сосуществования с др. людьми. Ч зависит от общества система матер. потребностей. 2 подсистемы матер. К:
Природопреобразующая
Социально-организующая
Элементы 1ой подсистемы:
Искусственные средства, которые создают и используют люди для воздействия и преобразования N. Техники. Результуты воздействия техногенный мир (лекарства, одежда, коммуникации). Можно сказать о разных технократических теориях.
Технологии. Их суть искусственна. Они бессмысленны без техники, а техника мертва без них. Технологии аккумулируют способности Ч. Культура – это, прежде всего, технологии. К – сумма технологий. Это информационная составляющая.
Чел. способности материального преобразования мира. Чел. способности – субъективированная К, освоенная и продолжающаяся. Ч приспосабливает технологии под себя.
Материально-культурный аспект сущ. во всех сферах духовной К.
Сферы:
Сфера производства матер. благ
Сфера матер. потребления: быт – потребление вещества и энергии N.
Сексуальные отношения
Сфера развития собственного тела (физкультура и спорт)
Сфера здравоохранения и медицины
Сфера военной практики.
9. Функции социаьлно-организующей подсистемы материальной культуры реализующие их социокультурные структуры
читать дальшеСовместное существование людей требует (функции):
1. Соединение (интеграция)
2. Поддержание интеграции
3. Упорядочивание единства
Способы соединения людей созданы Ч, а не заложены биологически. Цель – обеспечить деятельностью. Вопрос о средствах обеспечения. Нужны стабильные структуры связи для воплощения единства людей.
1) Материально-организующие формы (объединяют большие массы и большие сферы людей).
Социальные институты. К общим признакам социокультурного института можно отнести следующее: ●выделение в обществе определенного круга «культурных объектов», осознание необходимости их обособления и регламентированной циркуляции в масштабах всего сообщества; ● выделение круга «культурных субъектов», вступающих в процессе культурной деятельности в специфические отношения, обусловленные характером культурного объекта;● организацию и субъектов культуры и ее объектов в определенную формализированную систему, внутри статусно различенную, а также обладающую определенным статусом в масштабах всей общественной организации; ●наличие социально-культурно-значимых функций института, интегрирующих его в общую систему социокультурного функционирования и в свою очередь обеспечивающих его участие в процессе интеграции последнего. Структура социальных институтов может варьироватьься в зависимости от типа и форма конкретной культурной деятельности. Процесс институционализации, образования соответствующего социального института культуры, варьируется в зависимости от эпохи и характера культуры. Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функций: ●регулирование деятельности членов общества в рамках предписываемых последним социальных отношений. Культурная деятельность носит общественный характер, и именно благодаря социальным институтам «вырабатываются» соответствующие регулятивные регламенты.каждый институт обладает системой привил и норм, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаимодействие, делающих его предсказуемым, и коммуникативно возможным; ●инкультурация и социализация индивидов. Социальные институты призваны обеспечивать возможность вхождения в культуру, приобщения к ее ценностям, нормам и правилам, а также приобщать человека к порядку. ●обеспечение и налаживание коммуникаций. Коммуникативные возможности социальных институтов культуры неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации, другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; ●консервация культурно-значимых регламентов, феноменов. Форм культурной деятельности, их сохранение и репродуцирование. Культура не могла бы развиваться, если бы не имела возможности хранить и передавать накопленный опыт – тем самым обеспечивается преемственность в развитии культурных традиций.
Социально-организационная форма материальной культуры обеспечивает ей полное осуществление возможностей «оккультуривания» бытия человечества.
10. Культурная роль и основные признаки социальных норм.
читать дальшеПрактически с самого начала культурной деятельности человека возникает потребность в регулировании его поведения и общения с другими людьми. Необходимость этого вызвана тем, что материальные продукты культуры, которые создаются людьми, лишь показывают границы их возможностей, но они не определяют, как должны действовать люди в различных отношениях между собой. Поэтому вместе с созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и разнообразные отношения между людьми. Первоначально они представляли собой правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм. Изначально нормы служили указателями на то, где, как, когда и что должны были делать люди в повседневной жизни. Различные нормы имели разную степень влияния и значения в поведении людей, и те из них, которые приобретали наибольшее влияние, становились общепринятыми.
На протяжении всей истории человечества различными культурами было создано огромное количество самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.
Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы, которые были предназначены регулировать повседневное поведение людей, способы реализации ценностей, оценивать различные формы их отношений и т.д. Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы — это моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В силу такого своего характера нравы не предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах. Эта ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за нарушение нравов может быть разным — от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наиболее распространенным наказанием в этом случае является устное порицание. Например, если вы громко чавкаете во время обеда в обществе, то, возможно, в вашу сторону будут направлены лишь неодобрительные взгляды людей, которые вас слышат. Но в некоторых культурах, наоборот, считается нормой «потягивать» свой суп, и эта манера не вызывает никаких реакций окружающих.
Среди других видов культурных норм наиболее распространенными и влиятельными являются обычаи — общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей. По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и коммуникации внешнего характера, то есть отношения с близкими и дальними родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и др.
Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предписывают строго установленное поведение в определенных ситуациях. Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность. В такой их роли было заинтересовано все общество, и оно стремилось их сохранять и культивировать. Поэтому многие обычаи оставались на протяжении веков неизменными.
В каждой культуре формируется своя система обычаев, распространяющаяся на все стороны повседневных отношений. Тот или иной обычай всегда связан с соответствующей специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно разное содержание. Примерами здесь могут служить различия в разных культурах по отношению к свадебным обрядам и половым контактам.
Становление различных регуляторов поведения человека шло одновременно с развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим миром. По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что придало им традиционный характер и породило новый вид культурных норм — традицию. Первоначально это слово обозначало «предание», подчеркивавшее наследственный характер соответствующих культурных явлений. В настоящее время назначение традиций сводится к регуляции межличностных и межгрупповых отношений, а также передаче социального опыта от поколения к поколению. Фактически традиция — это своего рода устные «культурные тексты», аккумулирующие в себе совокупность образцов социального поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации.
Традиции имеют место в самых разных областях человеческой жизни. Взятые вместе, они представляют собой устойчивую систему поведения человека в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях, выполняя при этом свою особую роль. Основной особенностью традиций является акцент на использование таких образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека. Этот вид социальной регламентации исключает элемент мотивации поведения: нормы, составляющие традицию, должны выполняться автоматически. Представители данной культуры в этом случае должны твердо следовать установившейся модели поведения, основываясь только на интуитивном убеждении, что «так поступали наши предки», «так принято» и т.п.
Автоматическое следование традиции на практике представляет собой простое соблюдение привычных норм и требований к поведению представителей какой-либо культуры.
Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры любого народа является право, которое представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право представляет собой совместный договор людей о правилах поведения. Эти правила являются общеобязательными для всех, а их исполнение контролируется государством. Действие права распространяется на все сферы общественной жизни: они определяют производство и распределение продуктов между людьми, регулируют отношения между ними, регламентируют контакты и связи между народами.
Наконец, вероятно, наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль, которая призвана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т.п. Необходимость морали как регулятора поведения обусловлена тем, что каждый человек так или иначе ведет себя, совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окружающему миру и прежде всего по отношению к другим людям. При этом в его поведении проявляются особенности характера, темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и т.д. Сопоставляя поведение какого-либо человека с определенными культурными ценностями общества, принято говорить о поведении нормальном либо отклоняющемся. Нормальным считается поведение, соответствующее нормам, которые выработало и которых придерживается данное общество.
11. Виды социальных норм. Культурные механизмы обеспечения их императивности и эффективности
читать дальшеСоциальная норма относится к соционормативной сфере Культуры. Культура – это смысл, тогда как социальность – функция. Т.е человек социален и подвержен социализации, потому что он культурен, а не наоборот. Культура создает формы общения, репертуар поведения и возможные формы активности. Эти формы включают в себя закрепленные модели определенных социально значимых качеств.
Человек не рождается с набором таких качеств и не имеет таких моделей от рождения, но приобретает их в процессе социализации и инкультурации, так как они хранятся в социо-культурной памяти (например, гендерные характеристики).
Социальной нормой можно назвать – стандарт, правило, закон, обычай. Их объединяет практическое основание – общественная необходимость. Т.е. они практически – необходимы. В основе этой практической необходимости – способ деятельности индивида (так принято, потому что это удобно) – норма технологична.
Нормы:
- наглядна (в этом ее модельность. Она показывает «как надо»).
- структурирована (т.к. она основа поведения и основа оценки).
- императивна (общезначима).
Как достигается императивность:
- норму поддерживают социальные институты.
- механизмы власти и насилия.
=> так возникают представления о нормах, например, преступления и наказания.
- материальная власть обеспечивает соблюдение норм.
- внутренние механизмы, такие как обычай и традиция (внутри него сакрально-религиозное основание, которые уже не осознается, но норма продолжает соблюдаться).
Делятся по требованиям на:
- запреты (табу). Они отграничивают зону позитивного существования человека и того что в обществе возможно, а что нет. Оно предписывает пределы.
- позитивные (моральные нормы, указывающие на принятые в обществе модели активности)
По закрепленности:
- институциональные (тяготеют к тому, чтоб быть формализованными) – юридические, правовые.
- неформальные. Не прописаны и чаще передаются из уст в уста. За их нарушение следует духовно-психического наказание (осуждение, вина, стыд) – моральные нормы.
12. Личностный уровень бытия материальной культуры.
читать дальшеДля успешной жизнедеятельности человек должен приобрести необходимые навыки, умения, способности.
1) социализация – (обучение моделям поведения, нормам и т.д. принятым в конкретных условиях, в обществе). Начинается с 2-3 лет с общения и момента входа в коллектив (садик, школа и т.д), продолжается до преклонного возраста.
2) инкультурация – начинается гораздо раньше, с контакта ребенка с матерью. В нее входит вход в определенный тезаурус, приобщение к языку. Инкультурация лежит в основе социализации, т.к. дает человеку возможность понимать язык.
Деятельность человека распространяется по всем каналам как материаль¬ной, так и духовной культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей.
Интегральное качество личности – духовность. Это производная от духовной культуры, но выражается и в материальной сфере бытия личности. Культура существует и на уровне отдельной личности, как продукта культуры.
Это особые механизмы, отвечающие за ценностное освоение и осознание мира, результатом которых должна стать выстроенная в соответствии с идеалами, ценностями, и знаниями жизнь. Духовный человек строит свою жизнь в идеальной перспективе. Он стремится быть внутри информационного тезауруса, в котором слиты ценности и знания. Но духовность личности нельзя сводить только к знаниями. Например, возможны бездуховные умные люди (циничное безверие).
Бездуховность – это недостаток духовности. Когда в человеке не выработаны определенные механизмы. К примеру, не утилитарное отношение, эстетический вкус и т.д.
13. Информация как условие бытия сложных систем. Основные отличия социокультурной и биологической информации.
читать дальшеИнформация – явление противоположное хаосу и аморфности, она несет форму и порядок.
Информация имеет 2 способности:
1) способность воспроизводить внутреннее многообразие системы (данной).
2) способность воспроизводит структуру других систем, устойчивые связи между разнообразием элементов.
=> это дает упорядочивание.
Отсюда свойства инфы и ее функции:
- коммуникация (организация и управление в сложных системах)
- создание возможности ориентации (ликвидация неопределенности)
- истинность (адекватность тем условиям, в которых мы находимся)
- автоматическое или осознанное упорядочивание структуры. Т.е. инфа создает вокруг себя зоны структурированности.
- программирует систему, т.е. определяет ее активность
- общезначима
- понятна
Эта информация социо-культурна, а не биологична. Отличие:
Социо-культ Инфа
Не врожденная. Хранится в социо-культурной памяти (например, в предметах, языке)
Коллективна (социальность инфы). Само создание этой инфы носит коллективный характер. Можно отделить инфу созданную отдельным челом.
Коллективное накопление и хранение. Может быть отделена от индивида.
Био Инфа
Врожденная (хранится в инстинктах и на клеточном уровне)
Индивидна (ее носитель и пользователь индивид)
Со смертью индивида исчезает.
14. Виды и уровни бытия социокультурной инфорации.
читать дальшеВиды:
1)Знания – информация об объективных свойствах и закономерностях. Предметная и репрезентирующая инфа.
2) Ценности. Значимостная инфа (зачем и для чего). Ценности это аккумуляторы деятельности людей.
3) Проекты – опережающее отражение действительности. Как механизм создания целевых моделей (что мы хотим получить). Это и цели, и планы, и проекты, и идеалы.
4) Технологии – способы осуществления, то как информация создает и осуществляет деятельность (как действовать).
В явлении информации все эти виды существуют одновременно, а не исключая друг друга.
Уровни и способы бытия инфы:
- идеальный. Существует только в сознании и является управляющим для других.
- деятельностный – как инфа объективируется, используется и производится.
- предметное воплощение. Информация объективируется в артефактах, отделяется от индивида. Любой созданный челом предмет – носитель информации:
а) вещи - информация носит служебно-прикладной характер (этот предмет создан для удовлетворения потребностей и нужд)
б) тексты – предметы, которые созданы, чтобы хранить и передавать инфу. Создаются на основе языка и языковых систем. Чтобы ими воспользоваться надо знать ключ к закодированному – язык.
Граница между вещами и текстами относительна. Нечто может быть и вещью и текстом (дизайнерское произведение, костюм и т.д.)
- субъектный уровень. Это навыки, умения, способности – интериоризованные свойства.
15. Функциональная структура культуры как информационной системы. Специфика производства и воздействия инфомациив современом обществе
читать дальшеКультура как информационная система в функциональном плане представляет собой систему механизмов, которые обеспечивают общество информацией, т.к. ее изначально нет.
Она существует в двух основных формах:
- неспециализированные механизмы культуры – т.е. создатели и обработчики инфы сами являются практическими субъектами.
- специализированные механизмы.
Этапы осуществления информации (это и есть сама информация):
1) производство информации.
2) закрепление. Инфа должна быть усвоена, для этого ее кодифицируют, придают ей характер образца. Теперь ее можно отделить от носителя.
3) тиражирование инфы и доставка ее до рецепиента.
4) хранение и накопление.
5) актуализация (своевременное использование и применение инфы, перевод из предметного вновь в идеальную форму). Один из актуализаторов инфы – гуманитарные науки, история.
6) коммуникация, распространение инфы через коммуникации (сми)
* В современном обществе еще один аспект:
7) внедрение информации в сознание и практику.
Можно сейчас говорить о единой информационной оболочке, которая охватила человечество. Люди соединены. Информационная сеть теперь имеет глобальный характер. Информация становится безличной, доступной и производится она в огромных количествах. Теперь информационное поле формирует личность человека, воздействует на него с самого детства через средства массовой информации и окружение.
16. Традиции как механзм культрного наследования: основные свойства и функции
читать дальшеСущ. распространённое понимание культуры как ненаследственной памяти человечества. Речь идёт о генетическом, биологическом наследовании. Но всё же у К есть механизмы, которые осуществляют наследование накопленного опыта. В первую очередь это традиции. функции традиции можно определит как:
- стабилизация
- интеграция
Можно говорить об опред. власти традиции над людьми. Это нормативный элемент К. Степень императивности м.б. разной. Традиция закрепляется в ценностных формах сознания. Общ-во может программировать себя в 2-х направлениях (разница в отношении к традиции):
1) ретро (в сторону прошлого). Опора на традицию, её сакрализация, обостряется во время бешенных темпов жизни появление течений нео- (новое возвращение к старому). Традиции имеют разную глубину.
2) перспектива (к будущему).
Но К не держится только на традиции, т.к. её функции не всеохватывающи. См. вопрос 17.
17. Роль творчества в культуре. Диалекитка тадиций и творчества.
читать дальшеК порождает 2 мощных механизма: традиция и творчество. Они взаимодополняют друг друга. Традиция необходима для стабилизации и интеграции. Иногда традиция может осознаваться как противоречие в развитии, как сдерживающий фактор. Противоречие нового и старого. Но есть и линия развития (обновления). Этот механизм – творчество. Основные категории в творчестве: новаторство, новация, инновация (внедрённая новация, принятая к-рой, применяемая технология).
Творчество новация образец нормативный образец. Источник нового – творчество. Традиция и творчество – 2 плеча, на которых держится К.
Важна степень свободы Ч в общ-ве. В истории движения общ-ва от одного типа к другому можно увидеть, что бОльшую часть своей жизни человечество прожило в традиционалистских общ-вах (доперсоналистских): табуизируещее отношение к новому. Поворот с Возрождения. До этого не было авторов. Появление общ-ва 2го типа – креативное: супеценность творчества. В Романтизме и тяга к прошлому (традиции) и к новому (творчество).
В современном мире мы наблюдаем несколько культурно-ценностных ориентаций:
- консерватизм, догматизм, канонизация (крайняя степень): форма важнее содержания.
- преувеличение творчества. Разрыв с традицией, безмерные надежды. Авангардизм. Идеализация мира, свободного от плена привычки, традиции (американцам н хвататет традиций, они типа страдают).
Связь м/у традицией и творчеством:
новое вырастает на основе традиции. Традиция аккумулирует в себе разный материал К
Традиция 1 новое 1
взаимообмен новое 3 традиция 3
Традиция 2 новое 2
Творчество не только конфликтует с традициями, но и меняет их (переосмысление традиции)
Творчество превращается в традиции.
18. Духовная культура: основания (истоки) и "назначение".
читать дальшеЯна: Многие отождествляют культуру с ее духовной стороной, а духовную культуру сводят к идеальному миру. Духовная культура не равна идеальному, т.к. идеальное как процесс – особенность любой сферы человеческой действительности, т.е идеальное во всем, но не только в духовной культуре. Система человеческого существования обнажила свою практическую сущность. Мораль м.б.в любой человеческой деятельности, но она утилитарна. Возникает надпрактическое сознание, суверенное по отношению к материальным аспектам, т.к. оно исходит из самого себя. Возникает самостоятельно существующая система – духовная. Сознание д.б. свободным, чтобы чувствовать себя самим собой. Внутренняя свобода человека – условие его существования. 3 стороны потребности в свободе: ?потребность в полноте и осмысленности информации. Духовное сознание должно иметь информацию обо всем, что оно для себя полагает. Нечто существует «в темноте», но сознание считает, что оно д.б и ищет информацию. ?потребность в непротиворечивом единстве с миром, в гармонии и родстве с миром, слияние живой субъективности с ее информационным миром, где она существует. ?потребность в самоутверждении и самореализации. Эти потребности возникают объективно, они существуют и на уровне коллективной духовной жизни. Природа не может удовлетворить эти потребности, их можно удовлетворить сам Дух, посредством собственной активности > духовной культуры. Дух создает особые способы отношения к миру: их сверхзадача создание своей свободы в этом мире. Духовная культура – способ осваивания творчества в мире для решения этих потребностей - достижение свободы. Свобода обретается человеком не в результате, а в процессе деятельности духа.
Леха: Дух все время ищет территории, где он обрятет максимальную полноту. Идеален тот мир в котором все прекрасно. Духовное означает не утилитарное. Духовным идеалом не может быть мир в котором и за счет которого я порешаю все свои проблемки. Духовный идеал, истина – это смысл, в котором я обретаю полноту бытия и свободу. Утилитарный идеал даже при его реализации всегда может быть омрачен чувством абсурдности и отчуждения.
Дух идеологичен. Молодой Маркс говорил: «духовные чувства – чувства теоретики».
У Кагана:
Антропологические проблемы культуры, т.е. отношение
«культура и человек», рассматриваются в четвертой главе монографии.
«Здесь сохраняются три уровня отношений культуры и ее
«контрагента»: практический, практически-духовный и духовно-
теоретический» (с. 110). На всех трех уровнях связь человека и культуры
проявляется двусторонне - «человек творит культуру и культура творит
человека» (там же). "Человек является прямым культурогенным
субъектом, воплощающим себя в культуре, делающим ее своим
инобытием и ею же формируемым" (с. 123).
19. Функциональная структура и способы бытия духовной культуры.
читать дальшеМир сложен. Сознание нуждается в разных способах освоения мира - в духовной культуре в связи с этим можно выделить 6 сфер или царств.
Пространство духовной культуры:
По природе духовное бескорыстно и неутилитарно, значит и его элементы должны обладать таким же свойствами.
Познание (имманентно не ценностная сфера д.к).
Но только фундаментальное познание (самоценное и бескорыстное).
Регулятив (ориентир) – Истина (то есть знание того как на самом деле)
Эстетическое освоение мира (царство эстетической культуры)
Регулятив (ориентир) – Красота
Морально-нравственная сфера
Регулятив (ориентир) – Добро (опять таки бескорыстное, из любви или уважения).
Мировоззрение
Регулятив (ориентир) - София (Мудрость), включает: отношение Я – Мир, отношение к жизни и смерти, смысл жизни.
Религиозное
Регулятив (ориентир) – Бог
Художественное освоение мира (искусство) – синтез 5 предидущих сфер, синтез духовной культуры.
Регулятив (ориентир) - Одухотворение
20. Специфика духовного мироотношения.
читать дальшеОбщие черты духовного мироотношения: ●бесконечность смысловых миропритязаний, ненасытность, неостановленность (расширяющаяся активность) – стремление взглянуть по-новому на привычное, вовлечь все новые предметы и сферы в свое духовное бытие. ●этическое начала – сердцевина духовного отношения, оно помогает избежать вреда одного и другого. ● неутилитарность, самоценное, бескорыстное отношение к миру, любовное искание, переживание. Духовная культура не только удовлетворяет человеческие потребности, она гармонизирует человека, дополняет и восполняет духовное и материальное → важно одухотворение для человека ●универсальность ● символический характер духовного мироотношения – дар Духа соединять единичное и всеобщее → территория бесконечного смысла ,чувство родства со всем сущим. ●стремление к совершенству. Духовность тяготеет к идеалу. Он открывает возможности лучшего совершенного существования. Здесь внутренняя логика Духа – жажда идеала, желание сотворить его и реализовать. ● Диалогичность → установка на сомоценность – стремление видеть явление таким, какое оно есть. Человек счастлив не только тем, что его любят, но и он любит.
21. Содержательная структура духовной культуры.
читать дальшеСодержание духовной культуры определяется строением духовной деятельности человека. — содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
22. Духовность личности.
читать дальшеДуховность – превращение пространства в интегральное качество. Вязано с духовной культурой, производное от Духовной культуры. Духовность – воспроизводимость человеком Духовной культуры. Духовность – органическая приобщенность человека к Духовной культуре. Бездуховность – невключенность человека в Духовную культуру. Не Анти, но недо - злой герой необязательно бездуховный. Зло можно творить неутилитарно. Бездуховность – неспособность смотреть на мир неутилитарно. Духовность реализуется через: ●систему духовных способностей и потребностей человека (нравств., эстетич. мировоззрения, внутренняя необходимость в реализации); ● приобщенность к ценностям, жить в перспективе этих ценностей; ●фундаментальные знания о мире; ●соответствие идеалу, построение жизни в идеальной перспективе. Циническая форма Духовности – безидеальная (человек не дорос до идеала), когда человек разочаровывается в идеалах. Духовность деятельностна по природе; живет исканиями, переживаниями, фантазиями. Т.е духовность осуществляет духовные процессы освоения мира.
23. Природа и культура.
читать дальшеЛюдей создаёт присущий им способ существования. Исторически Ч является творением К. Жизнь ч/з создание искусственных приспособлений. 2 аспекта:
Онтогенетический (индивид-е существование) аспект: процесс присоединения Ч к К. Установка быть S деятельности. Планомерная социализация. Аккультурация.
Филогенетический (исторический) аспект: К создала чел. род, а Ч создал К. Нельзя отождествлять духовное и идеальное. Не бывает К без идеального, но духовное в К это другой уровень. Ч двойственен. К даёт возможность проявления и духовного и материального. (Остальное всё идёт по вопросу 24).
24. Культура как "вторая природа".
читать дальшеК-результат освоения N. 3 способа освоения мира:
1. творчество
2. управление природными процессами
3. потребление
Чем больше Ч знает о мире, тем больше он от него зависит. К – освоенная челом N. освоение окружающей среды и внутр. пространства. N определяет границы К. Но сейчас можно говорить и о том, что К тоже определяет границы N для Ч (конституирует его N). Эти границы подвижны. Есть 3 уровня: N, освоенная Ч; N, духовно и практически осваиваемая Ч, духовный слой. 2 слой самый динамически развивающийся. 1 слой – не безграничен, у Ч есть ограниченности: ценностные, практические возможности. Идёт вечная игра и борьба Ч с N.
К – особая, новая, 2ая N для Ч. Она вырастает на основе N. Она создаёт для Ч его особую R, особое бытие, особую онтологию. Сущ-е культурных пространств: город, музей, отношения м/у людьми, сознание. К создаёт множ-во времён: социально-историческое время; время малых общностей (миры); время исторической памяти; практическое время (время чел. отношений). Время ускоряется. Физическое время необратимо. А время К обратимо, оно трансоформируется.
Срезы существования К как 2-ой N:
- предметность, матер. К
- осуществление творчества, формообразование
Деятельность Ч:
- формирование тела
- создание вещи
- символическое тело
Ч с неизбежностью воплощает себя в предметной К. Опредмечивание потребностей (утилитарное), смысла, ценностей. К является 2-ой N, т.к. приходя в мир Ч сталкивается не только с физической N, но и с К, опредмеченной N.
25. Диалектика чловеческой деятельности и культуры.
читать дальшеОтличительной особенностью культуры является то, что она создана деятельностью человека. Культурная деятельность является деятельностью не какой-либо единственной особи или множества разрозненных особей, а видом сопряженной коллективной деятельности. Если коллективы живых существ, имеющих природную основу, осуществляют исключительно биологическую по своему характеру, заданную генетически и транслируемую в наследственном коде поведения животных деятельность, то человек в процессе культурной жизнедеятельности, напротив, включается в коллективность, создавая социальную общность. Его деятельность в социальной системе определяется не биологической необходимостью, а постоянно меняющимися программами, отвечающими изменяющимся условиям и возможностям деятельности, и эти программы передаются не биологическим путем, а посредством культурных кодов.
Далее, животное существо, обеспечивая своей активностью собственное существование, не преобразует себя и среду своего обитания, тогда как человек в процессе своей деятельности не только приспосабливается к среде, но приспосабливает природу согласно своим потребностям, преобразуя ее. В конце концов он выходит на создание особой среды — искусственно созданного мира культуры. Но этим он одновременно преобразует и себя, как свою внешнюю, телесную природу, так и свой внутренний мир. В процессе деятельности человек вычленяет себя из среды, на которую он воздействует, заменяя связи с нею, прежде бывшие природными, иными — социокультурными, и делает эти связи предметом особого воздействия. На философском языке это означает превращение человека в субъект деятельности и появление объекта, на который она направлена. Очевидно, что объектом выступает уже не природа, т. е. не только природа, а все то, что вовлекается в процесс преобразования и воздействия субъекта. Субъектом также выступает не единичная особь, индивид, а носитель культурно-исторической активности, имеющий различные конкретные социокультурные характеристики. Важно отметить то, что в самом социальном субъекте предполагается определенное структурирование в виде со-субъектов, между которыми устанавливается межсубъектное отношение — важное условие культурного процесса.
Понимание культурной деятельности как субъектно-объектного отношения особого рода по-иному ставит вопрос о побудительных механизмах (мотивах) ее и самом характере. Мотивами выступают уже не биологически заданные потребности, врожденные индивиду или роду, а особые, культурные, изначально простые, но постепенно развивавшиеся и усложнявшиеся. В мотивационную характеристику субъекта включаются такие элементы, как способности и умения, которые в совокупности с потребностями создают необходимый и достаточный механизм для порождения деятельности.
Культурная деятельность как способ реализации активности субъекта отличается еще одной важнейшей особенностью: своей свободой. Она не является жестко запрограммированной, передающейся по наследству с помощью биологических механизмов. В противном случае мы не имели бы права говорить о человеке как субъекте культурной деятельности. Культурная деятельность не слепой, подчиняющийся жесткой необходимости процесс, а целенаправленный, сознательный и свободно ориентированный, предполагающий столь же свободный выбор средств осуществления. Вне свободы нет культурного творчества, в этом смысле она является сущностной характеристикой культуры.
26. Человек как творец и творение культуры.
читать дальшеЗдесь следует рассматривать человека только через онтогенез( индивидуальное развитие ч-ка) и филогенез( в связи с другими индивидами). Важно: развитие осн. инстинктов человека, специфических человеч. конституции, строение тела человека в его связи с культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека.
Периоды онтогенеза:1ый этап – младенчество, (первые 3 года, учится через общение. Контакт с матерью и др. родственниками.) 2-ой этап – детство от 3-6,7 лет, до поступления ребенка в школу. Ведущий вид деятельности – игра (воссоздание поведения и действий взрослых.)3-ий приход в школу (от игры к обучению, познается мир) 4-ом от полового созревания до завершения учебного учреждения (школы или среднего учебного заведения Формирование мировоззрения, самосознания), 5-ый этап пенсия.
Каган утверждает, что культура возникает только тогда когда человек является деятельным существом – Homo agens которое не приспосабливает среду обитания, а приспосабливается к ней, но одновременно с этим Homo agens оказывается еще и Homo creator – существом творящим, т.к. ни одно состояние среды не способно его удовлетворить, он постоянно дополняет, обогащает, развивает, изменяет не только данное природой, но уже созданное им самим, его предками и современниками. « Где существует человек, там существует и традиция»,- заметил однажды Гердер. И действительно, традиция становить тем «механизмом» культуры, который заменил ей действие генетического кода, сохраняющего и передающего биологическую информацию. Иначе говоря, она оказывается особым типом памяти – совокупной памятью человечества, наций, социальных групп. У человека возникает необходимость передавать из поколения в поколения накапливаемый опыт и одновременно его расширять, обогащать, развивать и делать бытие человечества историей, а не «топтанием на одном месте», простым репродуцированием действий предков. Законом истории становиться неразрывная связь – традиции и новаторства. => разгон за креатив.
типа культура....если это еще имеет значение =(
1. Гуманитарные науки как науки о культуре, их отличия от естественных наук
читать дальше
2. Предмет и дисциплинарная структура культурологии
читать дальше
3. Возниковение и историческая судьба термина и понятия "культура". Становление "философии культуры.
читать дальше
4. Современные научные представления о культуре как обобщении опыта конкреных гумантарных наук и культурфилософии
читать дальше
5. Основные подходы к культуре в современной культурологии
читать дальше
6. Сущность культуры как философская проблема
читать дальше
7. Основные фудаментальные (сущностные) характеристики человека и их "обеспечение" культурой
читать дальше
8. Функции и структура материальной культуры. Ее природопреобразующая подсистема.
читать дальше
9. Функции социаьлно-организующей подсистемы материальной культуры реализующие их социокультурные структуры
читать дальше
10. Культурная роль и основные признаки социальных норм.
читать дальше
11. Виды социальных норм. Культурные механизмы обеспечения их императивности и эффективности
читать дальше
12. Личностный уровень бытия материальной культуры.
читать дальше
13. Информация как условие бытия сложных систем. Основные отличия социокультурной и биологической информации.
читать дальше
14. Виды и уровни бытия социокультурной инфорации.
читать дальше
15. Функциональная структура культуры как информационной системы. Специфика производства и воздействия инфомациив современом обществе
читать дальше
16. Традиции как механзм культрного наследования: основные свойства и функции
читать дальше
17. Роль творчества в культуре. Диалекитка тадиций и творчества.
читать дальше
18. Духовная культура: основания (истоки) и "назначение".
читать дальше
19. Функциональная структура и способы бытия духовной культуры.
читать дальше
20. Специфика духовного мироотношения.
читать дальше
21. Содержательная структура духовной культуры.
читать дальше
22. Духовность личности.
читать дальше
23. Природа и культура.
читать дальше
24. Культура как "вторая природа".
читать дальше
25. Диалектика чловеческой деятельности и культуры.
читать дальше
26. Человек как творец и творение культуры.
читать дальше
читать дальше
2. Предмет и дисциплинарная структура культурологии
читать дальше
3. Возниковение и историческая судьба термина и понятия "культура". Становление "философии культуры.
читать дальше
4. Современные научные представления о культуре как обобщении опыта конкреных гумантарных наук и культурфилософии
читать дальше
5. Основные подходы к культуре в современной культурологии
читать дальше
6. Сущность культуры как философская проблема
читать дальше
7. Основные фудаментальные (сущностные) характеристики человека и их "обеспечение" культурой
читать дальше
8. Функции и структура материальной культуры. Ее природопреобразующая подсистема.
читать дальше
9. Функции социаьлно-организующей подсистемы материальной культуры реализующие их социокультурные структуры
читать дальше
10. Культурная роль и основные признаки социальных норм.
читать дальше
11. Виды социальных норм. Культурные механизмы обеспечения их императивности и эффективности
читать дальше
12. Личностный уровень бытия материальной культуры.
читать дальше
13. Информация как условие бытия сложных систем. Основные отличия социокультурной и биологической информации.
читать дальше
14. Виды и уровни бытия социокультурной инфорации.
читать дальше
15. Функциональная структура культуры как информационной системы. Специфика производства и воздействия инфомациив современом обществе
читать дальше
16. Традиции как механзм культрного наследования: основные свойства и функции
читать дальше
17. Роль творчества в культуре. Диалекитка тадиций и творчества.
читать дальше
18. Духовная культура: основания (истоки) и "назначение".
читать дальше
19. Функциональная структура и способы бытия духовной культуры.
читать дальше
20. Специфика духовного мироотношения.
читать дальше
21. Содержательная структура духовной культуры.
читать дальше
22. Духовность личности.
читать дальше
23. Природа и культура.
читать дальше
24. Культура как "вторая природа".
читать дальше
25. Диалектика чловеческой деятельности и культуры.
читать дальше
26. Человек как творец и творение культуры.
читать дальше