9. Гегель «ЭФН». Структура и метод построения. Место «Науки логики» в ЭФН.
читать дальшеГегелевская система «абсолютного идеализма» грандиозна по своему охвату. Гегель стремится в ней обнять всю совокупность человеческого знания своей эпохи, связать ее в строго систематическое единство, основой которого служит последовательно проведенная позиция философского идеализма, равно как и позиция диалектики, проходящая через все работы автора.
Энгельс отмечал энциклопедическую ученость, по причине которой гегелевская система охватила несравненно широкую область и развила богатство мыслей. В 18 параграфе энциклопедии Гегель разъясняет структуру это произведения и одновременно своей философской системы, поскольку в данном случае имеет место совпадение. Гегель подразделяет энциклопедию на 3 части: 1. логика 2. философия природы 3. философия духа. Этот порядок следования составных частей энциклопедии в точности соответствует логической последовательности и ходу развития проблем в системе «абсолютного идеализма» Гегеля. Он говорит об абсолютном умозаключении, т.е. умозаключении философского знания, тремя членами которого являются логика, природа, дух. При этом каждый из членов умозаключения занимает место как крайних точек, так и опосредствующей середины. Система философии может выглядеть так, как это дано в энциклопедии: логика (всеобщее) – природа (единичное) – дух (особенное). Здесь природы выступает в качестве среднего смыкающего члена системы. Система может развиваться в порядке : природе (Е) – дух (О) – логика (В) и дух (О) – логическая идея (В) – природа (Е). здесь сама логическая идея есть середина, как всеобщее, все собою проникающее. Этот 3-ий порядок последовательности частей фс системы был принят Гегелем в феноменологии духа. Порядок не может, но и должен быть различным. Но, по Гегелю, видоизменения, которые он внес в энциклопедию, по сравнению с феноменологией духа, имели принципиальное значение. План энциклопедии обнаруживает более поздний и окончательный этап разработки философии «абсолютного идеализма», сильнее подчеркивая идеалистическую исходную позицию.
Как нельзя дать предварительного общего представления о философии, т.к. лишь целостность науки есть изображение идеи, точно также ее деление на отдельные части может быть понято лишь из изображения этой идеи. Идея представляет собой некоторое предвосхищение. Наука распадается на 2 части: 1. логика – наука об идее в себе и для себя 2. философия природы как наука об идее в ее инобытии 3. философия духа как идея, возвращающаяся в самое себя из своего небытия. Различие между отдельными философскими науками есть лишь определение самой идеи и лишь одна идея проявляется в этих различных моментах. В природе мы не познаем ничего другого, кроме идеи, но идея существует здесь в форме внешнего обнаружения точно также, как в духе эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя. Определение, в котором выступает идея, есть вместе с тем текучий момент, поэтому отдельная наука есть одновременно и познание своего содержания как сущего предмета, и познание непосредственно же в этом содержании своего перехода в свой более высокий круг. Представление о разделении наук неправильно потому, что оно берет отдельные части или науки в качестве рядоположных, как если бы они подобно видам были лишь субстанциональны в своем развитии.
10. Гегель «Логика». Учение о Бытии».
читать дальшеГегель начинает свою логику с характеристики понятия чистого бытия. Это – абстракция, совершенно лишенная определений и потому равная свой противоположности – ничто. Мысль о бытии вообще (а не о некотором конкретном бытии конкретного предмета) настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Но бытие и ничто не только тождественны, но и отличаются друг от друга, т.к.бытие указывает, что мышление есть, а ничто указывает, что мышление еще не развито. Единство бытия вовсе не есть тождество, а заключает в себе различие и требует объединения. Единство бытия и ничто образует третье понятие – становление. Становление – первая конкретная, наполненная содержанием категория. Все предметы находятся в процессе непрерывного изменения, перехода в другое состояние, т.е. становления. Категория становления отрицает предыдущие категории. У Гегеля отрицание – не просто уничтожение чего – то, а его развитие (пример: чтобы уничтожить зерно, его можно смолоть, спалить и .т.д., а диалектический метод предполагает отрицание зерна другим путем- когда созданы условия для его прорастания и превращения в стебель). Для характеристики отрицания также употребляется термин снятие, который означает одновременно и упразднение и сохранение. В становлении бытие и ничто находятся в снятом виде. Результат становления Гегель называет наличным бытием, которое присуще реальным предметам. Отличие одного предмета от другого зафиксировано в понятии качества. Качество есть определенность, тождественная с бытием, если исчезнет данное качество, нечто становится другим. Выходя за пределы нечто, мы получаем другое, но это другое также является конечным, за его пределами лежит нечто другое. Подобную бесконечность Гегель называет дурной бесконечностью. Здесь конечное и бесконечное не связаны друг с другом. Истинная бесконечность не исключает конечное, а включает и имеет конченое не вне себя, а в себе. Истинная бесконечность содержит в себе некоторую замкнутость. Кругообразная линия, возвращающаяся к своему исходному пункту, служит выражением понятия истинного бесконечного. В истинной бесконечности исчезло отношение к другому, осталось лишь отношение к себе. И Гегель вводит категорию для себя бытие – законченное и в то же время бесконечное бытие. Эта категория используется при переходе к количеству. Количество – определенность безразличная для бытия ,количественны. Этот принцип действует только до качественных изменений. Равнодушие количества к качеству обманчиво. Единство количества и качества есть мера. Этой категорией обозначены количественные границы, в пределах которых предмет остается собой. Нарушение меры приводит к возникновению нового качества, которое возникает путем перерыва непрерывности. Подлинное развитие идет лишь через появление новых качеств. Встает вопрос о носителе изменений, некоем субстрате, лежащем в основе переходящего бытия. Бытие переходит в сущность. «Истина бытия есть сущность».
еще читать дальше
Для Гегеля «Бытие есть неопределенное непосредственное»2.
~ Гегель, собственно, подразумевает под Бытием то же, что и вся трехтысячелетняя философская традиция, и, пожалуй, то же, что и Хайдеггер, только определяют они Бытие по-разному. В частности, особую роль играет при этом то, как понимается непосредственное.
~ Для Гегеля носителем опосредования является Понятие. Следовательно, непосредственное – это то, что лишено Понятия, а отсюда и Бытие – это лишенность Понятия, а следовательно, и Сущности, рефлексирующей в свете Понятия.
~ В результате логического саморазвертывания в разряде Бытия остаются тощие абстракции качества, количества, отношения, меры и т.п. Парадоксально: понимая Бытие адекватно мировой традиции, Гегель выражает свое понимание неадекватным образом.
11. Гегель «Логика». Учение о сущности.
читать дальшеБытие образует внешний слой действительности, ее поверхность, то что непосредственно дано нам в восприятии. На уровне бытия мир состоит из отдельных предметов. Сущность – внутренний мир, глубинные связи, лежащие в основе бытия. Сущность Гегель рассматривает в 3 аспектах: 1. как отраженную в самой себе 2. как проецированную на бытие, т.е. как явление 3. как единство предыдущих моментов, т.е. действительность. Анализ первого аспекта сущности Гегель начинает с понятия тождества. Сущность выступает как тождество, равенство самому себе. Но этому абстрактному тождеству Гегель противопоставляет тождество конкретное, включающее в себя момент различия (ПРО вещи). Различие развивается в троякой, более глубинной форме: внешнего различия; внутреннего, имманентного различия (нечто отличается от другого, которое есть его другое). Различие, доведенное до предела, есть противоположность. В противоположности соединены тождество и различие. Противоположности относятся друг к другу, как + и -. + и – связаны друг с другом так, что каждая стороны составляет основание того, что существует другая. Вместе с тем, каждая из сторон полагает и требует также небытия другой стороны. В этой противоположности самому себе состоит сущность противоречия. Противоречие, по Гегелю, движет миром. Противоположная само себе сущность отталкивается от себя самой и распадается на 2 определения: основание и следствие. При анализе сущности как основания Гегель рассматривает категории формы и содержания. Нет бесформенного содержание, как и не существует бессодержательной формы. Внешняя форма равнодушна к созерцанию. Но есть другая, неразрывно связанная с содержанием. Далее Гегель говорит об условиях. Чтобы что-то произошло, необходимо соединение основания и условий. Следствие вытекает из основания лишь в том случае, когда дана совокупность условий. Второй аспект сущность ,проецированный на бытие – явление. Сущность в своем существовании есть явление. Это значит, что сущность не может быть в чистом виде, сама по себе, она существует только в явлениях. А они тоже не существуют сами по себе – только в явлениях. Между явлением и сущностью нет непереходимых граней. Сущность является, а явление существенно. Основание, полагающее и определяющее явление ,есть закон. Закон есть постоянный элемент в смене вещей, поэтому Гегель называет закон основою мира явлений. Поскольку сущность и явление не существуют сами по себе, их единство составляет третий уровень учения Гегеля о сущности – действительность. От существования действительность отличается 2 признаками: возможность и необходимость. Действительность – это не просто осуществленная возможность, но и реальные возможности дальнейшего развития. Реальную возможность следует отличать от абстрактной. То, что реально возможно – необходимо. Необходимость – компонент действительности. Саму же действительность следует понимать как деятельную, разумную действительность. «все действительное разумно, все разумное действительно». Но необходимость не предстает перед нами непосредственно, она облачена в форму случайности. Задача науки – познать необходимость, скрытую под видимостью случайности. Учение о сущности завершается категорией причинности. Причина – то, что предшествует данному явлению и генетически с ним связано. Причина – порождающая и производящая деятельность, причина порождает действие. Причинная связь – момент универсальной зависимости явлений.
еще читать дальше
Гегель не обладал категорией Сущего12. Для него «Истина бытия – это сущность»13.
~ По-видимому, было бы онтологичней, если бы Гегель определял Бытие через Сущность, например: Бытие – это особый род Сущности (сущего, материи). Но Гегель определяет Сущность через Бытие: «Она в-себе-и-для-себя-бытие…»14 Таким образом, он, с одной стороны, преодолевает субъективность Бытия и вступает в царство объективности, с другой – лишь возводит в степень бытийные характеристики, не порывая с очерченным кругом панлогического Бытия.
~ Материя вообще характеризуется предикатом «в-себе» и ущербна по отношению к предикату «для-себя». Отсюда понятно, почему Гегель – певец для-себя-бытийной существенности – не выходит на понятие материи как чистой объективной реальности. Понятие материи, как и понятие Сущего, не доводится у Гегеля до уровня абсолютной онто-логической категории.
~ Между тем все онтологические определенности: существование, необходимость, субстанция, действительность и т.п. – светятся в Сущности, которая в связи с этим обретает значение самостоятельной материальной силы. Эта сила выступает формой проявления объективной всеединой целокупности, именуемой абсолютным. «Сущность, существование, в себе сущий мир, целое, части, сила – все эти рефлектированные определения являют себя представлению как в себе и для себя значимое, истинное бытие; абсолютное же есть по отношению к ним основание, в котором они исчезли»
12. Гегель «Логика». Учение о понятии. Характеристика метода.
читать дальшеЗа взаимодействием лежит понятие как основа, определяющая течение любого процесса. Если учение о бытии и о сущности Гегель называет объективной логикой, то учение о понятии – субъективная логика. Но это противопоставление условно. Субъективная логика начинается с рассмотрения понятий, суждений, умозаключений. Гегель считает ,что нужно отказаться от ложной теории о том, что понятия – общие и абстрактные представления, получаемые рассудком из наглядных представлений. В субъективной логике рассматриваются традиционно изучаемые формальной логикой учения о понятии, суждении и умозаключении. Гегель стремится установить познавательную ценность различных видов суждений, рассмотреть в фигурах силлогизма отношение вещей. Но в целом много туманного. После того, как понятие прошло свои формы развития в виде суждения и умозаключения, субъективное делается объективным. Объективность есть всеединство вещей. Единство следует из собственной глубочайшей сущности самих объектов. Первая форма связи объектов – механический порядок, или механизм – внешняя связь вещей. Но объекты должны не только взаимно детерминироваться, но и нейтрализовать друг друга – это происходит в химическом процессе. Однако задача объективности не может быть разрешена ни механическим путем, ни химическим процессом. Для этого требуется универсальное единое понятие. Универсальное единство есть не объект, а чистое, отличное от всех объектов понятие, противостоящее всем этим объекта. Это понятие – цель. Цель есть понятие, реализующее само себя, субъективность, объективирующая себя, единство понятия и реальности. Это единство – идея (или истина). Логика завершается анализом истины. Гегель выступает против сомнений в возможности достижения истины. Однако не мене опасна вера, что истина уже достигнута. Истина есть совпадение понятия и объективности. Абстрактной истины не существует, истина всегда конкретна. Частные науки показывают действительности с одной стороны, абстрактно ,поэтому не знают истины. Истина – предмет философии, в которой знание обретает свою многосторонность, конкретность. Причем это уже не конкретность чувственно воспринимаемого предмета, а иная, логическая конкретность, которая достигается за счет того, что понятия берутся не обособленно друг от друга, а в их взаимных противоречивых связях и переходах. Мир – органическое целое, истинное знание о нем дает система категорий. Но истина, по Гегелю, не только соответствие понятия предмету, но и соответствие предмета своему понятию. Рассматривая предмет, мы должны определить, совпадает ли он со своим понятием, содержит он истину или нет. Истина предмета, ее нужно не только узнать, но и осуществить. Истина предстает в двух ипостасях – теоретической и практической. Последняя выше первой. Единство теории и практики образует «абсолютную идею». В ней достигается логическая вершина саморазвития духа. Все прежние понятия содержатся в абсолютной идее как ее отдельные моменты. Разлагая идею и двигаясь аналитическим путем назад, мы опять можем получить из нее упорядоченный ряд всех категорий, вплоть до самой простой, до понятия чистого бытия. А из этого понятия синтетическим путем мы можем через ряд всех категорий опять дойти до высшего понятия – абсолютной идеи.
13. «Философия природы». Сущность философского понимания природы.
читать дальшеВторой том «Энциклопедии философских наук». Данная работа является попыткой осмысления с философской точки зрения тех знаний о природе, которые были накоплены к началу 19 в.
Все общественные процессы это необходимые явления духа. Гегель часто вспоминает Анаксагора, который первым сказал, что разум правит миром. Объективный закон – разум мира, он открывается духу, когда дух его познает. Мы очень долго привыкали к тому, что есть в природе объективные законы. Феноменология духа – важное звено системы Гегеля. После того, как представлена вся мысль и вся реальность, Гегель дать понять, что логика – это представление Бога, какой он есть в вечной сущности до сотворения природы и конечного духа. Значит, не хватает именно сотворенной природы и конченого духа. Такой переход от идеи к природе многим интерпретаторам кажется наиболее необъяснимым и проблематичным, ведь в философии Гегеля нет ничего вне идеи отдельно от нее. 1. Гегель прибегает к диалектике неоплатонизма, понимавшей реальность в триадичном ритме как пребывание, выход и возвращение. Идей я Гегеля соответствует первой ступени. Природа – второй (Природа – это идея, которая отчуждается от самой себя). Дух – третьей (гегелевский Дух представлен как возвращение Идеи в себя и для себя). 2. христианская идея творения служит опорой, когда Гегель говорит об идее и ее свободном решении стать природой. 3. догма воплощения страдания, смерти и воскресения Г трактует как космические разумные истины. Дух, говорит он, должен принять смерть, чтобы сохранить свое бытие в смерти. Получается, что воскресшая в смерти (природе) идея обретает новую жизнь в духе. 4. природа в каком-то смысле, самообман идеи. Но позитивность такой иллюзии в том, что она путь к самосознания и самореализации. Этот момент из романтической концепции. 5. единство указанных посылок дает схему, где идя фигурирует как тезис, природа как антитезис (самоотрицание идеи) и дух как синтез, в котором реализуется максимум позитивности.
Не раз мы встречаем суждение негативности природы, «отпадение идеи-от-себя» (эхо античного гностицизма), ее бессилие. В большой энциклопедии Г пишет «это возврат к началу есть и прогресс в то же время. Мы начали с абстрактного бытия, а пришли к идее в качестве бытия», объекта. Двусмысленная неопределенность позиции Гегеля в этом вопросе прояснится, возможно, после следующих уточнений.
Разделы философии природы отражают деление логики, согласно схеме умозаключения, в новом гегелевском смысле: всеобщее (универсальное) – особенно (партикулярное) – единичное (индивидуальное). Соответственно имеем: 1.механику, изучающую универсальную телесность, внешнюю пространственность. 2. физику, идущую дальше понятия механической массы, вникающую в магнитные электрические и химические процессы. 3. органику, изучающую ,как рождается жизнь. Того, кто читает эту часть гегелевской системы, оставшуюся наименее развитой и наименее приемлемой даже для наиболее верных ее последователей, поражают три вещи: 1. беспрецедентная осведомленность Гегеля в научных доктринах того времени. 2. не мене поразительная свобода их трактовки. 3. возврат к догалилеевским и доньютонианским исследовательским мотивам. Среди множества интересных парадоксов: 1. природы, понятая как лестничная система не деле не эволюционирует, ибо ее формы остаются стабильными. Эволюционирует лишь Дух, стоящий за этими формами. «Одна не вытекает из другой натуральным образом, но как продукт внутренней идеи, она рождает другую, что и образует смысл природы. Метаморфоза отражает понятие как таковое, и только изменение есть его осуществление». 2. неприятие Ньютона, идеи которого Гегель назвал варварскими.
14. Гегель «Философия духа». Структура и основные проблемы. Место в ЭФН.
читать дальшеТретья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена рассмотрению "абсолютной идеи" на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, "возвращается" к самой себе в качестве "абсолютного духа", т. е. "абсолютной идеи", преодолевшей свое "отчуждение", снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается в конечном счете историей познания и самопознания.
Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания "абсолютной идеи" (искусство, религия, философия).
В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности, об отношении души и тела, о расовых различиях, различии человеческих возрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого организма, о характере, темпераменте и т. п. Характеризуя отличие человека от животного, Гегель вслед за французскими просветителями указывает на первостепенное значение прямохождения, давая, однако, чисто идеалистическое объяснение этому факту. Гегель полагает, что расы и нации образуют различные ступени самоопределения "абсолютного духа", ввиду чего различия между ними в области культурного развития в принципе непреодолимы. Последующее развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает в феноменологии и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основе индивидуального сознания лежит "объективный дух". Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит также семью, гражданское общество и государство. Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также материальных и политических отношений, различные формы которой рассматриваются как необходимые стадии развития объективного нравственного духа. Однако в гегелевском понимании нравственности, несомненно, имеется и глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.
Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. Важнейшим выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая рассматривается не как определенная историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциальное воплощение свободы.
Государство он характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа и подлинную основу экономических отношений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелю идеалистическое понимание общественной жизни. История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы, которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно, на протяжении многовековой истории осознается человеком, благодаря чему он и действительно становится свободным.
Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. В восточном мире человек еще не осознал, что свобода составляет его сущность, поэтому здесь, по утверждению Гегеля, все - рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим) некоторые уже осознали, что свобода образует их сущность: они-то и свободны в отличие от тех, которые не осознают этого и поэтому остаются рабами. Как идеалист Гегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическими условиями. Он выводит рабство из сознания людей. В основе рабства лежат, следовательно, рабское сознание, действительное отношение поставлено здесь на голову, бытие выводится из сознания. Лишь в германском, или христианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, и поэтому здесь все свободны.
Искусство, религия и философия, по учению Гегеля - высшие формы самосознания "абсолютного духа": в них завершается всемирная история и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, его лишь в форме чувственного, так сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. по Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом познания оказывается "абсолютная идея", выражающая в системе Гегеля и Бога и мир в целом. Гегель, следовательно, игнорирует противоположность науки и религии, не видит величайшего прогрессивного значения той борьбы, которую вели естествознание и прогрессивная материалистическая философия против религиозного мировоззрения.
еще читать дальшеТеперь — о третьей части системы Гегеля, философии духа. Мы уже отмечали, что система Гегеля с первых йенских лет строилась на понятии духа, абсолюта, тождества бытия и мышления, т.е. была объективно-идеалистической философской системой. Теперь обратимся к этим стержневым понятиям философии Гегеля подробнее и на материале зрелой системы философа. Что Гегель понимал под духом? Что за проблемы решает он в системе философии духа? Здесь ставится много задач.-Главная задача — интерпретация ключевых для философии понятий, а именно, "дух" , (разделенный на субъективный, объективный, абсолютный дух), логическая идея, мышление, разум, рассудок. Это целая "семья" понятий, характеризующих духовное. В гегелевской философии есть в какой-то мере единая интерпретация этих понятий, т.е. такая интерпретация, относительно которой нужна особая историко-философская реконструкция. Можно выделить три среза, три измерения, относящихся ко всем этим понятиям разума у Гегеля. Первое измерение, которое придается у Гегеля и разуму, и духу, и мышлению, и идее — измерение субстанциональное. Это значит, что духовное понимается как первичное, как субстанция, причем субстанция, восходящая к божественной, как то, из чего все рождается, во что все разрешается, как порождающее начало. Субстанционально и понимание идеи, разума, мышления. Поход к различным ипостасям духовного в принципе един. Различие смыслов такое: абсолютный дух — так сказать, "самое субстанциональное", далее идет "менее субстанциональное", но тоже субстанциональное — идея, логическая идея, затем разум, а после — мышление. Здесь философия Гегеля выступает в качестве классического объективного идеализма, который обосновывается самыми различными способами, причем именно с применением данных понятий. Это вообще широкий вопрос, и он относится не только к Гегелю, но и к Платону, к другим формам объективного идеализма. Но в гегелевской философии есть специфические основания объективного идеализма. И их легче понять, если не забыть о втором значении, о второй ипостаси духовного. Второе измерение состоит в том, что духовное, согласно Гегелю, есть реализующиеся деятельность и активность, причем активность такого субъекта, который сообразуется с законами самого духа. Оттенок субстанциональности, т.е. первичности, переходит в диалектический активизм. Третий аспект заключается в том, что субстанция, а значит и дух, и логическая идея, понимаются как субъект. Иными словами, здесь вводится — в гегелевском понимании — проблема субъективности, субъекта, которая, однако, не сводится к человеческому Я, хотя в определенном аспекте она соприкасается с вопросом о Я человека. Итак, в духе, по Гегелю, есть и объективность, и субъективность, благодаря которым дух способен как бы "проходить" через природу, "отчуждать" ее от себя в виде своего инобытия. Благодаря объективности, дух способен "проходить" и через человека, через все человеческое, выступая и в виде своего рода объективной субъективности и субъективной объективности. Для Гегеля очень важно не столько то, что все люди разные, но то, что все они — субъекты, принадлежащие к одному роду, к единой субъективности. Еще раз надо упомянуть об объективном духе, о философии права — на этот раз как одном из главных обоснований системы объективного идеализма. Это произведение о праве и правовом государстве, о гражданском обществе, о гласности, печати, об общественном мнении, о вине, наказании, есть, по Гегелю, одновременно рассказ о генезисе и силе объективного духа, проявляющегося в социальном пространстве — о собственности и ее признании, о правовых и моральных нормах, наиболее ярких воплощениях "интерсубъективной", как сказали бы мы сегодня, духовности. "Абсолютный дух" — это, для, Гегеля, понятие всех понятий, объединяющее и Бога, и "божественно-духовное" начало (закономерность) природы и человека, и, что очень важно, высшие этажи самопознания духа (искусство, религия, философия). Поэтому философию Гегеля называют системой абсолютного идеализма. Плотность реальных проблем, исследованных великим Гегелем в его границах, столь велика, что (в относительно небольшом очерке) можно было рассказать лишь о некоторых из них, которые представляются центральными для гегелевской системы и наиболее актуальными сегодня.
15. «Философия духа». Объективный дух.
читать дальшеЕдва ли не самое интересное в рассуждении Гегеля, на что указывают многие исследователи, это то, как объективный дух раскрывает себя в институтах семьи, общества, государственных законах, слово, в истории, как она есть. ОД - момент реализации свободы в интерсубъективном порядке, диалектические его моменты таковы: право, моральность, нравственность. Понимание этих моментов позволит лучше понят суть гегелевского ОД.
1. Право. Свободная воля, чтобы не остаться чисто абстрактной, должна «приобрести существование», т.е. конкретизироваться. Материя, в которой это непосредственно происходит, образуется вещами и внешними предметами. Так рождается право и то ,что с ним связано. «Первый образ свободы, который нам суждено узнать, - это собственность, сфера формального и абстрактного права, контракт, преступление и наказание. Субъект свободен в себе и для себя и дает существование вещам.»
2. Но это форма непосредственного существования не адекватна свободе именно как непосредственная и внешняя. Непосредственность и внешность отрицается и снимается. Т.е. опосредуется. Так рождается мораль – второй момент объективного духа. В морали. Поясняет Гегель «я больше несвободно в непосредственном ибо элиминирована непосредственность, я таково внутри себя в субъективной сфере. В этой сфере внешние вещи становятся безразличны. Единственно значимое – это мое моральное суждение, моя воля, форма всеобщности, которой вдохновляется правило действия». Эта сфера субъективной воли, ее парадигматическим образцом является кантианская этика. Гегель находит ее односторонней, замыкающей человека в его внутреннем мире. Конкретность реализующей себя воли призвана преодолеть эту однобокость.
3. Нравственность. Когда субъекту удается реализовать себя в конкретных целях посредством объективного, мы – в царстве этического. Семья, общество и государство есть три диалектических момента нравственности. «первое – нечто естественное в форме любви, чувство – семья. В ней аннулирована персональность, чтобы найти свое сознание в тотальности. Когда элементы распадаются, один становится независимым от другого, то возникает гражданское общество. Государство – нравственность в модусе духа. Небывалое единство автономных индивидуальностей и универсальной субстанциональности. Следовательно, государственное право выше других ступеней. Это свобода в ее конкретной формации. Она уступает только в высшей абсолютной истине всеобщего Духа». Через государство реализуется история, которая, по Гегелю, есть настоящая теофания, т.е.реализация объективного духа.
История – это суждение о мире, а философия истории – познание и концептуальное раскрытие этой разумности этого суждения. Философия истории есть видение истории с точки зрения Разума, а не традиционная точка зрения рассудка. Мировая история имеет свой разумной план, известный религии под именем провидения. А философия истории – научное познание этого плана. Философия истории становится, таким образом, теодицеей, оправданием божественной справедливости и зла перед лицом абсолютной власти разума. Все кажущееся злом на деле только негативный момент, пружина диалектики. Смерть – закат конечного, лишь моменты постоянного становления всеобщего. В войне философ видит момент антитезиса ,который движет историю, регистрирующую без этих войн лишь белая страница. Война необходима как момент движения. Гегель не останавливается ни перед чем. Раз установив, что история, что история – это раскрытие природы Бога в определенной конкретной стихии, он приходит к выводу: все действительное разумно, все разумное действительно («Философия права»).
Истинного смысла дух истории еще не постиг. История – это результат совместной деятельности индивида. Дух является в формах общественных институтов, государства, церкви, в самом историческом процессе, но не как дух индивида, а как дух народа. Во всех своих этих формах дух является в своей саморазорванности. А есть ли такие формы, в которых дух является как целостность и сознает себя как целостность? Есть, и это религия и философия. Религия раньше науки высказала, что такое дух. Но она это высказала в форме представления. У Гегеля религия и философия по предмету тождественны, но способы постижения возможны разные. Последняя форма сознания определяется тем, что возводится в адекватную форму. Дух создал эту форму знания о себе. Это знание своей сущности, знание того, что дух есть в себе. Его явления в разных формах. Это необходимый процесс. За всем этим есть какой-то закон, мы его не знаем, но чувствуем. Его надо раскрыть в форму системной категории.
16. Философия Гегеля. Проблема системы и метода
читать дальшеПредмет геелевской философии - абсолют. Субстанция : субъект - дух.
Естесствознания использует язык математики, оно все формализует (рассудочная сфера, мышление, сфера застывших истин). Рассудочное мышление подчиняется формальной логикой.
История. Случайность, произвол. В историческом описании нет никакой необходимости, т.к. нет законов для описания. Закономерный вопрос: является ли история наукой? Да, она оперирует многими истинами, но в ней отсутствует необходимость как закон.
Математика. Идеал научного знания. Декарт: Изложить философию и все естествознание и все знание о мире геометричским образом. Метод математики, однако, не может прилагатья к предмету философии (абсолюту).
Философия: - сфера разума; -система понятий; доказательства не суть что-то внешнее, но они вплетены в сеть построения системы.
Главное - проследить развитие предмета в его необходимости. Вжиться в процесс самодвижения этого предмета. Необзодимо выражать внутреннюю необходимость жизни предмета = вскрыть закон. Философия до сих пор эти законы не открывала. Теперь, когда она станет наукой, она сможет это сделать.
Принцип триады/ триадизма
Тезис | Антитезис = Синтез (будто возвращение к искомому тезису
э но всегда на новой, более развитой ступени)
Фихте использует эту систему:
1. Я полагает Я
2. Я полагает неЯ
3. Я одновременно полагает Я и неЯ
17. Полемика младогегельянства.
читать дальшеПравое гегельянство. Гегель умер в конце 1831 г. после чего его ученики образовали 2 партии. Используя лексику французских парламентариев, Давид Штраус назвал гегельянцев правыми и левыми. Согласно правым, прусское государство воплощала собой максимальную реализацию рациональности духа. Левые именем диалектики отвергали любое существующее государство. Однако, кроме разногласий политических, были и религиозные несовпадения. Гегель доказывал совпадение философии и религии: что философия выражает в форме понятия, то религия дает в форме представления. Именно отсюда возникла антитеза правого и левого гегельянства. Доказуемо ли что христианство совместимо с гегелевской философией? Правые уверенно отвечали да, левые были резко против, сводя божественное послание к сугубо человеческой измерению. Аббаньяно определил правое гегельянстово как схоластическое, имея ввиду поздних схоластов, взявших аристотелизм на вооружение в защиту христианских догм. Таким видится Карл Фридрих Гешель, 1781-1861 с его сочинением «О доказательстве бессмертия человеческой души в свете спекулятивной философии» (1835). К правым гегельянцам можно причислить: Каземира Конради, Г.А. Габлера, И. Э Эрдмана, К. Фишера идр. Левое гегелянство образовали: Бруно Бауэр, Маркс Штирнер, Арнольд Руге, Феербах и Маркс.
Левые: Давид Штраус – человечество как единство конечного и бесконечного. Штраус под влиянием Гегеля стал решительным критиком теологии. По его мнению, евангелие не хроника научно доказуемых фактов, скорее оно об ожидании мессии, а значит это не история, не легенда, а миф. И легенда по-своему трактует факты, но лишь миф несет в себе метафизическую нагрузку. Христианская идея единства конечного (человека) и бесконечного (Бога) должна найти адекватное выражение в философии. Христиане верят, что это единство реализуется в индивиде – богочеловеке Иисусе, но это миф, ибо в исторически ограниченном человеке единство божественного и человеческого не достижимо. Не в единичном духе, не в Христе воплотится единство конечного и бесконечного, а в самом «человечестве и его двойственной природе Бог станет человеком». Конечный Дух помнит о своей бесконечность: она – Дочь Духа (невидимого отца) и природы (видимой матери). Человечество чудотворит: если дух по мере развития все более сливается с природой, то человечество безгрешно. Т.о. по содержанию евангелие философично: только в философии истина выражена в более адекватной и рациональной форме.
изф. начало
9. Гегель «ЭФН». Структура и метод построения. Место «Науки логики» в ЭФН.
читать дальше
10. Гегель «Логика». Учение о Бытии».
читать дальше
еще читать дальше
11. Гегель «Логика». Учение о сущности.
читать дальше
еще читать дальше
12. Гегель «Логика». Учение о понятии. Характеристика метода.
читать дальше
13. «Философия природы». Сущность философского понимания природы.
читать дальше
14. Гегель «Философия духа». Структура и основные проблемы. Место в ЭФН.
читать дальше
еще читать дальше
15. «Философия духа». Объективный дух.
читать дальше
16. Философия Гегеля. Проблема системы и метода
читать дальше
17. Полемика младогегельянства.
читать дальше
читать дальше
10. Гегель «Логика». Учение о Бытии».
читать дальше
еще читать дальше
11. Гегель «Логика». Учение о сущности.
читать дальше
еще читать дальше
12. Гегель «Логика». Учение о понятии. Характеристика метода.
читать дальше
13. «Философия природы». Сущность философского понимания природы.
читать дальше
14. Гегель «Философия духа». Структура и основные проблемы. Место в ЭФН.
читать дальше
еще читать дальше
15. «Философия духа». Объективный дух.
читать дальше
16. Философия Гегеля. Проблема системы и метода
читать дальше
17. Полемика младогегельянства.
читать дальше