"...принадлежит к тем людям, о ком все отзываются хорошо, но чьего общества не ищут, кого все счастливы видеть, но с кем забывают затем обменяться даже двумя-тремя словами." (с) Джейн Остин
1. Фс эпохи просвещения в России.
читать дальше18 век ломка старых устоев жизни и + петр реф, (экономика, полити-ка, соц. структура, военная сфера и культура).. (!)Свет-ская культура начинает вытеснять культуру церковную, кот-ая однако сохранила свои обще и мировоззр позиции. + европеизация, + создспецшеол и отпрака за границу на учебу. 1725 – пет ак наук. Один из ц фигур
Ломоносов один из оснв н естествозн-ия в России. Л. образ в Московской Славяно-греко-латинской академии, был учеником нем. философа Х. Вольфа, испытал влияние Лейбница и Бойля. Как просветитель немало сделал для русской к-ры, создав и подготовив проект универ-та, открыто-го в 1755 г. под названием Московского. Л. - уникальный чел-к, оставивший след во всех областях зн-ия своей эпохи (история, механика, риторика. химия, минералогия, поэтика, философия). По своему научному складу ума Л. был естест-венником, что отразилось и на его фил-ии: занимался в основном проблемами онтологии (учение о материи и движении), к метафизике относился скептически (был деистом). В гносеологии Л. разрабатывал т. двух истин. Вера и истина имеют свое последнее основание в боге, поэтому они не противоречат др. другу. Но это не значит, что они говорят об одном предмете. Существует два предмета: наука и религия, как две книги. В одной книге бог показал свое величие (это видимый мир, в котором чел-к и познает это величие), в другой книге бог показал свое благоволение к нашему спасению. Просвещ – наука – в осн законы, к рые можно использ + сужение обл церкви (сфера мор-нр норм). Всемогущество бога должна изучать наука Роль бога при объяснении явлений в созданном уже мире отрицается (деист) Натурфилософия Л.(опирается на детерминзм). Природа: 1. проста; 2. "крепко держится законов"; 3. "повсюду одинако-ва". Последнее означает единство законов для микро- и макромира. Все в природе подчиняется законам механики, при отсутствии какого бы то ни было трансцендентального воздействия бога на мир. Природа тела состоит в движении. Сущность тела - в протяжении и силе инерции. Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит сущность. Материя есть нечто протяженное, непроницаемое, делимое на "нечув-ствительные" части. Материя состоит из элементов - корпус-кул. Они делятся на первичные (атомы) и вторичные (из неск. Атомов) Тела: орг и неорге. Отличие их др. от др. - в разл простейших типах связи между частями тел. Тела состоят также и из формы, кот-ая зависит от материи. Атомы материи непроницаемы и неделимы. В отличие от Декарта и Ньютона, Л. исключал представление о пустоте и пустом прост-ве. Оно между атомами заполняется эфиром. Т.о. задается материаль-ное единство мира, кот-ое объясняет явления, необъяснимые механически. Открытия Л.: 1) обоснование з-на сохр-ия вещества и движения (всеобщий з-н природы); 2) механиче-ская теория теплоты, осн на атомно-молекулярной теории; 3) т о всеобщем изменении природы.
"Ученая дружина Петра" - выразительница новых научно-философских идей (Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир и др.). Ф. ПРОКОПОВИЧ (1681-1736) - олиц собой связь двух эпох в русском мышлении. Его уч завер рел-фс рационализм отеч средневековья – предпосылк для светск фс. 1) Соц.-политические взгляды: а) критика схоластиче-ского догматизма и развращенности священнослужителей; б) попытка внести в образование прин-пы рац-зма, логической и фактической доказательности (нов. методы из зап. фил-ии); в) демократия и аристократия - источники народных бедствий; наиболее "полезное" правление, гарантирующее общ. благо - наследств. монархия в форме самодержавия; г) гл. идеологич. принцип гос-ва - "общая польза" (при увеличении мат. благ наступит всеобщее "беспечалие"); д) гос-во д. обеспечивать необходимый уровень образования (просвещение - гл. фактор совершенствования об-ва); е) повиновение христ. государю обязательно, т.к. естественный з-н (основа гражд. отн-ий) написан в сердцах людей богом; церковь не может быть вторым гос-вом в гос-ве, духовенство служит гос-ву, патри-аршество заменяется на администр-ый орган (во избежание деления светс. и дух. власти, суеверия). 2) Философские взгляды: а) отн-ие науки и религии: тексты Писания не могут служить препятствием для достоверных научных доводов, подтверждающих гипотезы науки (напр., коперни-канство); Писание д. истолковываться аллегорически, а не буквально, но это не умаляет его боговдохновенности. Вера будет более прочной, если опирается на разум, но у богосло-вия и науки разные методы позн-ия (богосл-ие - откровение); б) в основе мира - Бог, как первопричина его бытия, движеня по определенным з-нам. Бог и после творения осущ свои законодат-е ф-ии (не деизм, не пантеизм); в) понимание материи (исходит из концепции аристотелизма). Вещь (тело) - сущность певого рода. Материя (в-во) - потенц субстанция. актуализируемая формой (т.о., тело=материя+форма). Материя - общее в вещах, форма - видовое и родовое, поэтому мат-ия образует единство тел живой и нежив. природы; г) атомистич гипотеза: мат-ия состоит из атомов и обладает протяженностью; пустоты нет (бог не мог ее сотворить); д) св-во мат-ии - движение, кот-ое лежит в основе всех изменений; е) научн. позн-ие предполагает деят-ть орг. чувств (ощуще-ния) и разума (умозрение и логика).+ В.Н. ТАТИЩЕВ (1686-1750) Вклад в науку - соч-ие "История Российская с самых др времен..." 1) Соц.-полит идеи: а) сторонник т. естественного права гражд. зак-ны зависят от национальн. особенностей; начало истории об-ва - обществ. договор, "естественная неволя"); б) благо об-ва зависит не только от уровня просве-щения, но и от формы правления (три формы: монархия, аристократия, демократия; целесообразность их использова-ния зависит от размеров страны; для России лучшее - монархия в форме "единовластия"); политика гос-ва д. опираться на принцип "общей пользы", естеств. и гражд. з-ны; в) критика церкви и религиозный скептицизм; 2) Ф взгляды: а) отн-ие науки и религии (отделяет богословие от науки; они отличаются предметами и способами позн-ия истины: богосл-ие - на вере в творца, наука - на разуме; гл. цель науки - самопозн-ие чел-ка, раскрытие его свойств и сил; основн. требов-ие к науке - практич. полезность; б) гл наука в позн-ии бытия - фс, основн. проблема кот-ой - проблема соотношения души и тела; телесная организация чел-ка относится к компетенции фс, душа (психика) - к религии. Тело конечно (со смертью отходит к первоначальным элементам). Душа нераздельна и бессмертна.); в) в кач-ве принципа классифика-ции наук - обще. значимость. Выделял науки "нужные" (язык, экономика, медицина, логика, богословие), "полезные" (связаны с родом зан-ий чел-ка: риторика, ин.яз, физика, ботаника и др.), "увеселительные" (поэзия, музыка и др.), "любопытные" (астрология,), "вредительные" (чернокнижест-во). А.Д. КАНТЕМИР (1708-1744) В соц-полит сфере Кантемир говорил о равенстве людей по природе, но в об-ве они различаются по степени пользы, приносимой ему. Государственные з-ны должны быть направлены на благо чел-ка. После создания мира богом чеел-к сам становится творцом своего счастья, конечная цель которого - достижение безмятежности души. Счастье достигается путем самопозн-ия. Фс - его заслуга - в распространении фс представлений мыслителей Нового времени. В 1730 г. он перевел на русс язык книгу фр. мыслителя Фонтенеля "Разговоры о множестве миров". Она содержала критику птолемеевской системы и религиозного объяснения мироздания. + комментарий - перевод научных терминов на русс язык, предприняв попытку создания научно-фс терминологии. Осн понятия истолкованы в духе естественнонаучных и сенсуалистических представле-ний. Природа - творч нач люб существования и производных вещей. Материя - *то, из чего сделана вещь, *предмет мысли, *причина (повод). Идея - отражение внешнего предмета, по содержанию - представление (идея англ. сенсуализма). Фс делится на логику (метод знач-ие), этику (учит добрым нравам и руководит в практической жизни), физику (наука о веществ. природе, причинах естеств. действий) и метафизику (ее предмет - сверхъестественное, бесплотное - душа, духи, бог). Пер книги Фонтенеля познак с философск. системами Пифагора, Аристотеля, Декарта и положил начало созданию русского фс языка.
2. Западничесвто и славянофильство
читать дальшеПроблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.
Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы.
Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
западники -
славянофилы - читать дальшеСвоеобр напр в Р фс - воззрения славянофилов. 40-50 гг 19в критика слепого подражательства Кошелев, Самарин, тут же Даль, Тютчев, А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). Аксаков интерес - судьбы Р и ее роль в мир ист процессе. В самобытно-сти истор прошлого они видели залог всечеловеч призвания Р., тем более, что по их мнению, зап культу-ра уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве обману-той надежды и безотрадной пустоты. Россия сохранила главное - православие и общину. Возрождение форм патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси - это соц-ист концепция имеющая провиденциальный и религиозно--мистический характер. Церковь есть первореальность, проповедовал соборность и общину, отрицая как индивидуализм в разл проявлениях (социолог ия, мораль), так и казарменный коллек-тивизм, лишающий свободы. Община или собор-ность--- союз индивидов во имя бога и любви.+осн на рел на учение о чел и обществе. Хомяков - учение об иерарх структуре души и ее "центральных силах". Киреевский - "внутреннее средоточие духа". Достиж целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - Бог. Ист прогресс связ с отысканием "дух смысла". Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех дух функций чел, так называемой "Разумной Зрячестью" или "живознанием", исходное начало кот - религия. при этом трагизм чел жизни в том, что будучи призванными к св. в церкви, они уходят от свободы в природную или соц необходи-мость, становясь ее рабами. + зап ирос цивилизации выросли из одного корня + стремл к солидарности со славянами + влияние вост патристики и Шеллинга, Гл в у с. – стремление к цнлостности, преод всех форм разрозненности + учение о соборности – высш истина дается не одн спос логич мышл-я, но уму. Чувству и воле вместе, т .е духу в его живой целостности- искали соборность в разл феноменах рус ист и культ – крест община и раб артель – гл принцип единогласие, а не большинства + против крепост-ничества – «надругательство над всяким правом» в соц –пол – принципы классового мира и прогресса без хирург вмешательсива - эволюция.
3. Философия Герцена. (1812-70)
читать дальшеТалантл писатель- западник.Работы: «Письма с того берега», «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы». Образ. В 15 лет знакомится с Огаревым. 1829г - физмат МГУ. Учил НКФ и фсобще. Создал кружок, который занимался соц-полит. Вопросами.(Сен-Симон).Любил Фр. революцию. Ссылка. Знакомство с Натальей Захариной мистика, Сведенборг, стал романтиком чк - падший ангел. ( Эгоизм че-ка(наследие Люцифера) и любовь. Заключенный в че-ке ангел - томится, стремится к трансценденции. Провидение правит всем. Достоинство че-ка в том, что он существо эст (по Шеллингу). + влияние Гегеля слухи о его полит. деятельности ( Ссылка ( Атеизм ( Раскол западничества на либеральное (Грановский) и левое (Герцен, Огарев, Бакунин). Пишет «Гегельянские Очерки», кот. делают его великим гегельянцем. Фс - единство эмпирии и рационализма. Мысль и бытие противоречат др. др. Из рассмотрения истории делает вывод: для человека совсем не безразлично, жить или не жить, а для природы все равно.Свою задачу видит в наблюдении и физиологич описании истории. Евр цивилизация гибнет, типа гибели Рима, только вместо христиан - социалисты «новые варвары». Вся ист скорее бессмысл процесс. (1848г.- Крушение надежд социал-демократии в связи с революцией в Германии.) От нрав гибели Г. спасла вера в Россию. «Русский народ и социализм».: Русский народ имеет будущее т.к. только он сохраняет коммунистическую крестьянскую общину. «В нашей жизни много безумного, но нет пошлого». Цель - не освободить народ, а привить ему нечто эстетическое.(«Письма к Бакунину»). Западная действительность не удовлетворяла Г. Им движет рел. жажда высшего идеала.
Аналитика + эмпиризм. Чув ощущения - начало познания , но на первом месте - умозрение. Эмпирия и идеализм не сущ. отдельно, из необходимо совокупить. «Развитие че-ка как и чел-ва подвержено нек законам. Произвол и свободн. воля теряются в общем направлении всего человечества. Г.- «пантеист» (Абс. дух – во всем.) Без категорий познание невозможно (нет иных категорий, кроме категорий разума (их разрабат. фс( необходимо ученым обратиться к Фил-фии. Законы разума и бытия совпадают. «Критерий истины - в мышлении, освобожденном от личн. хтра.» Научная фил-фия - дело будущего, это соединение эмпирии с умозрением. Крушение социалистич. идей - результат независимости общественного бытия от теор. сознания. «Дилетантизмъ в науке»: Стар убеждения потрясены, новые хороши, но плодов пока не принесли. «Примерение в сфере мышления провоз-гласилось миру наукой». Одни науке не верят за сухость, неприступность , схоластичность, другие все объясн. через нее, упрощая мир и вредя ее успехам («Философы- мухамме-дане»). фс как наука предполагает развитие самомышления. Пока она абстрактна и несовершенна, хотя в ней есть некоторая выработанность и диалектичность (напр. Гегель). Есть люди, попавшие между «естественной простотой масс и разумной простотой науки». Это враги науки - дилетанты и романтики. Еще- позитивисты, кот. потеряли дух в теории и аналитике. Романтики скорбят об ушедшей вере и готовы принять науку, если наука примет их старые истины. Наука должна прорасти в каждом. Русские пользуются плодами чуж труда и принимают чужие болезни. Дилетанты ленивы, темны, склонны к мистическим, моральным и сентименталь-ным возражениям. Наука не достается без труда, а они хотят легкой науки, не понимая ее подходя замысловато, когда нужно душевно, самоотверженно просто. Дилетанты любят туманное стремление к науке, а не действие - эгоисты!!! Им дорога не истина, а то, что они так называют. «Уважение к истине - начало премудрости.» Всеобъемлимость фс -вид доступности, а частности в ней не развиты. Фс разочаровыва-ет дилетантов и они ее бичуют. Предмет науки и иск-ва - дух. Если я не приобщился к нему, то его нет для меня, а не для человечества. У материализма есть предмет; опыт доказ все, дух заложен в природе. Но опыт беднейш средство познания, это физ. факт, а не факт духа и разума. Разум судья истины, судья разума - он сам. Дилетанты требуют кратк определений понятий на их языке, но это глупо. Рассудочные науки приучили людей к анатомическому рассмотрению истины - мертвой и застывшей. (Условие понимания науки - живая душа, с помощью которой понимаются живые истины. Дилетанты мечтают, а не борются.(Скептицизм, лишения. Наука требует уважения и не приемлет авторитетов. Это последовательное развитие разума, а не разные опыты.
5. Фс взгляды Толстого и Достоевского
читать дальшеФ.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции.
Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
• путь человекобожества;
• путь богочеловека.
Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.
Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства в следующем:
• многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
• религия должна стать простой и доступной для народа;
• Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;
• смысл жизни — самосовершенствование;
• главное зло на Земле - смерть и насилие;
• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
• в основе поведения человека должно быть непротивление злу;
• государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование;
• всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
6. Философия Всеединства (Соловьев, Трубецкой, Флоренский) читать дальшеПопытки постр сист всеединства (вс.) идут, нач от ранних стоиков, через всю антич фс до Плотина, усложняясь в своей проблематике и уточняясь в осн понятиях. Путь развития метафизики: от понимания целостности природы, её живого единства, к связ космоса с абс началом бытия, а затем переход космологич идей в богословие. Это восхождение от космологии к богословию проходило в формах пантеизма. С философии Филона Александрийского в проблематику вс. входит понятие творения. Оно развивается в срвека Эриугеной, в эп. Возр - Н. Кузанским. В Нвр в евр фс тема вс. дробится на отд проблемы и развивается в сторону плюрализма (Лейбниц) и имманентизма (Гегель и др.).Но с развитием естествозн-ия интерес к вс. угас.Вл.
Соловьев - читать дальшеСоловьеву принадлежит инициатива возрождения концепции вс., причем не только в рус, но и евр фил-ии. Вновь появляется связ жизни природы в единстве с абсолютом, богословская тематика, + новая для русской фил-ии тема Софии, через кот и реализуется связь мира с богом. Рус фс стан продолжательницей мир мысли о вс., хотя есть и русские предшественники данной проблематики, напр., Хомяков и его учение о соборности. Нет окончат опр-я вс. Это кат=я особ- рода, она не допускает исчерпывающего разумного определе-ния. Более всего она носит характер символического указания на некий особ строй бытия. В русской фс вс. Нек соверш единство элементов бытия. Сами они внутренне тождественны др. др., но не сливаются в сплошное целое. Фс теория вс. в рус. фил-ии имеет одну общую черту. Она опир на библейское представление о Софии, Премудрости Божьей. Софиологич аспект представляет динамику развития идеи вс. Он объединяет в себе три главные темы: 1. Понимание мира как "живого целого" и проблема вневременной идеальной основы мира; 2. Антропологическая тема, связывающая чел-ка с абсолютом (идея богочеловечества); 3. Тема "божественной" стороны мира, связывающая идеальную сферу в мире с тем, что находится над миром. С. в гнос. – форм метод фс Вс - ритика отвлех начал (одноим. раб.,1880). отбрасывании всех односторонностей в фс, как то мат, ида, эмп, рац-зма. Они боролись дрр. с др., но не достигли цельного синтеза. Это пытается сделать С. на основе христианского вероучения. Истина есть сущее, в своем абсолютном единстве и абсол. множественности. Т.о., истина - это мир, понятый как вс., "всеединое сущее". Трад существующие в фс способы познания - эмпирический и рациональный - дополняются у С. третьим элементом - мистич,как основой истинной фил-ии. Без этого элемента прежние методы дают либо чувственный опыт как внешнюю множеств-ть, либо внешнее единство без содержания. Мистич. эл-т соед все способы воедино, от него логиче мышл-ие получает разумность, эмпирич-ое зн-е - значение безусловной реальности. Познание предмета проходит в три ступени: 1.вера в безусловное сущест-ие предмета (сообщает, что предмет есть); 2. умственное созерцание или воображение сущности предмета (--,что предмет есть); 3. творческое воплощение идеи предмета в ощущениях (--,как предмет является). Этим трем источникам позн-ия (вера - главн., воображение, творчест-во) соответствуют три вида бытия: абсолютное бытие, идеальная сфера и явления. Конечная цель позн-ия – перемещ-е центра человеческого бытия из его природы в абсолютный трансцендентный мир, т.е. внутреннее содинение с истинно сущим.
Осн понятия онтологических взглядов С. - сущее, бытие и идея. В ос суще мира и всех вещей лежит сущее, некое безусловное начало, абсолют, бог. Оно отлично от бытия тем, что лишено признаков и свойств и невыразимо в количественном отношении. Такое понима-ние сущего связывает его с небытием, но оно не есть небытие.Сущее выступает как сила всех вещей. Оно обнимает всё существующее в виде единого и цельного организма. Чтобы лучше понять, шо таке сущее, можно привести пример.Пока каменюга свободен от гранитности и мраморности, он свободен от всех признаков и свойств, т.е. выступает как сущее. Но в наших руках он становится конкретным гранитом или мрамором. Он стал обладать определенным признаком. Сущее разделилось на признаки. Такое "расчленение" сущего, по С., есть бытие. Помимо признаков вещи различаются между собой идеями, которые неотделимы от самих вещей и составляютт их сущность. Сущность есть тождество бытия и сущего, т.е. единство мира и абсолютного, Всеединство. Вс. мыслилось С в лице Софии. София - это некое "ид человечество", замысел Бога о мире и чел-ке. Она содержит в себе первобраз и состояние мира как вс.. София - носительница противоречивого единства мировых начал. Тварная и творческая природа Софии обеспечивает взаимоотношения абсолютно-сущего с миром бытия. В гнос смысле София – выр-е подлин и цельн зн-ия о мире. Сама множеств-ть способов позн-ия с- залогом всесторонности позн-ия, при условии их творческого соединения в системе цельного зн-ия. Софийность человеч-ва раскрывается в концепции богочеловечества как актуального завершения истории. Чел-к явл. носителем божеств. начала и должен осуществить его: 1. в совершенном позн-ии; 2. в исторической практике. Завершается это все всемирной теократией и Вселенской церковью, установлением богочеловечества и началом космической истории.
Трубецкой - читать дальше"Полнота жизни как единая цель для всего живущего —
таков предмет искания всякого жизненного стремления;
единая истина для всех — таково предположение всякого
сознания вообще, и, наконец, единая правда для всех, —
таково предположение нравственного сознания. Тоска по
всеединству — вот что лежит в основе всего нашего
страдания о суете и бессмыслице жизни; и поскольку мы
возвышаемся сознанием над этой суетой, этот мысленный
подъем уже представляет собою некоторый предварительный
выход из того порочного круга, в котором мы томимся. "
Е.Н. Трубецкой
Евгений Николаевич Трубецкой (1863 - 1920) - выдающийся русский философ и правовед. В философском плане Трубецкой были продолжателями идей В. Соловьева, о котором написал двухтомную работу: "Миросозерцание В. Соловьева". Основным философским трудом Е.Н.Трубецкого стал "Смысл жизни".
Трубецкой выступает как один из видных представителей философии всеединства в России. Однако в ряде существенных моментов Трубецкой отходит от учения великого русского философа и строит свою теоретическую модель действительности. Она наиболее отчетливо выражается в его учении о свободе. Свобода у Трубецкого является основой деятельности индивида. Если у Соловьева отношения между Богом и человеком основаны на любви, то у Трубецкого - на свободе выбора, которая есть источник не только добра, но и зла. Человек сам выбирает свой путь и несет ответственность за зло в мире. Свобода есть более великое достояние мира и человека, чем если бы мир был подчинен абсолютной необходимости, исходящей от Бога. Божественная любовь хочет иметь в человеке не автомат, а друга. В этом и есть оправдание свободы. Человек не мог бы быть действительным участником добра, если бы он не был способен выбрать между добром и злом. Положительная эволюция мира заключается не в отрицании зла, а в преодолении зла в самом ее источнике - свободе самоопределяющейся твари. Это не свобода от искушения, а победа свободной воли над искушением.
Постулировав свободу, Трубецкой, в отличие от Соловьева, развивает учение о Софии уже не как об инобытии Бога, а как об идеальном замысле о мире, который человек может принять или отвергнуть. София, неотделимая от Христа Божья мудрость и сила, есть не сущность, а только норма, идеальный образ, нравственно-правовой идеал.
Трубецкой утверждает, что жизнь не стоит на месте, мир движется вперед к своему светлому пределу. Однако само движение не происходит автоматически. От человека требуется духовный подъем и беспощадная борьба с земными страстями, которая сопровождается трудами, лишениями и страданиями. Никакие временные успехи, радости, лишения и страдания не должны останавливать человека в его неутомимой борьбе за возвышение земного до небесного. Таков путь индивидуального человека.
Флоренский - читать дальше.) Ф. продолжает трад цельн зн-ия. В т. позн-ия он утверждает антиномичность истины. Это означает, что истина не постижим только с помощью рационального позн-ия. Рассудок вязнет в противоречиях и ведет к скептицизму. С его помощью невозможно непротиворечиво решить, к прим., проблему свободы чел-ка и всемогущества бога. Для рассудка не совместимы тезис и антитезис, кот-ые и составляют антиномию.Ф. выделяет три силы позн-ия: 1. рассудок (противоречив, не ведет к цельной истине); 2. разум (способ-ность целостно позн-ть мир; в форме рассудка тонет в противоречиях, но через просветление сердца освобождается от раздробленности и ведет к истине); 3. вера (соединяясь с разумом может постигать божеств. истину). Онтология: . Есть два мира: окружающий мир, кот-ый противоречив и далёк от бога, и божеств. мир, в кот-ом пребывает истина . Истина есть "сущее всеединое" (онтологическое обоснова-ние). Цель т. познания - соединение двух миров для приобще-ния к Истине. Это дост в соборном опыте церкви. Бог надмирен. Из прир бога нельзя сделать вывод о существова-нии мира и твари, поскольку из абс-ого нельзя вывести относито. Бог мог и не сотворить мир: он сделал это свободно, а не из необходимости. Несмотря на разделенность мира и творца, мир коренится в боге через одну из сторон его божеств. сущности - Софию. София - "замысел Божий о мире", "ид личностьь мира". Она явл. "четвертым лицом" бога и обладает признаками тварности. Мир и София не единосущ-ны богу, хотя и допускаются войти в него. Через учение о Софии Ф.выходит на учение о церкви. Церковь - образ, модель вс.. Она есть собрание личностей, связуемых любовью. Это собрание силой своей любви образует единую личность, кот-ая и есть София. Через принадлежность к церкви чел-к связывается с Софией и богом, осуществ-ляя вс.: познавая божеств. истину и реализуя замысел божий о самом себе.
7. "Вехи": история, содержание
читать дальшеВ – сборник статей о рус. Интел опубл. 1909. В сборнике дана концентрированная критика миросозерцания рус инт. Она то и вызывала столь бурную реакцию. К19-н20 рус культура испытывала обновление , это эпоха сереб века культ ренессанса многие в миг стали эстетами, поэтами… отказывались от утилитаризма в искусстве, позитивизмом. Интуитивизм, экзистенц был популярен, что получил название нового религ сознания. И дух ренессанса (достоевск, соловьев) влияние Ницше, Маркса. Отход от марскизма к идеализму у всех закончился почти одинаково в 1902
Вехи-осмысление соц, дух опыта, судеб России и русского освободит движения. Черты Интел: вина перед крестьяством, стремление помочь народу, аскетизм, боязнь быта, презрение. Булгаков в Вехах: была доза бессознательно-религ отвращения к духовн мещантсву, к цартсву от мира сего с его успокоенным самодовольством. Мечта о граде божием, спасении, очищении если не от греха, то от страданий Инициатором выпуска Вех был Гершензон –историк рус. Общ. Мысли Участникам сборника было выдвинуто условие статьи друг друга не обсуждать и не читать (Струве, Бердяев, Изгоев, Франк) все поднимали ?: о первичности теорет и практич сторон духовной жизни над внешними формами; и полит обществ деять рус Интел. Ст. Бердяева 1-ая Философская истина и Интел. Правда поднимает: ? о русской Интел и ее кружковый характер, где царит утилитарно-моральный критрерий отношения к дух жизни сужая ее до мин.ведь интересы распределения и уровнения всегда детерминировали над творчеством и производством. Правда Интел заключается в изгнании истины, за счастье народа
Булгаков «Героизм и подвижничество» Героизм нашего народа зачастую имеет дух гордыню и желание всех облагодетельствовать, основание этого вера в естественное совершенство человека, в бесконечный прогресс, необходимо преодолеть внешнее неустройство, внешн. Формами.- это механистично. Гершензон, дала острый материал: смысл таков, Интел живет двойной жизнью с одной стороны, она живет в событиях переживающих весь народ, с другой оторвана, от народа, от цельной души, от религ. Миросозерцания. Нам надо не только не сливаться с народом но и бояться его пуще всякой власти, только пока еще штыки и тюрьмы на разделяют – это извечный барьер непонимания ее надо преодолеть через возрождение самосознание, что приводит к религии. Изгоев: обращение к студенческой молодежи. Костяковский: в России нет правосознания а потому все дозволено, русский какого бы звания он не был обходит и нарушает закон всюду. Струве: «Интел и революция» только путем медленной эволюции возможно изменение, путем выработки иного нравтсвенно-религ
Сознания, делать революц без самовоспитания, как мин алогично, там царит ненависть, фанатизм, убийство, легковерие без веры, борьба без творчества, фанатизм без энтузиазма вообщем вся форма религиозности без его содержания. Франк «этика нигилизма» пишет о потерях всех ценностей рус. Интел и призывает уйти от противокультурн нигилизма перейти к творческому, созидающему культуру религ. Гуманизму Позиция вех оказалась во многом уязвимой, год спустя после выхода вех появился сборник статей Вехи как знамение времени, полемизировали социалисты-революц, были достойные ответы на каждое против и за философов К примеру: социализм признает развитие внутри личности, поэтому он и стремится к интегральному всестороннему развитию о освобождению личности как будущего свободного творца, создать зерна новых обще отношений, единиение людей, новые переживания в лице труженика.
9. Российские версии фс марксизма
читать дальшеМас разочар в народничестве, вызв повальным террором 80х г. и убийством Александра II, перед рев движ задача поиска н соц идеалов, новых форм борьбы с самодержавием. в этой обстановке усилилось влияние марксизма, всем казалось, что найдена окончательная истина. Зарождение русского, или ортодоксального, марксизма относится к н.90х г., когда в Женеве несколько бывших народников (П. Аксельрод, В. Засулич и др.) создали группу «Освобождение труда», цель которой был анализ и пропаганда марксизма. Также они занимались переводами работ Маркса и Энгельса, таких как «Нищета философии», «Людвиг Фейербах и КНКФ», «Тезисы о Фейербахе» и др. Возглавил её Г.В. Плеханов, который считается осн русского марксизма. Он хотел популяризировать маркс фс в контексте всемирной истории фс, включив марксизм в традицию истории материализма. Его основные работы: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Основные вопросы марксизма», «Письма без адреса» и др. В работе «Основные вопросы марксизма» он считает главной заслугой Маркса – выработка правильного метода, где он отказывается от спекулятивной филосо-фии Гегеля и развивает учение о материализме. В основе предмета фс марксизма П. считал диалектику. Причём диалектика – это не просто учение о развитии, где эволюция есть постепенное развитие, а она во многом зав от геогр среды. И по мнению П. Маркс говорит, что геогр среда влияет на человека посредст-вом производ отношений, возн в дан местности. Т.о. люди сами создают свою историю. И географическая среда, определяя характер производительных сил, создаёт объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной «надстройки». Отношение между «основанием», т.е. базисом и надстройкой П. выразил в виде так наз. пятичленки, кот. состоит из состояния производительных сил; обусловленных им экономиче-ских отношений; социально-политического строя, выросшего на данной экономической «основе»; психике общественного человека; различных идеологий, отражающих в себе свойство этой психики. Так П. раскрывает понимание общественной жизни Марксом. А основы общественной жизни составляют производст-венные силы, кот. состоят из вещественного фактора (орудия труда и условия труда) и личностного фактора (отношения между людьми). И изучая орудия труда можно прослеживать развитие общества. А вторую основу составляют производственные отношения, где главной является собственность, которая появляется в результате обмена и отношений распределения. Освещая мировоззрение П. необходимо подчеркнуть, что он был сторонником не просто материалистическо-го, а монистического взгляда на историю (т.е. единого). В соответствии со своим убеждением, что «наиболее последовательные и наиболее глубокие мыслители всегда склонялись к монизму», П. проводил монистиче-ский принцип и в диалектическом материализме. Здесь он в качестве «исходного начала», или субстанции, принимал материю, наделённую такими атрибутами как протяженность (объект) и мышление (субъект). Так он приходил к философии Спинозы, а затем и к философии Канта. Поэтому в теории познания он совершал дуализацию материи на «вещь в себе» и «чувственные впечатления», или «иероглифы». Т.е. П., как и Кант, заявлял, что материя сама по себе, в качестве субстан-ции, нам неизвестна. Мы не можем знать, что такое материя помимо наших ощущений. Т.о. материя существует вне и независимо от сознания человека и служит источником его ощущений. Материя существу-ет объективно. Также нужно заметить, что П. не только популяризировал марксистскую философию, но и создал свою философскую концепцию. По его мнению, философия есть совокупность гипотез, на которую опираются все естественные и общественные науки (напр. первоначально понятие «атома» было у Демок-рита, а уже потом перешло в физику и в химию). Но когда эти науки полностью впитают в себя философ-ские идеи, то философия будет уже не нужна. Что касается вопроса о развитии России, то П., как истин-ный марксист верил, что экономическая теория Маркса и Энгельса приложима и к российскому обществу. Он считал, что Россия должна идти по западной, универ-сальной (как ему казалось) модели развития. В.И. Ленин начинает знакомиться с трудами Маркса, Энгельса и Плеханова, и становится марксистом. Основные работы: «Что такое друзья народа?», «Мате-риализм и эмпириокритицизм», «Философские тетра-ди», «О значении воинствующего материализма». фс в его творчестве, как и у любого ортодоксо марксиста занимает особое место- часть ед марксистского мировоззрения, фунд принципы которого не подлежат никакому сомнению и изменению. Марксизм – это не просто теория, но и практика, поэтому понятно почему «академическая» фило-софия становится предметом насмешки у Л. В 1909г. выходит его книга «Материализм и эмпириокритицизм». Это ед соб соч Л. Главная тема работы – соотношение материи и сознания. Л. указывает на первичность материи, развивая марксистский материализм. Он говорит, что материя – это фс категория, кот. дана человеку в ощущениях. А сознание – высший продукт мате-рии, функция человеческого мозга, отражение внешнего мира. Диалектику Л. (как и в «Философ-ских тетрадях- ед правильную теорию развития обществ. Законы диалектики являются основным критерием в получении правильного знания. Диалектика ведёт от незнания к знанию. Истину Л. определяет как соответствие наших знаний объекту, как отражение. Он был уверен, что существует одна объективная абсолютная истина, которая не только не опровергается, но подтверждается в будущем. + Но при чём он тут же говорит, что эта истина складывает-ся из суммы относительных, которые могут заключать в себе и заблуждения. Но критери-ем истины всегда является практика. В этой работе Л. критикует Богданова за неправиль-ное истолкование истины. По мнению Л. истина есть адекв отражение действительно-сти, она абсолютна; а Богданов замечает, что наше знание всегда относительно, а если и есть объективная истина, то оно всего лишь общезначимо (напр. если все будут верить в бога, то бог будет существовать). Итак, разви-тие русского марксизма во многом определило будущее русло фс идей в России на многие годы.
читать дальше18 век ломка старых устоев жизни и + петр реф, (экономика, полити-ка, соц. структура, военная сфера и культура).. (!)Свет-ская культура начинает вытеснять культуру церковную, кот-ая однако сохранила свои обще и мировоззр позиции. + европеизация, + создспецшеол и отпрака за границу на учебу. 1725 – пет ак наук. Один из ц фигур
Ломоносов один из оснв н естествозн-ия в России. Л. образ в Московской Славяно-греко-латинской академии, был учеником нем. философа Х. Вольфа, испытал влияние Лейбница и Бойля. Как просветитель немало сделал для русской к-ры, создав и подготовив проект универ-та, открыто-го в 1755 г. под названием Московского. Л. - уникальный чел-к, оставивший след во всех областях зн-ия своей эпохи (история, механика, риторика. химия, минералогия, поэтика, философия). По своему научному складу ума Л. был естест-венником, что отразилось и на его фил-ии: занимался в основном проблемами онтологии (учение о материи и движении), к метафизике относился скептически (был деистом). В гносеологии Л. разрабатывал т. двух истин. Вера и истина имеют свое последнее основание в боге, поэтому они не противоречат др. другу. Но это не значит, что они говорят об одном предмете. Существует два предмета: наука и религия, как две книги. В одной книге бог показал свое величие (это видимый мир, в котором чел-к и познает это величие), в другой книге бог показал свое благоволение к нашему спасению. Просвещ – наука – в осн законы, к рые можно использ + сужение обл церкви (сфера мор-нр норм). Всемогущество бога должна изучать наука Роль бога при объяснении явлений в созданном уже мире отрицается (деист) Натурфилософия Л.(опирается на детерминзм). Природа: 1. проста; 2. "крепко держится законов"; 3. "повсюду одинако-ва". Последнее означает единство законов для микро- и макромира. Все в природе подчиняется законам механики, при отсутствии какого бы то ни было трансцендентального воздействия бога на мир. Природа тела состоит в движении. Сущность тела - в протяжении и силе инерции. Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит сущность. Материя есть нечто протяженное, непроницаемое, делимое на "нечув-ствительные" части. Материя состоит из элементов - корпус-кул. Они делятся на первичные (атомы) и вторичные (из неск. Атомов) Тела: орг и неорге. Отличие их др. от др. - в разл простейших типах связи между частями тел. Тела состоят также и из формы, кот-ая зависит от материи. Атомы материи непроницаемы и неделимы. В отличие от Декарта и Ньютона, Л. исключал представление о пустоте и пустом прост-ве. Оно между атомами заполняется эфиром. Т.о. задается материаль-ное единство мира, кот-ое объясняет явления, необъяснимые механически. Открытия Л.: 1) обоснование з-на сохр-ия вещества и движения (всеобщий з-н природы); 2) механиче-ская теория теплоты, осн на атомно-молекулярной теории; 3) т о всеобщем изменении природы.
"Ученая дружина Петра" - выразительница новых научно-философских идей (Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир и др.). Ф. ПРОКОПОВИЧ (1681-1736) - олиц собой связь двух эпох в русском мышлении. Его уч завер рел-фс рационализм отеч средневековья – предпосылк для светск фс. 1) Соц.-политические взгляды: а) критика схоластиче-ского догматизма и развращенности священнослужителей; б) попытка внести в образование прин-пы рац-зма, логической и фактической доказательности (нов. методы из зап. фил-ии); в) демократия и аристократия - источники народных бедствий; наиболее "полезное" правление, гарантирующее общ. благо - наследств. монархия в форме самодержавия; г) гл. идеологич. принцип гос-ва - "общая польза" (при увеличении мат. благ наступит всеобщее "беспечалие"); д) гос-во д. обеспечивать необходимый уровень образования (просвещение - гл. фактор совершенствования об-ва); е) повиновение христ. государю обязательно, т.к. естественный з-н (основа гражд. отн-ий) написан в сердцах людей богом; церковь не может быть вторым гос-вом в гос-ве, духовенство служит гос-ву, патри-аршество заменяется на администр-ый орган (во избежание деления светс. и дух. власти, суеверия). 2) Философские взгляды: а) отн-ие науки и религии: тексты Писания не могут служить препятствием для достоверных научных доводов, подтверждающих гипотезы науки (напр., коперни-канство); Писание д. истолковываться аллегорически, а не буквально, но это не умаляет его боговдохновенности. Вера будет более прочной, если опирается на разум, но у богосло-вия и науки разные методы позн-ия (богосл-ие - откровение); б) в основе мира - Бог, как первопричина его бытия, движеня по определенным з-нам. Бог и после творения осущ свои законодат-е ф-ии (не деизм, не пантеизм); в) понимание материи (исходит из концепции аристотелизма). Вещь (тело) - сущность певого рода. Материя (в-во) - потенц субстанция. актуализируемая формой (т.о., тело=материя+форма). Материя - общее в вещах, форма - видовое и родовое, поэтому мат-ия образует единство тел живой и нежив. природы; г) атомистич гипотеза: мат-ия состоит из атомов и обладает протяженностью; пустоты нет (бог не мог ее сотворить); д) св-во мат-ии - движение, кот-ое лежит в основе всех изменений; е) научн. позн-ие предполагает деят-ть орг. чувств (ощуще-ния) и разума (умозрение и логика).+ В.Н. ТАТИЩЕВ (1686-1750) Вклад в науку - соч-ие "История Российская с самых др времен..." 1) Соц.-полит идеи: а) сторонник т. естественного права гражд. зак-ны зависят от национальн. особенностей; начало истории об-ва - обществ. договор, "естественная неволя"); б) благо об-ва зависит не только от уровня просве-щения, но и от формы правления (три формы: монархия, аристократия, демократия; целесообразность их использова-ния зависит от размеров страны; для России лучшее - монархия в форме "единовластия"); политика гос-ва д. опираться на принцип "общей пользы", естеств. и гражд. з-ны; в) критика церкви и религиозный скептицизм; 2) Ф взгляды: а) отн-ие науки и религии (отделяет богословие от науки; они отличаются предметами и способами позн-ия истины: богосл-ие - на вере в творца, наука - на разуме; гл. цель науки - самопозн-ие чел-ка, раскрытие его свойств и сил; основн. требов-ие к науке - практич. полезность; б) гл наука в позн-ии бытия - фс, основн. проблема кот-ой - проблема соотношения души и тела; телесная организация чел-ка относится к компетенции фс, душа (психика) - к религии. Тело конечно (со смертью отходит к первоначальным элементам). Душа нераздельна и бессмертна.); в) в кач-ве принципа классифика-ции наук - обще. значимость. Выделял науки "нужные" (язык, экономика, медицина, логика, богословие), "полезные" (связаны с родом зан-ий чел-ка: риторика, ин.яз, физика, ботаника и др.), "увеселительные" (поэзия, музыка и др.), "любопытные" (астрология,), "вредительные" (чернокнижест-во). А.Д. КАНТЕМИР (1708-1744) В соц-полит сфере Кантемир говорил о равенстве людей по природе, но в об-ве они различаются по степени пользы, приносимой ему. Государственные з-ны должны быть направлены на благо чел-ка. После создания мира богом чеел-к сам становится творцом своего счастья, конечная цель которого - достижение безмятежности души. Счастье достигается путем самопозн-ия. Фс - его заслуга - в распространении фс представлений мыслителей Нового времени. В 1730 г. он перевел на русс язык книгу фр. мыслителя Фонтенеля "Разговоры о множестве миров". Она содержала критику птолемеевской системы и религиозного объяснения мироздания. + комментарий - перевод научных терминов на русс язык, предприняв попытку создания научно-фс терминологии. Осн понятия истолкованы в духе естественнонаучных и сенсуалистических представле-ний. Природа - творч нач люб существования и производных вещей. Материя - *то, из чего сделана вещь, *предмет мысли, *причина (повод). Идея - отражение внешнего предмета, по содержанию - представление (идея англ. сенсуализма). Фс делится на логику (метод знач-ие), этику (учит добрым нравам и руководит в практической жизни), физику (наука о веществ. природе, причинах естеств. действий) и метафизику (ее предмет - сверхъестественное, бесплотное - душа, духи, бог). Пер книги Фонтенеля познак с философск. системами Пифагора, Аристотеля, Декарта и положил начало созданию русского фс языка.
2. Западничесвто и славянофильство
читать дальшеПроблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.
Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы.
Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
западники -
славянофилы - читать дальшеСвоеобр напр в Р фс - воззрения славянофилов. 40-50 гг 19в критика слепого подражательства Кошелев, Самарин, тут же Даль, Тютчев, А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). Аксаков интерес - судьбы Р и ее роль в мир ист процессе. В самобытно-сти истор прошлого они видели залог всечеловеч призвания Р., тем более, что по их мнению, зап культу-ра уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве обману-той надежды и безотрадной пустоты. Россия сохранила главное - православие и общину. Возрождение форм патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси - это соц-ист концепция имеющая провиденциальный и религиозно--мистический характер. Церковь есть первореальность, проповедовал соборность и общину, отрицая как индивидуализм в разл проявлениях (социолог ия, мораль), так и казарменный коллек-тивизм, лишающий свободы. Община или собор-ность--- союз индивидов во имя бога и любви.+осн на рел на учение о чел и обществе. Хомяков - учение об иерарх структуре души и ее "центральных силах". Киреевский - "внутреннее средоточие духа". Достиж целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - Бог. Ист прогресс связ с отысканием "дух смысла". Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех дух функций чел, так называемой "Разумной Зрячестью" или "живознанием", исходное начало кот - религия. при этом трагизм чел жизни в том, что будучи призванными к св. в церкви, они уходят от свободы в природную или соц необходи-мость, становясь ее рабами. + зап ирос цивилизации выросли из одного корня + стремл к солидарности со славянами + влияние вост патристики и Шеллинга, Гл в у с. – стремление к цнлостности, преод всех форм разрозненности + учение о соборности – высш истина дается не одн спос логич мышл-я, но уму. Чувству и воле вместе, т .е духу в его живой целостности- искали соборность в разл феноменах рус ист и культ – крест община и раб артель – гл принцип единогласие, а не большинства + против крепост-ничества – «надругательство над всяким правом» в соц –пол – принципы классового мира и прогресса без хирург вмешательсива - эволюция.
3. Философия Герцена. (1812-70)
читать дальшеТалантл писатель- западник.Работы: «Письма с того берега», «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы». Образ. В 15 лет знакомится с Огаревым. 1829г - физмат МГУ. Учил НКФ и фсобще. Создал кружок, который занимался соц-полит. Вопросами.(Сен-Симон).Любил Фр. революцию. Ссылка. Знакомство с Натальей Захариной мистика, Сведенборг, стал романтиком чк - падший ангел. ( Эгоизм че-ка(наследие Люцифера) и любовь. Заключенный в че-ке ангел - томится, стремится к трансценденции. Провидение правит всем. Достоинство че-ка в том, что он существо эст (по Шеллингу). + влияние Гегеля слухи о его полит. деятельности ( Ссылка ( Атеизм ( Раскол западничества на либеральное (Грановский) и левое (Герцен, Огарев, Бакунин). Пишет «Гегельянские Очерки», кот. делают его великим гегельянцем. Фс - единство эмпирии и рационализма. Мысль и бытие противоречат др. др. Из рассмотрения истории делает вывод: для человека совсем не безразлично, жить или не жить, а для природы все равно.Свою задачу видит в наблюдении и физиологич описании истории. Евр цивилизация гибнет, типа гибели Рима, только вместо христиан - социалисты «новые варвары». Вся ист скорее бессмысл процесс. (1848г.- Крушение надежд социал-демократии в связи с революцией в Германии.) От нрав гибели Г. спасла вера в Россию. «Русский народ и социализм».: Русский народ имеет будущее т.к. только он сохраняет коммунистическую крестьянскую общину. «В нашей жизни много безумного, но нет пошлого». Цель - не освободить народ, а привить ему нечто эстетическое.(«Письма к Бакунину»). Западная действительность не удовлетворяла Г. Им движет рел. жажда высшего идеала.
Аналитика + эмпиризм. Чув ощущения - начало познания , но на первом месте - умозрение. Эмпирия и идеализм не сущ. отдельно, из необходимо совокупить. «Развитие че-ка как и чел-ва подвержено нек законам. Произвол и свободн. воля теряются в общем направлении всего человечества. Г.- «пантеист» (Абс. дух – во всем.) Без категорий познание невозможно (нет иных категорий, кроме категорий разума (их разрабат. фс( необходимо ученым обратиться к Фил-фии. Законы разума и бытия совпадают. «Критерий истины - в мышлении, освобожденном от личн. хтра.» Научная фил-фия - дело будущего, это соединение эмпирии с умозрением. Крушение социалистич. идей - результат независимости общественного бытия от теор. сознания. «Дилетантизмъ в науке»: Стар убеждения потрясены, новые хороши, но плодов пока не принесли. «Примерение в сфере мышления провоз-гласилось миру наукой». Одни науке не верят за сухость, неприступность , схоластичность, другие все объясн. через нее, упрощая мир и вредя ее успехам («Философы- мухамме-дане»). фс как наука предполагает развитие самомышления. Пока она абстрактна и несовершенна, хотя в ней есть некоторая выработанность и диалектичность (напр. Гегель). Есть люди, попавшие между «естественной простотой масс и разумной простотой науки». Это враги науки - дилетанты и романтики. Еще- позитивисты, кот. потеряли дух в теории и аналитике. Романтики скорбят об ушедшей вере и готовы принять науку, если наука примет их старые истины. Наука должна прорасти в каждом. Русские пользуются плодами чуж труда и принимают чужие болезни. Дилетанты ленивы, темны, склонны к мистическим, моральным и сентименталь-ным возражениям. Наука не достается без труда, а они хотят легкой науки, не понимая ее подходя замысловато, когда нужно душевно, самоотверженно просто. Дилетанты любят туманное стремление к науке, а не действие - эгоисты!!! Им дорога не истина, а то, что они так называют. «Уважение к истине - начало премудрости.» Всеобъемлимость фс -вид доступности, а частности в ней не развиты. Фс разочаровыва-ет дилетантов и они ее бичуют. Предмет науки и иск-ва - дух. Если я не приобщился к нему, то его нет для меня, а не для человечества. У материализма есть предмет; опыт доказ все, дух заложен в природе. Но опыт беднейш средство познания, это физ. факт, а не факт духа и разума. Разум судья истины, судья разума - он сам. Дилетанты требуют кратк определений понятий на их языке, но это глупо. Рассудочные науки приучили людей к анатомическому рассмотрению истины - мертвой и застывшей. (Условие понимания науки - живая душа, с помощью которой понимаются живые истины. Дилетанты мечтают, а не борются.(Скептицизм, лишения. Наука требует уважения и не приемлет авторитетов. Это последовательное развитие разума, а не разные опыты.
5. Фс взгляды Толстого и Достоевского
читать дальшеФ.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции.
Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
• путь человекобожества;
• путь богочеловека.
Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.
Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства в следующем:
• многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
• религия должна стать простой и доступной для народа;
• Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;
• смысл жизни — самосовершенствование;
• главное зло на Земле - смерть и насилие;
• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
• в основе поведения человека должно быть непротивление злу;
• государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование;
• всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
6. Философия Всеединства (Соловьев, Трубецкой, Флоренский) читать дальшеПопытки постр сист всеединства (вс.) идут, нач от ранних стоиков, через всю антич фс до Плотина, усложняясь в своей проблематике и уточняясь в осн понятиях. Путь развития метафизики: от понимания целостности природы, её живого единства, к связ космоса с абс началом бытия, а затем переход космологич идей в богословие. Это восхождение от космологии к богословию проходило в формах пантеизма. С философии Филона Александрийского в проблематику вс. входит понятие творения. Оно развивается в срвека Эриугеной, в эп. Возр - Н. Кузанским. В Нвр в евр фс тема вс. дробится на отд проблемы и развивается в сторону плюрализма (Лейбниц) и имманентизма (Гегель и др.).Но с развитием естествозн-ия интерес к вс. угас.Вл.
Соловьев - читать дальшеСоловьеву принадлежит инициатива возрождения концепции вс., причем не только в рус, но и евр фил-ии. Вновь появляется связ жизни природы в единстве с абсолютом, богословская тематика, + новая для русской фил-ии тема Софии, через кот и реализуется связь мира с богом. Рус фс стан продолжательницей мир мысли о вс., хотя есть и русские предшественники данной проблематики, напр., Хомяков и его учение о соборности. Нет окончат опр-я вс. Это кат=я особ- рода, она не допускает исчерпывающего разумного определе-ния. Более всего она носит характер символического указания на некий особ строй бытия. В русской фс вс. Нек соверш единство элементов бытия. Сами они внутренне тождественны др. др., но не сливаются в сплошное целое. Фс теория вс. в рус. фил-ии имеет одну общую черту. Она опир на библейское представление о Софии, Премудрости Божьей. Софиологич аспект представляет динамику развития идеи вс. Он объединяет в себе три главные темы: 1. Понимание мира как "живого целого" и проблема вневременной идеальной основы мира; 2. Антропологическая тема, связывающая чел-ка с абсолютом (идея богочеловечества); 3. Тема "божественной" стороны мира, связывающая идеальную сферу в мире с тем, что находится над миром. С. в гнос. – форм метод фс Вс - ритика отвлех начал (одноим. раб.,1880). отбрасывании всех односторонностей в фс, как то мат, ида, эмп, рац-зма. Они боролись дрр. с др., но не достигли цельного синтеза. Это пытается сделать С. на основе христианского вероучения. Истина есть сущее, в своем абсолютном единстве и абсол. множественности. Т.о., истина - это мир, понятый как вс., "всеединое сущее". Трад существующие в фс способы познания - эмпирический и рациональный - дополняются у С. третьим элементом - мистич,как основой истинной фил-ии. Без этого элемента прежние методы дают либо чувственный опыт как внешнюю множеств-ть, либо внешнее единство без содержания. Мистич. эл-т соед все способы воедино, от него логиче мышл-ие получает разумность, эмпирич-ое зн-е - значение безусловной реальности. Познание предмета проходит в три ступени: 1.вера в безусловное сущест-ие предмета (сообщает, что предмет есть); 2. умственное созерцание или воображение сущности предмета (--,что предмет есть); 3. творческое воплощение идеи предмета в ощущениях (--,как предмет является). Этим трем источникам позн-ия (вера - главн., воображение, творчест-во) соответствуют три вида бытия: абсолютное бытие, идеальная сфера и явления. Конечная цель позн-ия – перемещ-е центра человеческого бытия из его природы в абсолютный трансцендентный мир, т.е. внутреннее содинение с истинно сущим.
Осн понятия онтологических взглядов С. - сущее, бытие и идея. В ос суще мира и всех вещей лежит сущее, некое безусловное начало, абсолют, бог. Оно отлично от бытия тем, что лишено признаков и свойств и невыразимо в количественном отношении. Такое понима-ние сущего связывает его с небытием, но оно не есть небытие.Сущее выступает как сила всех вещей. Оно обнимает всё существующее в виде единого и цельного организма. Чтобы лучше понять, шо таке сущее, можно привести пример.Пока каменюга свободен от гранитности и мраморности, он свободен от всех признаков и свойств, т.е. выступает как сущее. Но в наших руках он становится конкретным гранитом или мрамором. Он стал обладать определенным признаком. Сущее разделилось на признаки. Такое "расчленение" сущего, по С., есть бытие. Помимо признаков вещи различаются между собой идеями, которые неотделимы от самих вещей и составляютт их сущность. Сущность есть тождество бытия и сущего, т.е. единство мира и абсолютного, Всеединство. Вс. мыслилось С в лице Софии. София - это некое "ид человечество", замысел Бога о мире и чел-ке. Она содержит в себе первобраз и состояние мира как вс.. София - носительница противоречивого единства мировых начал. Тварная и творческая природа Софии обеспечивает взаимоотношения абсолютно-сущего с миром бытия. В гнос смысле София – выр-е подлин и цельн зн-ия о мире. Сама множеств-ть способов позн-ия с- залогом всесторонности позн-ия, при условии их творческого соединения в системе цельного зн-ия. Софийность человеч-ва раскрывается в концепции богочеловечества как актуального завершения истории. Чел-к явл. носителем божеств. начала и должен осуществить его: 1. в совершенном позн-ии; 2. в исторической практике. Завершается это все всемирной теократией и Вселенской церковью, установлением богочеловечества и началом космической истории.
Трубецкой - читать дальше"Полнота жизни как единая цель для всего живущего —
таков предмет искания всякого жизненного стремления;
единая истина для всех — таково предположение всякого
сознания вообще, и, наконец, единая правда для всех, —
таково предположение нравственного сознания. Тоска по
всеединству — вот что лежит в основе всего нашего
страдания о суете и бессмыслице жизни; и поскольку мы
возвышаемся сознанием над этой суетой, этот мысленный
подъем уже представляет собою некоторый предварительный
выход из того порочного круга, в котором мы томимся. "
Е.Н. Трубецкой
Евгений Николаевич Трубецкой (1863 - 1920) - выдающийся русский философ и правовед. В философском плане Трубецкой были продолжателями идей В. Соловьева, о котором написал двухтомную работу: "Миросозерцание В. Соловьева". Основным философским трудом Е.Н.Трубецкого стал "Смысл жизни".
Трубецкой выступает как один из видных представителей философии всеединства в России. Однако в ряде существенных моментов Трубецкой отходит от учения великого русского философа и строит свою теоретическую модель действительности. Она наиболее отчетливо выражается в его учении о свободе. Свобода у Трубецкого является основой деятельности индивида. Если у Соловьева отношения между Богом и человеком основаны на любви, то у Трубецкого - на свободе выбора, которая есть источник не только добра, но и зла. Человек сам выбирает свой путь и несет ответственность за зло в мире. Свобода есть более великое достояние мира и человека, чем если бы мир был подчинен абсолютной необходимости, исходящей от Бога. Божественная любовь хочет иметь в человеке не автомат, а друга. В этом и есть оправдание свободы. Человек не мог бы быть действительным участником добра, если бы он не был способен выбрать между добром и злом. Положительная эволюция мира заключается не в отрицании зла, а в преодолении зла в самом ее источнике - свободе самоопределяющейся твари. Это не свобода от искушения, а победа свободной воли над искушением.
Постулировав свободу, Трубецкой, в отличие от Соловьева, развивает учение о Софии уже не как об инобытии Бога, а как об идеальном замысле о мире, который человек может принять или отвергнуть. София, неотделимая от Христа Божья мудрость и сила, есть не сущность, а только норма, идеальный образ, нравственно-правовой идеал.
Трубецкой утверждает, что жизнь не стоит на месте, мир движется вперед к своему светлому пределу. Однако само движение не происходит автоматически. От человека требуется духовный подъем и беспощадная борьба с земными страстями, которая сопровождается трудами, лишениями и страданиями. Никакие временные успехи, радости, лишения и страдания не должны останавливать человека в его неутомимой борьбе за возвышение земного до небесного. Таков путь индивидуального человека.
Флоренский - читать дальше.) Ф. продолжает трад цельн зн-ия. В т. позн-ия он утверждает антиномичность истины. Это означает, что истина не постижим только с помощью рационального позн-ия. Рассудок вязнет в противоречиях и ведет к скептицизму. С его помощью невозможно непротиворечиво решить, к прим., проблему свободы чел-ка и всемогущества бога. Для рассудка не совместимы тезис и антитезис, кот-ые и составляют антиномию.Ф. выделяет три силы позн-ия: 1. рассудок (противоречив, не ведет к цельной истине); 2. разум (способ-ность целостно позн-ть мир; в форме рассудка тонет в противоречиях, но через просветление сердца освобождается от раздробленности и ведет к истине); 3. вера (соединяясь с разумом может постигать божеств. истину). Онтология: . Есть два мира: окружающий мир, кот-ый противоречив и далёк от бога, и божеств. мир, в кот-ом пребывает истина . Истина есть "сущее всеединое" (онтологическое обоснова-ние). Цель т. познания - соединение двух миров для приобще-ния к Истине. Это дост в соборном опыте церкви. Бог надмирен. Из прир бога нельзя сделать вывод о существова-нии мира и твари, поскольку из абс-ого нельзя вывести относито. Бог мог и не сотворить мир: он сделал это свободно, а не из необходимости. Несмотря на разделенность мира и творца, мир коренится в боге через одну из сторон его божеств. сущности - Софию. София - "замысел Божий о мире", "ид личностьь мира". Она явл. "четвертым лицом" бога и обладает признаками тварности. Мир и София не единосущ-ны богу, хотя и допускаются войти в него. Через учение о Софии Ф.выходит на учение о церкви. Церковь - образ, модель вс.. Она есть собрание личностей, связуемых любовью. Это собрание силой своей любви образует единую личность, кот-ая и есть София. Через принадлежность к церкви чел-к связывается с Софией и богом, осуществ-ляя вс.: познавая божеств. истину и реализуя замысел божий о самом себе.
7. "Вехи": история, содержание
читать дальшеВ – сборник статей о рус. Интел опубл. 1909. В сборнике дана концентрированная критика миросозерцания рус инт. Она то и вызывала столь бурную реакцию. К19-н20 рус культура испытывала обновление , это эпоха сереб века культ ренессанса многие в миг стали эстетами, поэтами… отказывались от утилитаризма в искусстве, позитивизмом. Интуитивизм, экзистенц был популярен, что получил название нового религ сознания. И дух ренессанса (достоевск, соловьев) влияние Ницше, Маркса. Отход от марскизма к идеализму у всех закончился почти одинаково в 1902
Вехи-осмысление соц, дух опыта, судеб России и русского освободит движения. Черты Интел: вина перед крестьяством, стремление помочь народу, аскетизм, боязнь быта, презрение. Булгаков в Вехах: была доза бессознательно-религ отвращения к духовн мещантсву, к цартсву от мира сего с его успокоенным самодовольством. Мечта о граде божием, спасении, очищении если не от греха, то от страданий Инициатором выпуска Вех был Гершензон –историк рус. Общ. Мысли Участникам сборника было выдвинуто условие статьи друг друга не обсуждать и не читать (Струве, Бердяев, Изгоев, Франк) все поднимали ?: о первичности теорет и практич сторон духовной жизни над внешними формами; и полит обществ деять рус Интел. Ст. Бердяева 1-ая Философская истина и Интел. Правда поднимает: ? о русской Интел и ее кружковый характер, где царит утилитарно-моральный критрерий отношения к дух жизни сужая ее до мин.ведь интересы распределения и уровнения всегда детерминировали над творчеством и производством. Правда Интел заключается в изгнании истины, за счастье народа
Булгаков «Героизм и подвижничество» Героизм нашего народа зачастую имеет дух гордыню и желание всех облагодетельствовать, основание этого вера в естественное совершенство человека, в бесконечный прогресс, необходимо преодолеть внешнее неустройство, внешн. Формами.- это механистично. Гершензон, дала острый материал: смысл таков, Интел живет двойной жизнью с одной стороны, она живет в событиях переживающих весь народ, с другой оторвана, от народа, от цельной души, от религ. Миросозерцания. Нам надо не только не сливаться с народом но и бояться его пуще всякой власти, только пока еще штыки и тюрьмы на разделяют – это извечный барьер непонимания ее надо преодолеть через возрождение самосознание, что приводит к религии. Изгоев: обращение к студенческой молодежи. Костяковский: в России нет правосознания а потому все дозволено, русский какого бы звания он не был обходит и нарушает закон всюду. Струве: «Интел и революция» только путем медленной эволюции возможно изменение, путем выработки иного нравтсвенно-религ
Сознания, делать революц без самовоспитания, как мин алогично, там царит ненависть, фанатизм, убийство, легковерие без веры, борьба без творчества, фанатизм без энтузиазма вообщем вся форма религиозности без его содержания. Франк «этика нигилизма» пишет о потерях всех ценностей рус. Интел и призывает уйти от противокультурн нигилизма перейти к творческому, созидающему культуру религ. Гуманизму Позиция вех оказалась во многом уязвимой, год спустя после выхода вех появился сборник статей Вехи как знамение времени, полемизировали социалисты-революц, были достойные ответы на каждое против и за философов К примеру: социализм признает развитие внутри личности, поэтому он и стремится к интегральному всестороннему развитию о освобождению личности как будущего свободного творца, создать зерна новых обще отношений, единиение людей, новые переживания в лице труженика.
9. Российские версии фс марксизма
читать дальшеМас разочар в народничестве, вызв повальным террором 80х г. и убийством Александра II, перед рев движ задача поиска н соц идеалов, новых форм борьбы с самодержавием. в этой обстановке усилилось влияние марксизма, всем казалось, что найдена окончательная истина. Зарождение русского, или ортодоксального, марксизма относится к н.90х г., когда в Женеве несколько бывших народников (П. Аксельрод, В. Засулич и др.) создали группу «Освобождение труда», цель которой был анализ и пропаганда марксизма. Также они занимались переводами работ Маркса и Энгельса, таких как «Нищета философии», «Людвиг Фейербах и КНКФ», «Тезисы о Фейербахе» и др. Возглавил её Г.В. Плеханов, который считается осн русского марксизма. Он хотел популяризировать маркс фс в контексте всемирной истории фс, включив марксизм в традицию истории материализма. Его основные работы: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Основные вопросы марксизма», «Письма без адреса» и др. В работе «Основные вопросы марксизма» он считает главной заслугой Маркса – выработка правильного метода, где он отказывается от спекулятивной филосо-фии Гегеля и развивает учение о материализме. В основе предмета фс марксизма П. считал диалектику. Причём диалектика – это не просто учение о развитии, где эволюция есть постепенное развитие, а она во многом зав от геогр среды. И по мнению П. Маркс говорит, что геогр среда влияет на человека посредст-вом производ отношений, возн в дан местности. Т.о. люди сами создают свою историю. И географическая среда, определяя характер производительных сил, создаёт объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной «надстройки». Отношение между «основанием», т.е. базисом и надстройкой П. выразил в виде так наз. пятичленки, кот. состоит из состояния производительных сил; обусловленных им экономиче-ских отношений; социально-политического строя, выросшего на данной экономической «основе»; психике общественного человека; различных идеологий, отражающих в себе свойство этой психики. Так П. раскрывает понимание общественной жизни Марксом. А основы общественной жизни составляют производст-венные силы, кот. состоят из вещественного фактора (орудия труда и условия труда) и личностного фактора (отношения между людьми). И изучая орудия труда можно прослеживать развитие общества. А вторую основу составляют производственные отношения, где главной является собственность, которая появляется в результате обмена и отношений распределения. Освещая мировоззрение П. необходимо подчеркнуть, что он был сторонником не просто материалистическо-го, а монистического взгляда на историю (т.е. единого). В соответствии со своим убеждением, что «наиболее последовательные и наиболее глубокие мыслители всегда склонялись к монизму», П. проводил монистиче-ский принцип и в диалектическом материализме. Здесь он в качестве «исходного начала», или субстанции, принимал материю, наделённую такими атрибутами как протяженность (объект) и мышление (субъект). Так он приходил к философии Спинозы, а затем и к философии Канта. Поэтому в теории познания он совершал дуализацию материи на «вещь в себе» и «чувственные впечатления», или «иероглифы». Т.е. П., как и Кант, заявлял, что материя сама по себе, в качестве субстан-ции, нам неизвестна. Мы не можем знать, что такое материя помимо наших ощущений. Т.о. материя существует вне и независимо от сознания человека и служит источником его ощущений. Материя существу-ет объективно. Также нужно заметить, что П. не только популяризировал марксистскую философию, но и создал свою философскую концепцию. По его мнению, философия есть совокупность гипотез, на которую опираются все естественные и общественные науки (напр. первоначально понятие «атома» было у Демок-рита, а уже потом перешло в физику и в химию). Но когда эти науки полностью впитают в себя философ-ские идеи, то философия будет уже не нужна. Что касается вопроса о развитии России, то П., как истин-ный марксист верил, что экономическая теория Маркса и Энгельса приложима и к российскому обществу. Он считал, что Россия должна идти по западной, универ-сальной (как ему казалось) модели развития. В.И. Ленин начинает знакомиться с трудами Маркса, Энгельса и Плеханова, и становится марксистом. Основные работы: «Что такое друзья народа?», «Мате-риализм и эмпириокритицизм», «Философские тетра-ди», «О значении воинствующего материализма». фс в его творчестве, как и у любого ортодоксо марксиста занимает особое место- часть ед марксистского мировоззрения, фунд принципы которого не подлежат никакому сомнению и изменению. Марксизм – это не просто теория, но и практика, поэтому понятно почему «академическая» фило-софия становится предметом насмешки у Л. В 1909г. выходит его книга «Материализм и эмпириокритицизм». Это ед соб соч Л. Главная тема работы – соотношение материи и сознания. Л. указывает на первичность материи, развивая марксистский материализм. Он говорит, что материя – это фс категория, кот. дана человеку в ощущениях. А сознание – высший продукт мате-рии, функция человеческого мозга, отражение внешнего мира. Диалектику Л. (как и в «Философ-ских тетрадях- ед правильную теорию развития обществ. Законы диалектики являются основным критерием в получении правильного знания. Диалектика ведёт от незнания к знанию. Истину Л. определяет как соответствие наших знаний объекту, как отражение. Он был уверен, что существует одна объективная абсолютная истина, которая не только не опровергается, но подтверждается в будущем. + Но при чём он тут же говорит, что эта истина складывает-ся из суммы относительных, которые могут заключать в себе и заблуждения. Но критери-ем истины всегда является практика. В этой работе Л. критикует Богданова за неправиль-ное истолкование истины. По мнению Л. истина есть адекв отражение действительно-сти, она абсолютна; а Богданов замечает, что наше знание всегда относительно, а если и есть объективная истина, то оно всего лишь общезначимо (напр. если все будут верить в бога, то бог будет существовать). Итак, разви-тие русского марксизма во многом определило будущее русло фс идей в России на многие годы.